на главную страницу

18 Августа 2004 года

Команда: «Взлет!»

Среда

Над «Ордынкой» - ясная погода

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



Авиабаза с поэтическим позывным «Ордынка» находится в поселке Сиверский. У нее были свои взлеты и просадки. Звездными днями стали широкомасштабные учения, когда фронтовые бомбардировщики показали высочайший класс, работая с ледовых аэродромов Заполярья. По заданию правительства наносились и бомбовые удары по ледовым заторам на северных реках. Авиационную часть не раз называли в Военно-воздушных силах в числе лучших. Вместе со всеми Вооруженными Силами страны авиаторы тяжело переживали реформирование, уход «на гражданку» молодых и талантливых специалистов. Месяцами не планировались полеты из-за отсутствия горючего и запчастей к самолетам, казалось, что еще чуть-чуть, и рубеж возврата будет пройден – часть развалится. Авиаторов мучили острые вопросы, но ответов на них не было. В коллективе царили уныние и пессимизм.


     …И вот стали регулярно прибывать эшелоны с топливом. В глазах летчиков загорелись огоньки надежды, что скоро придет конец «полетам» на тренажерах и они поднимутся в небо на боевых машинах. Некоторые уже в майорах ходили, а управлять самолетом в воздухе так и не попробовали.
     В части начались «первые небесные шаги». В октябре прошлого года Александра Волкова, ушедшего на повышение, сменил полковник Николай Леденев. В недавней беседе с командующим армией генерал-лейтенантом Геннадием Торбовым услышал от него неожиданную фразу: «В полку Леденева сегодня летают все летчики». Еще пару лет назад в воздух поднимались одни старики, а тут – летают все. Не верить командующему у меня не было оснований, но и поверить сказанному было трудно. Не стал уточнять, а решил на месте развеять возникшие сомнения. Позвонил в часть, узнал об очередных запланированных полетах и на следующий день выехал к военным летчикам.
     … Как раз успел на предполетные указания. Четкие и лаконичные доклады должностных лиц групп обеспечения и руководства полетами содержали в себе всю информацию, нужную авиаторам. В плановой таблице сразу отметил для себя несколько фамилий летчиков, которым в прошлом году даже провозных не планировали, а тут уже самостоятельные вылеты.
     По окончании указаний летчики направились в зал высотного оборудования к своим именным шкафчикам. Невольно отметил: к вылету готовится в основном молодежь. Самостоятельно летел и майор Сергей Картунов. Тот самый Картунов, который шесть лет ждал этого дня и еще год назад с грустью говорил мне, что уже потерял всякую надежду когда-нибудь подняться в небо. Тогда у офицера были потухший взгляд и переполненный обидой голос. В этот раз летчик улыбался, его взгляд был восторженным. До полного счастья пилоту не хватает собственного жилья и обещанной когда-то государственными мужами ежеквартальной индексации денежного довольствия. Четырех тысяч на питание для двоих маленьких детей и жены не хватает. Надо им еще и одежду покупать, есть и другие расходы.
     К теме жилья и размера денежного довольствия приходилось возвращаться чуть ли не в каждом разговоре с летчиками. Они с грустью вспоминают обещание правительства, когда льготу об оплате жилья заменили деньгами. Теперь и про это забыли при очередной «утруске» льгот.
     - Мы не претендуем на депутатские оклады, - звучало общее мнение, - но почему-то труд военного летчика в разы дешевле, чем труд гражданского пилота. Нам стыдно за державу, доводящую своих защитников до нищенского существования!
     Сравнивать есть с чем. Например, оснащение диспетчерского помещения в аэропорту Пулково и оборудование стартового командного пункта. Там — уютный зал, суперсовременные компьютеры, удобные кресла, кондиционеры, кофе по требованию... Здесь — тесная скворечня, дедовские микрофоны, канцелярские стулья и духота, от которой у членов группы руководства бывают даже головокружения. Рады бы в рай, да средства не позволяют.
     Руководитель полетов подполковник Александр Логвинов к существующим неудобствам относится спокойно. За многолетнюю службу в группе руководства ему в других частях приходилось работать и в более сложной обстановке. Всерьез офицера беспокоит проблема преемственности в группе руководства полетами. Руководитель посадки, руководители ближней и дальней зоны – все одного возраста, все одновременно и уйдут. Кто примет бразды правления на СКП?
     ...Вот уже и первый экипаж идет на посадку. Далеко над горизонтом ярко заискрились два «глаза» фар, а затем из дымки проявился самолет. Несколько секунд — и бомбардировщик мягко притерся колесами к полосе. Посадка, можно сказать, ювелирная. Это и должен был продемонстрировать в контрольном полете старший лейтенант Александр Ланцов командиру эскадрильи подполковнику Сергею Волкову.
     Что удалось сделать за этот неполный год?
     - Недавно две эскадрильи участвовали в летно-тактических учениях штатными экипажами, - не без гордости рассказывает Леденев. - Не стало проблем с инструкторами. Не осталось ни одного нелетающего летчика. Перевыполнили план полетов за первую половину года. В небо поднялись даже выпускники 2003 года, у некоторых из них в летных книжках появились допуска (разрешения) к ночным полетам.
     Его поддержал заместитель командира подполковник Анатолий Гетманский, который разделил с этой частью все самые трудные девяностые годы. Ему есть с чем сравнивать. Как удалось за такой короткий срок поставить молодежь на крыло?
     В первую очередь, отмечает, помогла налаженная система непрерывного обучения. Технику на полетах обслуживаем одним полнокровно укомплектованным техническим отрядом. Командир верит в своих подчиненных и лично участвует в вводе в строй не летавших пилотов. С майором Картуновым он отлетал всю программу ввода после шестилетнего перерыва. А главное – как стали по два-три раза в неделю летать, барометр настроения в полку сразу пошел на «ясно».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства