на главную страницу

10 Августа 2004 года

Планета людей

Вторник

Лондон создает армию XXI века

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Вооруженные силы Великобритании вступают в период самых крупных реформ за период после окончания Второй мировой войны. Цель реформирования – создание «армии XXI века, которая освободится от доктрин времен «холодной войны» и будет ориентирована на противодействие террористическим организациям и «странам-изгоям», а также на участие в миротворческих операциях». Одновременно Лондон готовит население к возможным терактам и создает силы антитеррора.

     Всеобщее сокращение
     Основные направления «реструктуризации» вооруженных сил, которая обойдется как минимум в 3,7 миллиарда фунтов стерлингов в предстоящие три года, изложил в конце июля в докладе в Палате общин министр обороны Великобритании Джефф Хун. В результате этих реформ, передает ИТАР-ТАСС, в предстоящие четыре года численность ВС Королевства сократится почти на 12 процентов – будет уволено 10,5 тысячи военнослужащих. По словам Джеффа Хуна, увольнения грозят и примерно 10 тысячам гражданских служащих министерства обороны. Наиболее значительные реформы грядут в королевских ВВС – их численность будет сокращена на 7,5 тысячи и к апрелю 2008 года составят 41 тысячу военнослужащих. Под сокращения попадут 65 из 290 экипажей боевых самолетов, в том числе пилоты эскадрильи ПВО и эскадрильи штурмовиков «Ягуар». Авиабаза Колтишелл в окрестностях Норвича, на которой базируются сейчас «Ягуары», будет закрыта. С 21 до 16, а впоследствии до 12 предлагается сократить число самолетов – морских разведчиков «Нимрод МР-2». Планы закупки новых самолетов «Нимрод МРА4» сокращены с 18 до 12.
     Численность сухопутных войск британской армии сократится с нынешних 103,5 тысячи до 102 тысяч солдат и офицеров, однако масштабы набора новобранцев сохранятся на нынешнем уровне – примерно 12 тысяч в год. Из 40 имеющихся ныне пехотных батальонов четыре – три английских из «Королевской и принца Уэльского дивизии» и один из «Шотландской дивизии» – будут расформированы в ближайшие четыре года. Число основных боевых танков «Челленджер-2» будет сокращено на 84 единицы. В марте 2007 года будут расформированы шесть батарей тяжелой артиллерии общей численностью 33 единицы артиллерийских установок «Эй-Эс-90». Наполовину – с 48 до 24 – будет сокращено число батарей ПВО «Рапира».
     Из состава королевских ВМС предлагается вывести 12 боевых кораблей – три эсминца «Тип 42» («Глазго», «Кардифф» и «Ньюкасл»), три фрегата «Тип 23» («Норфолк», «Мальборо» и «Графтон»), три минных тральщика («Инвернесс», «Бриджпорт» и «Сэндоун») и три патрульных катера класса «Хант», базирующихся в Северной Ирландии. Таким образом, число эсминцев и фрегатов в составе королевских ВМС сократится с 31 до 25. В 2008 году из состава флота будут выведены атомные подводные лодки «Трафальгар» и «Сьюперб», но на смену им поступят новые подлодки класса «Эстьют», обладающие более широкими возможностями боевого применения. Планы закупок 12 новых фрегатов «Тип 45» сокращены с 12 до 8. В целом численность личного состава ВМС сократится на 1.500 человек – до 36 тысяч. Командованию удалось отстоять финансирование двух новых авианосцев и одного из старейших военно-морских образовательных учреждений – Королевского военно-морского колледжа в Дартмуре.
     Сейчас британские вооруженные силы насчитывают в своем составе 3 авианосца, 1 вертолетоносец, 21 эсминец и фрегат, 16 подводных лодок, 543 танка, 415 боевых самолетов. Численность сухопутных войск составляет 103,5 тысячи человек. В ВВС насчитывается 48,5 тысячи человек, в ВМС – 37,5 тысячи. На военные нужды тратится 2,4 процента ВВП страны. В 2007-2008 годах, когда предлагаемые реформы планируется завершить, военный бюджет составит 33,5 миллиарда фунтов стерлингов.
     Основной отличительной чертой военной реформы в Великобритании остается концепция объединения однотипных сил и средств различных видов вооруженных сил в единые формирования. Строительство ВС страны осуществляется в соответствии с правительственной программой «Основы военной политики Великобритании до 2015 года», представленной в 1998 году тогдашним главой военного ведомства лордом Джорджем Робертсоном. Согласно этой концепции, в стратегических ядерных силах планируется сохранить общее количество ПЛАРБ типа «Вэнгард» (четыре единицы) с баллистическими ракетами «Трайдент-2», вместе с тем намечается сократить число ядерных боеголовок на каждой ПЛАРБ с 96 до 48 и постоянно иметь на боевом патрулировании одну такую лодку.
     Кроме того, в рамках программы на базе соединений и частей различных видов ВС создаются объединенные силы под единым управлением с общей системой боевого и тылового обеспечения. В связи с этим осуществляется оперативное переподчинение частей и подразделений однотипных родов и служб войск единым командованиям. Так, еще в апреле 2000 года завершено формирование объединенного вертолетного командования (в его состав вошли вертолеты подразделений армейской авиации, ВВС и ВМС). Части ВВС и ВМС, имеющие на вооружении самолеты «Харриер», объединены в единую авиагруппу, на основе которой создано авиационное соединение «Объединенные силы-2000».
     Не отставать от США
     По словам главы британского военного ведомства, сокращение числа «платформ-носителей оружия» даст возможность направить сэкономленные средства на развитие новых военных технологий, что обеспечит сохранение боевой эффективности при меньшей численности вооруженных сил. В частности, планируется направить средства на закупку высокотехнологичных беспилотных разведывательных аппаратов, на разработку средних боевых транспортных средств для быстрого развертывания на ТВД. Будет продолжена постановка на вооружение новых истребителей-бомбардировщиков «Тайфун».
     Отметим, что эпизоды, связанные с материальными проблемами министерства обороны Великобритании, все чаще становятся достоянием гласности и появляются в многочисленных расследованиях на страницах СМИ. В частности, пресса не обошла вниманием тот факт, что правительство сильно урезает бюджеты различных празднеств с участием королевских вооруженных сил. А гордость британской армии – ВМС Ее Величества уже несколько лет вместо тренировочных залпов орудий во время учений заменяют их дружным выкриком матросов. Министерство обороны, в целях экономии, осуществляет передислокацию нескольких военных объектов, располагавшихся в экономически привлекательных районах южной и юго-восточной Англии, в Северную Шотландию, где аренда гористой местности обойдется английским налогоплательщикам в несколько тысяч раз дешевле. Теперь вот масштабное сокращение, также призванное освободить средства… Комментируя выступление Джеффа Хуна, «Файнэншл таймс» отмечает, что предложенные им меры «близки к концепции, которую выдвигает министр обороны США Дональд Рамсфелд: беспилотные летательные аппараты, спутники и чувствительные датчики, передающие информацию на самолеты, которые наносят удары с использованием высокоточного оружия». «Цель состоит в том, чтобы рассеять туман войны с помощью точной информации о положении на поле боя и быстрой передачи этих данных, – отмечает газета. – Для вооруженных сил, осуществляющих такие военные кампании, нужно меньше солдат, однако необходимая для этого передовая технология обходится недешево».
     Лондонская «Таймс» в свою очередь отмечает: «Проблема в том, что начальникам штабов отдельных видов вооруженных сил приходится задумываться об эффективности действий войск и о том, какое снаряжение наилучшим образом отвечает их потребностям». Издание пишет: «На протяжении многих лет правительство разглагольствовало о необходимости создания вооруженных сил, готовых к быстрому развертыванию, но в то же время до сих пор большая часть снаряжения, которое приходится доставлять в районы боевых действий морем, слишком тяжела, а часть морально устарела». При этом газета предупреждает о необходимости «найти правильный баланс между солдатскими ботинками и сверхновым высокотехнологичным снаряжением». А эксперты напоминают о «глобальном участии англичан в американских военных проектах и программах», например в сфере военной авиации.
     Великобритания стала одной из немногих стран мира, изначально поддержавших силовую акцию Вашингтона против Ирака. Политическое, экономическое и военное сотрудничество Лондона с Вашингтоном по-прежнему остается основой британской внешней политики. Это сотрудничество, в частности, выражается в проведении совместных англо-американских военных операций.
     В период с начала 90-х годов ХХ века можно выделить: «Бурю в пустыне» в январе 1991 года, установление зоны запрета полетов иракских самолетов севернее 36 и южнее 32 градусов с.ш. в апреле 1992 года, нанесение масштабных ракетно-бомбовых ударов по Ираку в январе 1998 года, операцию против Союзной Республики Югославия в марте 1999 года, нынешнюю афганскую кампанию и «демократизацию» Ирака... В некоторых случаях в акциях принимали участие другие страны, но в основе всех них – США и Великобритания.
     Смогут ли британские вооруженные силы после предложенных реформ по-прежнему выполнять свои обязательства в различных регионах мира, есть ли смысл в масштабном сокращении численности вооруженных сил в условиях, когда «потребность в них высока, как никогда прежде», задаются вопросом наблюдатели. Они напоминают, что британские военнослужащие задействованы в Ираке и Афганистане, на Балканах, в Боснии, Сьерра-Леоне, на Тиморе, что они участвуют в воздушных и морских операциях по перехвату ОМП и его компонентов и наркотиков, а на территории самой Великобритании используются при возникновении различных ЧП. И серьезные сокращения, и реформы, по мнению части британских экспертов, могут отразиться на присутствии Великобритании в мире.
     Сегодня, согласно доктринальным установкам, к задачам британских вооруженных сил относятся обеспечение высокой степени эффективности военных мер по предотвращению конфликтов, урегулированию кризисов и при проведении боевых операций. При этом должен поддерживаться достаточный уровень боевой готовности, четко соответствующий задачам вооруженных сил, а их демонстрируемый обычный и ядерный потенциал должен служить эффективным сдерживающим средством в отношении потенциальных агрессоров как в мирное, так и в военное время. В число главных задач армии и флота Соединенного Королевства входят обеспечение безопасности страны и иностранных территорий, обеспечение дипломатических мер в оборонной области, «поддержание британских интересов в широком смысле», «поддержание мира во всем мире» и проведение гуманитарных операций.
     По мнению начальника штаба обороны Соединенного Королевства генерала Майкла Уокера, сухопутные войска, ВВС и ВМС после реформы будут способны осуществлять одну крупномасштабную операцию, одновременно играя второстепенную роль в какой-либо миротворческой операции. Какие-либо иные обязательства, по его оценке, будут неосуществимы. Но при этом официальный Лондон подчеркивает, что не «бросит» Вашингтон в любой трудной ситуации, а также не забудет про свои интересы, обеспечивая военное присутствие в мире.
     В этой связи знаменательны слова совместного заявления президента США Джорджа Буша-младшего и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, сделанного ими во время празднеств по поводу 60-летия высадки в Нормандии: «Мы еще раз подтверждаем уникальный союз ценностей и общих целей, который связывает Соединенные Штаты и Великобританию. Мы противостоим большим вызовам: глобальному терроризму, распространению оружия массового поражения, бедности и болезням, враждебным диктаторам, которые угнетают собственный народ и угрожают миру. Мы и наши союзники среди мировых демократий несем особую обязанность принять меры и мобилизовать международные институты для противодействия этим вызовам и построения более безопасного, справедливого и процветающего мира». «Мы призываем все страны объединиться ради общей цели, отбросить временные разногласия и осознать нашу обязанность работать на общее благо в мире, – говорится в заявлении. – Перед нами стоят большие задачи, но таковы и наши ресурсы, когда мы работаем вместе».
     Одна из задач - антитеррор
     Похоже, что Лондон во многом следует по американскому пути и в вопросах борьбы с терроризмом. Так, правительство Великобритании выпустило буклет с советами, как должны действовать жители страны в случае терактов и других чрезвычайных обстоятельств. На двадцати двух цветных страницах пособия содержатся инструкции к действиям в случае химической, биологической и радиоактивной атаки, описание первой помощи, а также руководство, как предотвратить нападение террористов. Подобные буклеты есть у каждого американца, которых так же, как и англичан, правительство готовит к возможности новых масштабных терактов.
     Копирует Британия США и в вопросах создания специальных армейских подразделений, цель которых – обеспечение внутренней безопасности. В Соединенном Королевстве готовятся создать антитеррористические силы быстрого реагирования численностью в 6 тысяч человек. Полагают, что «внутренняя гвардия» будет сформирована из числа нынешних резервистов вооруженных сил, которых на сегодняшний день в стране насчитывается около 50 тысяч.
     В соответствии с новыми предложениями добровольцы, желающие служить во «внутренней гвардии», будут проходить дополнительную подготовку – по пять-шесть дней в году, – физически станут оставаться в тех подразделениях, в которых служили до этого, и в случае совершения терактов будут поступать в распоряжение спецкомандования. Процедура переподчинения будет занимать всего несколько часов. Эти люди смогут выполнять такие оперативные задачи, как поиск выживших, обеспечение безопасности транспорта, водоснабжения и коммуникаций, работа в условиях массового поражения населения.
     В начале этого года министерство обороны Великобритании говорило о том, что функции добровольцев из числа так называемой «территориальной армии» со временем будут расширяться – с тем чтобы регулярная армия могла вернуться к исполнению своих обычных обязанностей. Имеется в виду то обстоятельство, что все увеличивающееся число британских солдат участвуют в «войне против террора» на территории других государств, не имея таким образом возможности защищать собственную страну. При этом наблюдатели отмечают, что создание новых сил быстрого реагирования в определенной мере идет вразрез со стратегической концепцией 1998 года, в соответствии с которой численность «территориальной армии» должна быть сокращена на треть.
     В этой связи вопрос о силах антитеррора на основе армейских подразделений, похоже, вызвал определенный раскол в британской военной элите. Так, газеты указывают, что с соответствующим предложением выступили руководители британской армии: новые силы будут заняты в борьбе с терроризмом всех видов – химическим, биологическим или ядерным нападением, которое «нельзя сбрасывать со счетов». Руководители же армии опасаются, что в этом случае может быть подорвана способность вооруженных сил исполнять возложенные на них задачи. Как пишет газета «Дейли телеграф», министерство обороны предполагает, что возможные теракты против Великобритании могут быть «нечастыми и непредсказуемыми», причем существует вероятность, что с целью максимизировать ущерб несколько из них будут осуществлены одновременно. «Один из важнейших вопросов заключается в том, хотим ли мы использовать регулярную армию в этом направлении, особенно когда они так активно привлекаются к выполнению задач на территории других государств», – заявил по этому поводу министр обороны Великобритании Джефф Хун.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства