на главную страницу

12 Августа 2004 года

Крылья Родины

Четверг

Прощай, Афган!

Роман ЧЕРЕВАТЕНКО, Андрей ЛУНЁВ.



В детстве Женя завороженными глазами смотрел на боевые награды своего отца, который был старшиной заставы и прошел войну, как говорится, от начала и до конца. Будучи пятнадцатилетним юнцом, Женя решил, что во что бы то ни стало посвятит свою жизнь служению Отчизне. Когда его семья переехала в Балашов, Женя Калугин «заболел небом» и спустя некоторое время стал курсантом Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков...
После выпуска в 1973 году лейтенант Калугин принял должность помощника командира корабля в полку военно-транспортной авиации в Кривом Роге. Молодому офицеру тогда пророчили большое будущее. И не ошиблись…

     
Командировка «на Юг».


     1981 год. За пределами Союза уже третий год гремела война. Командира отряда старшего лейтенанта Калугина вызвали к командиру полка и сообщили о намечающейся командировке в Афганистан…
     В Баграме режим работы в принципе был сносный – два дня полетов, сутки на отдых. Даже постоянные обстрелы авиагородка и ежедневные подъемы по тревоге через некоторое время стали нормой жизни. А работы между тем было много - только лишь за полгода старлей Калугин налетал около пятиста часов…
     Глубокой осенью в штаб расквартированного в Баграме авиаполка поступил приказ о выброске десанта в один из районов Афганистана. «Как раз в этот день командир отряда заболел, и мне пришлось возглавить группу самолетов Ан-12, – говорит Евгений Калугин. – В то время мы по ночам не летали, но для внезапности вышли вечером в район Кабула и загрузили десантников. Потом наш отряд вылетел в район Мазари-Шарифа. Так как десантирование должно было производиться посадочным способом, нам сказали, что взлетно-посадочная полоса будет обозначена кострами...»
     Когда пришло время заходить на посадку, Евгений не поверил своим глазам. Там, где должен был быть аэродром, беспорядочно горела сотня костров. Как позже оказалось, афганские правительственные войска должны были участвовать в захвате оборонительных укреплений моджахедов вместе с нашими десантниками, а пока, ждали, решили согреться – вот и развели костры. Немного покружив, командир отряда Евгений Калугин принял решение заходить на посадку по приборам. Риск был огромный - лишь в нескольких сотнях метров от земли Калугину удалось увидеть «взлетку». Посадив машину, он включил проблесковые огни, указав остальным экипажам место посадки. Позже, уже на Большой земле, за успешное выполнение этого задания старшего лейтенанта Евгения Калугина наградили орденом Красной Звезды...
     
Назад в будущее

     В 1989 году за плечами подполковника Калугина уже были служба на Украине, в Литве, обучение в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и перевод с повышением в г. Завитинск Амурской области. Евгений Алексеевич стал командиром полка. В это же время весь Советский Союз следил за выводом войск из Афганистана. По указанию вышестоящего штаба весь полк Калугина из Завитинска перебазировали на аэродром в Мары (Узбекистан), откуда и шли «борта» за личным составом в Кандагар.
     «Вылетали в основном ночью, чтобы не быть мишенями, – говорит Евгений Алексеевич, – ведь в Кандагаре аэродром десантники едва удерживали. Каждую ночь наши экипажи вывозили уставших от постоянных боев солдат и офицеров. Но особенно запомнился «крайний» полет»…
     …Ближе к вечеру четверка Ан-12 поднялась в небо и взяла курс на Кандагар. Старший группы – подполковник Калугин. Все шло нормально. В тридцати градусах слева уже был виден проблесковый маяк дальнего привода аэродрома Кандагар. Командир экипажа едва отвел взгляд в сторону, как маячок переместился и стал прямо по курсу.
     – Штурман, в чем дело? Почему курс изменили? – спросил Евгений Калугин.
     – Все в порядке, - ответил штурман.
     – Проверить показания приборов! – продолжил отдавать распоряжения командир корабля.
     – Да все нормально, вон прямо по курсу аэродром.
     Сомнения не отпустили командира, и он попросил штурмана полка, сидевшего в пассажирском отсеке, все же проверить данные. Через некоторое время из кабины донесся крик. Оказалось, что самолет уже был в нескольких минутах от территории Пакистана. Позже картина прояснилась. Снаряд моджахедов перебил основной электрокабель на аэродроме Кандагар, и поэтому штурман автоматически «зацепился» за маячок пакистанского аэропорта.
     – Ситуацию удалось выправить, – говорит Калугин, – резко развернувшись, начали возвращаться в Кандагар. Но связи с землей нет, да и не видим, где находится аэродром, а в свете осветительных ракет, запускаемых с земли, кажется, весь Афганистан уже пролетели. Пришлось немного уйти в пустыню и снизиться на полторы тысячи метров, чтобы за это время хоть что-то прояснилось. Вдруг я заметил, что начали взрываться бомбы замедленного действия, которые набросала дальняя авиация вокруг аэродрома, - хоть какой-то ориентир появился. Подошло время принимать решение - за мной же еще четыре экипажа шли. Но возвращаться нельзя - внизу идет бой, люди гибнут, «духи» вот-вот прорвут оборону. Я даю команду всем «Не снижаться! «Встать в вираж!», - благо с топливом проблем не было. Аэродром не видно, вызываю землю, но никто не отвечает. Как потом оказалось, в это время там искали разрыв электрокабеля и устраняли неисправность. В конце концов аэродром «загорелся», но сразу же потух. Маскировка. Связь появилась, привод заработал, я дал команду всем действовать по плану. Зашли, всей пятеркой сели. Забрали оставшихся людей и ушли домой».
     Всего же самолетами полка, где служил Евгений Алексеевич, в ходе вывода войск с территории Афганистана было перевезено несколько тысяч военнослужащих. И уже на земле, в Союзе, офицеры приходили выразить благодарность экипажам «последнего перелета», рассказывая, что если бы не удалось посадить самолеты, то им пришлось бы мелкими группами пробираться на Родину, что было равнозначно смерти.
     Во время своего «последнего перелета» подполковник Калугин снова махал рукой афганской земле, и снова в голове была мысль: «Ну все, теперь точно навсегда прощай, Афганистан!»
     В 1993 году Евгений Алексеевич был назначен заместителем командира дивизии в Улан-Удэ. Спустя два года был направлен комдивом в Тверь на большие самолеты Ан-22 и Ан-124. А уже в 1997 году стал командиром дивизии военно-транспортной авиации под Оренбургом. В конце 1998-го ее расформировали. Евгений Калугин принял должность заместителя командующего военно-транспортной авиацией. А в 2001-м его снова направляют... в Афганистан...
     
И снова Афган, и снова Баграм

     – 24 ноября у меня был день рождения, – вспоминает Евгений Алексеевич. – Юбилей, 50 лет. Друзья обещали собраться практически со всего бывшего Союза. А 22 числа - вперед, через Душанбе в Афган! Пришлось оставить гостей. Прибыли в Душанбе и на двух «вертушках» через несколько часов приземлились в Баграме. Сделали рекогносцировку и улетели в этот же день. 24-го прилетел Ан-26-м в Баграм, и день рождения справил там. Нас было шесть человек. Три дня жили в каких-то развалинах. Хорошо были радиостанция, пистолеты, автоматы, взяли с собой керосин, воду, консервы - пригодился опыт бывших командировок.
     27-го в Баграме группа генерала Калугина принимала 12 Ил-76 военно-транспортной авиации с гуманитарными грузами МЧС России. В это время на территории аэродрома базировались военнослужащие США во главе с полковником Джонсоном. Евгений Алексеевич находился на контрольно-диспетчерском пункте, но американцы своей аппаратурой пользоваться не давали. Благо были переносные радиостанции, и он с их помощью руководил полетами. Когда на взлетно-посадочную полосу уже приземлилось шесть самолетов, американцы почему-то заволновались. Вышли на связь со своим командованием и начали направлять наши борта в зону ожидания. Но Калугин со своей радиостанции дал команду продолжать полеты, выполнять посадку и никого не слушать. Словно в ответ на взлетку выехал американский бронетранспортер. Пришлось согласиться на переговоры. Полковник Джонсон поставил условие – один самолет вылетает, другой приземляется...
     ...Они улетали из Афгана на «крайнем» Ил-76, посадив и «разгрузив» все самолеты. На борту накрыли стол, поздравили друг друга с удачным выполнением задания. А когда набирали высоту, замкомандующего ВТА генерал-майор Евгений Калугин глядел на быстро удаляющуюся пустынную афганскую землю так, как смотрел на нее в 81-м, будучи командиром отряда. «Ну неужели теперь навсегда?» - подумал он так же, как и двадцать лет назад.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства