на главную страницу

12 Августа 2004 года

Планета людей

Четверг

Флибустьеры ХХI века

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



По лентам информационных агентств прошло сообщение о том, что Сингапур, Малайзия, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия приняли решение о проведении совместных учений, на которых будут отрабатываться вопросы предотвращения попыток пиратских захватов морских судов. Соглашение подписано на уровне министров обороны пяти вышеперечисленных стран. Первые учения состоятся этой осенью в Южно-Китайском море...


     К сожалению, морское пиратство, первые упоминания о котором относятся еще к временам Древней Греции, существует и сегодня. Причем количество случаев разбойных нападений на море растет просто угрожающими темпами. За последние годы зарегистрированы случаи нападений даже в некогда спокойных Средиземном и Черном морях.

     По данным Международной морской организации (IMO) в прошлом году было совершено 456 пиратских нападений, что почти на сотню больше, чем в 2002-м.

     Самое опасное море - Южно-Китайское. Здесь пираты проявляют свою активность чуть ли не через день. В Индийском океане в общей сложности было зафиксировано 96 нападений, у берегов Южной Америки и в Карибском море - 72, у берегов Западной Африки - 67, в Малаккском проливе - 38.

     Пиратство распространено там, где господствует бедность, процветают контрабанда, коррупция, наркоторговля. Этот разбойничий промысел накрепко сросся с организованным криминалитетом. Деятельность пиратских банд в Азии, к примеру, контролируют китайские преступные группировки, так называемые триады. На пиратские суда приходится также львиная доля контрабанды, операций по перевозке наркотиков. Так, в Южной Америке пиратство возродилось в 70-х годах, когда колумбийские наркобароны резко увеличили поставки кокаина в США.

     Захваченные суда, как правило, меняют «биографию» — переименовываются, перекрашиваются, получают постоянную прописку в портах других стран. Затем корабли продают и снова пускают в плавание.

     Ежегодная статистика по пиратству полностью не охватывает всей картины происходящего, поскольку почти треть всех фактов нападений потерпевшими сознательно замалчивается. Многие пострадавшие от морских разбойников капитаны судов не сообщают о подобных случаях, поскольку последующие полицейские процедурные мероприятия ведут к потере времени и большим убыткам, доходящим порой до нескольких десятков тысяч долларов ежедневно. Поэтому, как правило, сообщается только о фактах тяжких нападений, когда они сопровождаются убийствами, похищениями или большими материальными потерями.

     Встречи с пиратами порой заканчиваются очень плачевно. В прошлом году от их рук погибли несколько десятков моряков, около полусотни ранены и примерно столько же пропали без вести. В среднем у пиратов из 7 попыток лишь одна заканчивается неудачей. И доходы у этих криминальных «бизнесменов» немалые.

     К примеру, владельцы греческого судна «Панагия», захваченного пиратами у берегов Сомали, заплатили за его освобождение выкуп в 400 тысяч долларов. Вызволить из плена моряков удалось лишь через три недели. Жертвами сомалийских пиратов были еще несколько судов, за одно из которых - эмиратское торговое судно «Амир» - был потребован выкуп в размере 100 тысяч долларов.

     Нападают пираты и на российских моряков. Так, некоторое время назад в порту Кисмайо в плен к вооруженной сомалийской банде угодили четыре российских рыбака. Их траулер «Горизонт-2» простоял под дулами автоматов три месяца и был отпущен только после уплаты владельцем нескольких десятков тысяч долларов. В целом же, по самым скромным подсчетам, ущерб судовладельцев от нападений морских разбойников составляет не менее 10 миллиардов долларов в год.

     Проблема морского пиратства сегодня настолько актуальна, что о ней все чаще идет речь на различных международных совещаниях и конференциях. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти державы постоянно проводят морские учения, отрабатывают маневры по борьбе с морскими грабителями. В 1992 году международное морское бюро в Малайзии создало Региональный центр по борьбе с пиратством. Позднее он был переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Задачи центра — розыск пропавших судов и возвращение грузов владельцам, сбор и анализ информации о пиратах в глобальном масштабе, оповещение судов о нападениях пиратов, помощь потерпевшим экипажам.

     Ряд стран серьезно обсуждают возможность участия в борьбе с пиратством военно-морских флотов. Однако борьба с морскими разбойниками сильно затруднена из-за отсутствия различных межгосударственных соглашений. Например, военным кораблям нельзя вторгаться в территориальные воды других держав даже для преследования пиратов. Спорным районом в плане юрисдикции является Южно-Китайское море.

     Проблема эффективной борьбы с пиратством лежит и в идентификации преступников. Сегодня пиратские суда больше не вывешивают на мачте знаменитый пиратский флаг с черепом и костями - «Веселого Роджера», как разбойники прошедших веков. Современные пираты используют малоразмерные высокоскоростные моторные лодки и катера, которые иногда весьма трудно отличить от спортивных или рыболовецких судов. При этом вооружены они современными автоматами, гранатометами, пользуются спутниковыми средствами связи и слежения. Также нет больше, как ранее, пиратских республик – самостоятельных государств на затерянных островах или в далеких архипелагах. Ныне обширные архипелаги Юго-Восточной Азии с более чем 70.000 островами обеспечивают сегодняшним пиратам отличные укрытия и пункты базирования.

     Проблема морского пиратства отнюдь не надуманна и рискует со временем превратиться в еще большую головную боль для стран, имеющих выходы в открытое море и Мировой океан, в том числе и для России.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства