на главную страницу

14 Августа 2004 года

Проблема

Суббота

На кого работаем?..

Полковник Юрий ЧУМАК. Капитан 1 ранга Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     Не так давно, будучи по служебным делам в авиационном гарнизоне ЧФ РФ Гвардейское, узнали о серьезных проблемах Наталии Ивановны Белавкиной, которая с 1984 года возглавляет теплохозяйство части.
     - Вот уже более полугода не могу оформить пенсию, – пояснила Наталия Ивановна и поведала свою невеселую историю.
     Когда в октябре 2003 года у Белавкиной наступил пенсионный возраст, у нее за плечами было 33 года безупречного трудового стажа. Причем работала она только в частях и учреждениях Северного (14 лет) и Черноморского флотов. Пенсию решила оформлять в городе Анапа Краснодарского края, где получил квартиру ее муж, подполковник запаса, уволившись по возрасту из штаба Черноморского флота. Представила в городской пенсионный отдел российский паспорт с анапской пропиской, трудовую книжку и другие необходимые документы. И стала ожидать начисления долгожданной пенсии.
     Но не тут-то было! Сначала не хотели засчитывать трудовой стаж с 1992 года, когда воинская часть ЧФ, в которой работала Наталия Ивановна, после распада СССР оказалась на территории Украины. Потом отказывались признать этот стаж с 1997 года, когда было подписано Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Согласно ст. 14 этого соглашения, предприятия, организации и учреждения ЧФ производят налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины (в том числе и взносы в пенсионный фонд Украины). Плательщиками являются и физические лица – гражданский персонал флота.
     После долгих разбирательств и переписки (о последней речь пойдет ниже) с различными инстанциями Белавкиной все же засчитали трудовой стаж полностью. Сделано это было на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
     Однако на этом дело не закончилось. В страховой стаж при назначении пенсии Белавкиной засчитали период работы только до 1 января 2002 года. В тот день вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно части 1 статьи 3 этого закона право на трудовую пенсию имеют граждане России, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
     Периоды работы за пределами России включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных российским законодательством или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Но так как россиянка Наталия Белавкина платила эти взносы в пенсионный фонд Украины, то исчисление страховой части ее трудовой пенсии произвели без учета суммы страховых взносов, уплаченных на пенсионное обеспечение.
     В результате Наталии Ивановне начислили пенсию аж в… 800 российских рублей (около 140 гривен). И это за 33 года непрерывной, напряженной работы?! В эту сумму не вошло ни копейки из отчислений в пенсионный фонд Украины, и пенсия начислена только за стаж работы. Но эти отчисления производились не по воле Белавкиной, а в соответствии все с тем же межправительственным соглашением по Черноморскому флоту.
     Чтобы добиться справедливости, куда только ей не пришлось обращаться: в территориальный комитет профсоюза ЧФ, к командующему флотом, к главкому ВМФ и его заместителю по тылу, к министру обороны РФ, к послу России в Украине, к председателю Пенсионного фонда РФ, к российскому премьер-министру, в Конституционный суд России и Государственную Думу РФ и, наконец, к самому Президенту России. Что это дало?
     Терком профсоюза ЧФ обратился по этому вопросу в ЦК профсоюза рабочих и служащих ВМФ России. В свою очередь председатель ЦК профсоюза В. Железнов направил письмо председателю Пенсионного фонда РФ М. Зурабову с просьбой дать свои разъяснения заявительнице и ЦК профсоюза, основанные на действующем пенсионном законодательстве Российской Федерации, соответствующих соглашениях между Россией и Украиной. А также довести свою позицию по данному вопросу до органов пенсионного фонда на местах в целях обеспечения прав рабочих и служащих Черноморского флота на заслуженную пенсию в России. Обращение Н. Белавкиной к председателю правительства РФ было отправлено аппаратом Правительства РФ в тот же Пенсионный фонд России.
     В полученном заявительницей ответе от начальника управления по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, в частности, было сказано, что вопрос о возможности исчисления размера страховой части пенсии по просьбе отделений ПФР в настоящее время рассматривается в Пенсионном фонде РФ: «…О принятом решении вам будет сообщено отделением ПФР по Краснодарскому краю». С тех пор прошло пять месяцев, но никакого сообщения Наталия Ивановна так и не получила.
     Будучи в Москве на пленуме Общероссийского профсоюза рабочих и служащих флота, председатель теркома профсоюза ЧФ Константин Демидов передал одно письмо Белавкиной главкому ВМФ, а другое вручил лично его заместителю по тылу вице-адмиралу Владимиру Попову, принимавшему участие в работе пленума. Ознакомившись с обращением, тот сказал, что поднят очень сложный вопрос, который можно решить только на правительственном уровне. А кто его поставит перед правительством?
     Из Конституционного суда России Наталии Ивановне сообщили, что суд рассматривает только российские законы, а международные договоры и соглашения – не его компетенция. Обращения Белавкиной к Президенту РФ и министру обороны России оказались на рассмотрении в одной инстанции – в Управлении труда и заработной платы гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации. Круг замкнулся. Ответа из управления не поступило, как нет его и из Госдумы.
     Почему мы так подробно рассказываем о мытарствах Наталии Ивановны? Да потому, что подобное может случиться с любым рабочим и служащим Черноморского флота, решившим оформить трудовую пенсию в России, где он столкнется с серьезными затруднениями в реализации своих конституционных прав на честно заработанную пенсию в соответствии с российским законодательством. Более того, он не найдет соответствующего понимания в органах пенсионного обеспечения субъектов России, где попросту могут сказать: «Платите взносы в пенсионный фонд Украины – там и пенсию получайте».
     Случай с Натальей Белавкиной, со слов Константина Демидова, не единственный. Наверняка есть и другие подобные случаи, которые пока не известны, ведь не у каждого попавшего в такую ситуацию хватит сил и терпения отстаивать свои права. По мнению профсоюзного лидера Черноморского флота РФ, этот вопрос можно и нужно решить на межправительственном уровне.
     Да только никто с этим не спешит.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства