на главную страницу

17 Августа 2004 года

Армия сегодня

Вторник

«Краш–тест» для ядерных боезарядов

Сергей СЕВЕРИНОВ, «Красная звезда».



Еще в советские времена засекреченность 12-го Главного управления Минобороны, отвечающего за безопасность хранения и транспортировку ядерных боезарядов, была беспрецедентна. В те годы даже в правительстве об истинном предназначении и расположении объектов «ядерного» главка знали лишь немногие посвященные. В наши дни Россия становится все более открытой в области системы национальной безопасности. На прошлой неделе министр обороны России Сергей Иванов доложил Президенту Владимиру Путину об итогах первых в истории России учений по ядерной безопасности «Авария-2004» c участием около 50 наблюдателей НАТО из 17 государств. На «ядерных маневрах» побывал и наш корреспондент.

     …Подрыв головной и замыкающей машин колонны, перевозившей ядерные боеприпасы, как бы известил охрану о том, что на их груз у кого-то есть серьезные виды. В считанные секунды часть сил и средств, охранявших спецбоеприпасы, развернулась в боевые порядки и приняла на себя удар атакующих со всех сторон «террористов». Завязался бой. При поддержке вертолетов и прибывшего десанта метр за метром зачищалась местность от «бандитов». В это же время прикрываемые шквальным огнем «ядерные» автомобили вышли на большой скорости из-под обстрела, так и не попав в руки «злоумышленников». И все же четыре КамАЗа, перевозившие суперконтейнеры с ядерными боеприпасами, согласно легенде учений были уничтожены.
     Надо отметить, что российские ядерные боеприпасы полностью защищены от несанкционированного взрыва. Для того чтобы активировать боезаряд, необходимы усилия не одного и не двух специалистов, работающих с такими изделиями. В случае аварии существует лишь угроза так называемого неактивного взрыва, в результате которого происходит выброс радиации.
     Чтобы снизить степень риска при перевозке, спецбоеприпас находится в надежном суперконтейнере. Такая упаковка из нержавейки способна выдержать в течение сорока минут температуру в 800 градусов, попадание бронебойно-зажигательных боеприпасов, выпущенных из стрелкового оружия. Не пострадают суперконтейнер и боезаряд и при падении с семиметровой высоты хоть на бетон. Для предотвращения пожара в машинах установлена система пожаротушения. К тому же трудно предвидеть, по какой дороге пройдет автоколонна с боеприпасами. Маршрут передвижения предварительно проходит рекогносцировку, по нему проводится разведка и обеспечивается охрана на стационарных блокпостах. Кроме того, в автоколонну входят специальные подразделения на бронетехнике. И весь маршрут разбит на зоны ответственности.
     Чего только не делали с ядерными боезарядами уже в первый день учения, чтобы проверить и оценить на практике степень их защищенности при перевозке. Так, четыре КамАЗа, которые условно были уничтожены, уже через несколько минут подверглись реальному воздействию. Первый автомобиль в буквальном смысле разворотило при наезде на пару противотанковых мин, другой был обстрелян боевыми из гранатомета и стрелкового оружия. Третий охватил пожар с температурой 1.200 градусов. На последнем произошел неактивный взрыв боеприпаса, что привело к условному радиоактивному заражению местности. Такого рода «краш-тесты» позволили специалистам Минобороны и Федерального агентства атомной энергии (ФААЭ) на протяжении всех учений анализировать результаты воздействия и в последующем использовать их для усиления защитных свойств реальных ядерных зарядов.
     Сразу же после испытаний на прочность специалисты взялись ликвидировать последствия аварии. После чего извлеченные суперконтейнеры продемонстрировали наблюдателям, если это не выходило за рамки режимных ограничений. Несмотря на открытость маневров, ядерные боезаряды, хоть и учебные, иностранцам так и не показали. На «Аварии-2004» кроме представителей Минобороны были задействованы специалисты ФААЭ, МИДа России, МЧС, ФСБ и МВД. Всего более 2,2 тысячи человек и порядка 520 единиц техники.
     Второй этап маневров также носил антитеррористическую направленность. На глазах у иностранцев «злоумышленники» пустили под откос поезд с ядерным грузом. Но даже после того, как один из вагонов сошел с рельсов, а второй и вовсе опрокинулся наземь, «ядерный джинн» не вышел на свободу. Вообще при любой аварии перевозимого ядерного боеприпаса что на автомобилях, что железнодорожным путем схема действий специалистов во многом схожа. Вначале вызывается вертолет со специальной аппаратурой для создания радиационной карты местности. После чего прилетает передовая группа разведки. Их основная задача – не допустить усугубления последствий аварии, а также определить ее масштаб. И только после этого комплекса мероприятий принимается решение о привлечении других сил и средств, в частности МЧС.
     - Если изделие не взорвалось, – поясняет руководитель группы экспертов Иван Блинов, – то разобрать и обезвредить его на сегодняшний день, используя современные методики, можно совершенно безболезненно.
     Так, по одной из технологий для уменьшения чувствительности взрывчатого вещества в боезаряде сверлится отверстие и заливается специальный состав. Это во много раз снижает степень риска неактивного взрыва. Весь процесс разбора спецбоеприпаса занимает от шести до восьми часов. Причем преимущество российских технологий по сравнению с западными состоит в том, что обезвредить изделие можно не только в лабораторных условиях, но и на месте аварии. Однако умеют применять на практике такого рода методики в России пока лишь специалисты Федерального агентства.
     - Уже сегодня мы стараемся обучить работе по обезвреживанию специалистов аварийных бригад Минобороны, – говорит Блинов, – но дело это непростое.
     На завершающем этапе учений были отработаны вопросы по поиску затопленного автомобиля и извлечению из воды суперконтейнера с ядерным боеприпасом. Оперативно на озере развернули плавучий понтон, загнали на него две машины со спецаппаратурой. Сложность работы состояла в почти нулевой видимости. Водолазу понадобилось минут сорок, чтобы прикрепить к суперконтейнеру два надувных резиновых понтона, на которых он и всплыл. И уже после этого суперконтейнер подтянули к берегу.
     Особенностью всех учений, да и вообще службы в 12-м
     ГУМО является то, что основной контингент здесь составляют офицеры и прапорщики, так как только они имеют доступ к ядерному оружию, будь то охранение поезда или работа в НИИ. Каждый кандидат проходит жесткий отбор. Но и после распределения военнослужащий не допускается к ядерному оружию, пока не пройдет подготовку в межвидовом учебном центре. Затем доподготовку в части, где работает дублером на учебной технике. А на протяжении всего срока службы военнослужащий неоднократно подвергается внезапным и плановым проверкам. Перед каждым заступлением на боевое дежурство проверяется на полиграфе (детекторе лжи), проходит тест на употребление наркотиков и наличие алкоголя в крови. И даже при малейшем отклонении от нормы военнослужащий «забраковывается». Ведь цена риска слишком высока.
     На протяжении всей «Аварии» наблюдатели Североатлантического альянса выказывали неподдельный интерес к системе хранения и безопасности содержания боезарядов. Так начальник отдела по управлению чрезвычайными ситуациями агентства по сокращению военной угрозы минобороны США полковник Михаэл Ходгкин отметил, что некоторые методы радиационной разведки, транспортировки поврежденных боеприпасов найдут свое применение и в их стране.
     На вопрос наблюдателей о порядке действий в случае аварии близ границы иностранного государства начальник штаба 12-го ГУМО генерал-лейтенант Владимир Верховцев поспешил успокоить натовцев, мол, мы не перевозим ядерное оружие вблизи границ. А в случае аварии будут немедленно оповещены те страны, с которыми заключено двустороннее соглашение.
     Вообще многолетний анализ деятельности ядерных объектов Минобороны России показывает, что аварий, а также попыток захватить ядерное оружие у нас не было. Министр обороны России Сергей Иванов дал высокую оценку действиям российских спецподразделений на этих учениях. Личный состав, по его словам, «действовал слаженно – как индивидуально, так и в составе групп и команд».
     Комментируя итоги завершившегося учения по обороне ядерных объектов, министр заметил, что «Россия до сих пор не знакома с системой организации в ядерных державах альянса охраны ядерного оружия от захвата террористами». И выразил твердую уверенность, что на будущий год российские специалисты смогут изучить опыт иностранных специалистов. «Нас уже пригласили в НАТО на аналогичные учения, и это приглашение было одним из условий присутствия натовских наблюдателей на наших учениях «Авария-2004», – сказал Сергей Иванов.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства