на главную страницу

13 Августа 2004 года

Армия сегодня

Пятница

Должность на вырост

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Стереотип – вещь живучая. Понимаешь, что сейчас время другое, ситуация изменилась, но поневоле возвращаешься в не столь далекое прошлое и начинаешь сравнивать, а там и сомневаться… Вот и когда дожидался прихода старшего лейтенанта Алексея Ланченкова, пытался бороться с невольным предубеждением: «Полтора года после военного университета, а уже – начальник штаба батальона. Прежде головокружительной карьерой считалось и роту спустя два-три года получить».

     Такие вот не на пустом месте появившиеся мысли. Сам когда-то служил в батальоне связи и прекрасно помню командиров рот, которым было за тридцать. А помощнику начальника штаба капитану Гусеву и вовсе было под сорок: отличный офицер, толковый организатор, мастер связи, но вакансий для служебного роста не было.
     Впрочем, не мог начальник войск ПВО Ленинградского военного округа генерал-майор Андрей Соломенцев порекомендовать мне случайного человека. Да и люди, месяц назад аттестовавшие молодого офицера на майорскую должность, вполне осознанно делали свой выбор.
     Размышления прервал приход Ланченкова. Невысокий, крепко сбитый, улыбчивый молодой человек – ничего особенного. Но начинает отвечать на вопросы, делиться мыслями, и понимаешь, что молодость – это чисто внешнее. Алексей – не по годам обстоятельный и уже опытный офицер.
     Видимо, нет смысла пересказывать его биографию, но одна деталь удивила: после средней школы Алексей окончил с красным дипломом техникум, получил специальность бухгалтера и… в том же 1997 году поступил в Смоленске в Военную академию ПВО Сухопутных войск. Теперь вспомним, каков семь лет назад был социальный рейтинг у бухгалтера и офицера? Казалось бы, толковому молодому парню прямая дорога «делать деньги», заочно получая высшее образование. А он, выросший в сугубо гражданской семье (отец – водитель, мама – тренер по волейболу), решил связать свою жизнь с армией. Более того: пример его, заместителя командира курсантского взвода, морально поддерживал тех, кто в трудный период мог «сойти с дистанции». Кстати, во взводе было 33 человека: 15 ребят и 18 девушек. Лейтенантские погоны Ланченков получил вместе с дипломом об окончании вуза с отличием.
     Считает, что с распределением ему повезло: попал служить туда, где за год до выпуска проходил стажировку. Уже тогда в лице командира батальона связи радиотехнической бригады ПВО подполковника В. Кристата нашел настоящего наставника. Владимир Георгиевич и сейчас подсказывает и помогает. Хотя теперь он - заместитель командира бригады. Но все равно не забывает родной коллектив, в котором служил практически с лейтенанта.
     Вообще-то лейтенант Ланченков номинально получил назначение начальником расчета АСУ в другой батальон, но почти сразу его направили именно к связистам – начальником отделения автоматизации. Не случайно. Как раз начиналось ответственное командно-штабное учение, и такой специалист был очень нужен именно там. Первый блин не получился комом: зарекомендовавшего себя в деле новичка вскоре утвердили в должности уже в батальоне подполковника Кристата.
     Какой только техникой за полтора года не приходилось заниматься! Помимо аппаратуры связи и специального оборудования, с головой уходил и в автомобильные проблемы. Благо инженерной подготовки, а то и просто смекалки хватало. Словом, умело осваивал на практике все батальонное хозяйство: от той же техники до организации службы.
     Еще одна сильная сторона, которую отмечают начальники у Ланченкова, - умение разбираться в людях. Удивительно, но никакой критики в адрес солдат и сержантов срочной службы из его уст не услышал. Несмотря на то, что многие чуть ли не с порога ворчат, что, дескать, не та молодежь нынче призывается в армию.
     - С людьми работать надо, - делится мыслями Ланченков. – Сейчас со мной служат в основном те, кто пришел сразу вслед за мной, – многие здесь тоже полтора года. Сам был у них командиром взвода на сборах молодого пополнения. Старался учить их так, как меня учили. Пригодился и пятилетний опыт замкомвзвода. Теперь могу сказать, что, изучив тогда каждого, практически не ошибся ни в одном человеке. Мне даже советовали некоторых не брать. Например, удивились, что взял в батальон рядового Александра Лобова. Но я знал, что он хороший плотник. Хотя чувствовал, что в перспективе из него получится и неплохой младший командир. Так и вышло.
     Если с укомплектованностью сержантами и солдатами положение более или менее неплохое, то с офицерскими кадрами постоянные проблемы. Дошло до того, что в батальоне в ротном звене осталось три кадровых офицера. Остальные – лейтенанты-двухгодичники.
     Отслужив положенные два года, они поголовно увольняются в запас. Никто не высказывает желания продолжить службу. И дело не всегда только в высокооплачиваемой работе на «гражданке». Тот же командир взвода лейтенант Олег Лебешов и рад бы остаться, но нет жилья. Здесь основная «загвоздка»: со служебным фондом толковых специалистов удавалось бы оставить в батальоне. А так, случается, и кадровые офицеры из части переводятся в другие гарнизоны, где что-то «светит» с квартирой.
     Впрочем, верит Алексей в перемены к лучшему, не только сам, но и его боевая подруга. Боевая без всяких условностей – старший лейтенант Олеся Ланченкова служит с мужем в одном батальоне. Она – начальник расчета АСУ. Вместе учились в Смоленском Военном университете войсковой ПВО. За четыре года (поженились за год до выпуска) смог разобраться «кто есть кто» - был в ее взводе заместителем командира.
     – Помогает ли такая «семейственность» в службе? – переспрашивает Ланченков и тут же, не задумываясь, отвечает: – Конечно, ведь это наши общие интересы, по сути один коллектив. Где-то ее совет весьма кстати. К примеру, у нас в батальоне много военнослужащих-женщин, которых Олеся лучше знает - больше с ними общается. Даже при составлении графика дежурств планшетисток, радисток, телефонисток нужно учитывать многие нюансы: у кого-то ребенок заболел, кто-то на сессию уходит и т. д. Самому всю эту информацию просто физически не осилить, а оставить без внимания никак нельзя.
     Признаться, в ходе беседы со старшим лейтенантом Ланченковым ожидал услышать привычные сетования на необустроенность, небольшое денежное довольствие. Тема для молодых офицеров тем более актуальна, что на «гражданке», похоже, грядут перемены. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко предпринимает реальные шаги, чтобы к концу года поднять среднюю зарплату бюджетникам до 7 тысяч рублей. Но сетований от Алексея я не услышал. Да, он и его супруга на себе испытывают все трудности службы, однако настрой у Ланченковых оптимистичный.
     – Переоборудованное из казармы общежитие, конечно, не ахти какое, но в нашем военном городке обещают построить 100-квартирный дом под служебное жилье, - размышляет Алексей. - Денег маловато? Нам на двоих хватает. А там, глядишь, добавят. Всем понятно, что реформа – это не только обновление техники и вооружения, но и люди. Особенно те, кто не ушел на «гражданку», не изменил призванию…
     Уверен: Алексей и не изменит. Достаточно было обстоятельно побеседовать с ним и его сослуживцами, чтобы убедиться в этом. Хотя разговор не был долгим - предстоял выезд на полигон и дел у начальника штаба батальона старшего лейтенанта Алексея Ланченкова было невпроворот.
     Развеялись и мои предубеждения насчет быстрого служебного роста молодого офицера. Сам же он, получив должность, что называется, на вырост, думает спустя два-три года учиться заочно. Дай Бог, чтобы ему и дальше сопутствовала удача. А терпения, настойчивости и преданности делу старшему лейтенанту Ланченкову не занимать.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства