на главную страницу

18 Августа 2004 года

Проблемы судоремонта

Среда

Чтобы попасть в «десятку»

Николай ЛИТКОВЕЦ, «Красная звезда».




     Оборонная промышленность Дальнего Востока с момента своего зарождения была сориентирована на обеспечение боеготовности Тихоокеанского флота. Существовала упорядоченная система размещения кораблей в заводы Главного управления СРЗ ВМФ и бывшего Минсудпрома. Завод «Звезда» был предназначен для ремонта атомных подводных лодок, «Дальзавод» - кораблей 1 и 2 ранга и дизельных подводных лодок. А военные заводы выполняли текущий ремонт кораблей рангом ниже. На то и были созданы их мощности.

     Однако в последние годы флот сократился больше чем втрое, а производственные мощности со своим основным фондом остались. За них необходимо платить. Лимиты же, выделяемые на заводы, тоже сократились пропорционально.

     - Сегодня, когда лимитов не хватает, мы вынуждены отказываться от услуг гражданских заводов и расширять производство мощностей на военных заводах, - разъясняет ситуацию начальник вооружения и эксплуатации вооружения - заместитель командующего Тихоокеанским флотом по вооружению и эксплуатации вооружения вице-адмирал Валерий Цвирко. - На том же 178-м заводе стали ремонтировать большое спасательное судно «Алагез», корабли 956-го проекта. И хотя силы завода не соответствовали предъявляемым требованиям, нам необходимо было поддержать его. В результате «Дальзавод» с его огромными мощностями оказался не востребованным и не обеспеченным финансированием. Только в 1994-1995 годах мы вынуждены были из-за отсутствия финансирования прекратить ремонт порядка 40 кораблей.

     Не от хорошей жизни мы вынуждены размещать на 178-м заводе ГУ СРЗ ВМФ эсминцы 956-го проекта и десантные корабли в поддерживающий ремонт. На 92-м военном заводе ремонтируем малые противолодочные корабли и тральщики. А на Камчатке выполняем работы по поддержанию и продлению ресурсных показателей атомного флота и работы в объеме текущего ремонта надводных кораблей и вспомогательных судов.

     Казалось бы, можно радоваться такому повороту событий - военные заводы заработали, стали востребованы. Увы, и здесь есть свои подводные камни. Все дело в том, что они не имеют того большого заказа, который способствовал бы плановому налаживанию производства. Корабли ставятся только на отдельные работы, которые занимают до 80 процентов общего финансирования. В итоге предприятия работают в режиме обыкновенных мастерских. А это отрицательно сказывается на их развитии.

     - При минимальной потребности в несколько миллиардов рублей для поддержания надлежащего уровня технической готовности и восстановления всех родовых составляющих Тихоокеанского флота нам выделено всего лишь 25 процентов от требуемой суммы, - продолжает вице-адмирал Валерий Цвирко. - Мы вынуждены выбирать наиболее важные с точки зрения боевого применения корабли и закладывать все это в гособоронный заказ. А на флоте из всего боевого состава кораблей 90-95 процентов выслужили установленные сроки размещения в средние ремонты.

     Какой выход из данной ситуации? На флоте разработан алгоритм действий по оценке технического состояния кораблей, который позволяет выполнять необходимый «минимум» для восстановления ресурсных показателей. Это способствует восстановлению кораблей по основным позициям, обеспечивающим живучесть, непотопляемость и сохранение их боевых качеств, поддерживать техническую составляющую корабельного состава.

     Все бы ничего, справились бы на флоте и с этими проблемами. Так стали одолевать новые. В первую очередь неритмичное финансирование. Прошло уже полгода, но по 27-й статье - а это расчеты со всеми контрагентскими организациями флота, которые занимаются оперативным устранением отказов, в основном при выполнении отдельных работ на материальной части, - финансирование составляет лишь 10 процентов. А чрезмерная централизация поставок и отсутствие финансирования для осуществления закупок на местах не позволяют совершать их у местных производителей (а здесь можно закупать до 50 процентов технического имущества). Например, завод «Аскольд» способен на 100 процентов обеспечить потребности ТОФ в арматуре и во всем, что касается гидравлики и систем ВВД для подводных лодок. К сожалению, все договоры по всем направлениям заключаются в центральных органах.

     - Я не претендую, чтобы нам передали все эти полномочия, - объясняет Валерий Михайлович. - Но нам нужна система, которая позволила бы оперативно решать задачи технического обеспечения, используя мощности и возможности предприятий Дальневосточного региона, а не ожидать поставок из центра по полгода. На том же «Аскольде» у нас денежных средств всего лишь 2-3 процента от потребностей. У меня должен быть какой-то резерв, чтобы осуществлять маневр по техническому обеспечению. Взять те же лакокрасочные материалы. 95 процентов я могу спокойно закупать на месте по ценам гораздо ниже, чем те, что приходят из центра. Порой краска прибывает перемороженная в вагонах, потерявшая свои качества. Получается, что созданная негибкая, неманевренная, неповоротливая система технического обеспечения не позволяет нам вовремя и оперативно принимать меры для поддержания технической готовности кораблей флота. Она приводит к тому, что при планировании, к примеру, на следующий год мы, образно говоря, должны попасть в «десятку». А ведь анализ выполнения работ по технической готовности за последние 3-4 года показывает, что на флоте на 50-60 процентов ежегодно меняются оперативные планы под те задачи, которые ставятся главкоматом уже после того, как спланированы все работы постатейно, под каждый корабль, под каждую копеечку. Вот и приходится постоянно изменять исполнительный план.

     В центре Владивостока стоит соединение противолодочных кораблей. На флоте спланировали и исходя из выделенных по минимуму дали им средства для поддержания технической готовности, которая удовлетворяла бы при плавании в прибрежных зонах. Когда все сформировали, вдруг из оперативного управления приходит распоряжение, что, к примеру, два корабля пойдут в Индию. А запросы к походу абсолютно другие, требующие гораздо больших затрат, чем те, что планировали исходя из выполняемых кораблями плановых задач в районах боевой подготовки. Тут же вынуждены перекраивать планы. В результате какой-то корабль остается без средств, а его деньги срочно бросаются на внеплановую подготовку кораблей похода. Дополнительных денег никто не выделяет.

     Вот еще пример. В прошлом году, когда были поставлены задачи по подготовке учения, прошедшего под руководством Верховного Главнокомандующего, на флоте просчитали, сколько для этого необходимо денежных средств по всем составляющим. Сумма получилась приличная, в несколько сот миллионов рублей. Из центра ответили, что слишком много запросили. Пришлось пересчитывать и брать по минимуму - одну треть от фактически необходимой суммы. Поэтому, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи по КШУ, вынуждены были вновь перекроить план и выполнять работы в счет лимитов 2004 года, которые составили не одну сотню миллионов рублей. То есть заводы выполнили работы в 2003 году в долг, а оплатить им флот должен был уже в 2004 году. Но на этот год задачи остались, лимиты дали, а долговые деньги повисли в воздухе. Теперь вынуждены работать в долг на 2005 год. Получается, что эту огромную сумму пока задолжали флоту, не дав ни копейки дополнительных денег. А ведь можно было бы составить какой-то план реструктуризации или погашения долга на несколько лет. Получается хаотичность в планировании и выполнении работ по поддержанию технической готовности кораблей.

     И все же на флоте не унывают. Внедряют новые (а может, давно забытые старые) методы обеспечения технической готовности. По согласованию с главкоматом в целях продления ресурсов и сроков службы на кораблях, которые размещают в доковый ремонт, заводы обследуют техническими методами объективного контроля (ультразвуковая диагностика, цветная металлоскопия, различного рода испытания) корпусные конструкции, непроницаемые переборки, трубопроводы и частично кабельные трассы. Для чего? Чтобы принять решение, что делать дальше с этим кораблем. Такую проверку уже прошел один СКР 1135-го проекта. Его теперь можно еще года 3-4 эксплуатировать, затратив небольшую сумму денег. По такому методу будут проверять все корабли.

     Правда, такую методику по каждому проекту должны разработать соответствующие институты ВМФ, привлекая проектантов, изготовителя и всех подрядчиков, которые строили корабль по отдельным механизмам. Должен быть набор документов по каждому проекту, где и что делать, чтобы можно было объективно решить вопрос, ремонтировать тот или иной корабль или списывать его. К сожалению, такая методика есть лишь по подводным лодкам.

     Корабли стареют. Очевидно, что до 2010 года новых поступлений ожидать не приходится. Поэтому основные усилия - на сбережение того, что имеется. А сделать это возможно лишь при грамотной эксплуатации техники и вооружения. Для этого надо учить людей. И сегодня это важнейший вопрос. Уровень подготовки даже отдельных командиров боевых частей в настоящее время находится в таком состоянии, что они из инженеров-эксплуатационников превратились просто в операторов, которые «нажимают кнопки», подчас не понимая, какие произойдут негативные процессы, если будут нарушены правила эксплуатации.

     За последние 10 лет Тихоокеанский флот из-за невозможности восстановить корабли по причине недофинансирования потерял два эсминца - «Стойкий» и «Осмотрительный», большой противолодочный корабль «Петропавловск», три корабля 1135-го проекта, три дизельные подводные лодки, большие десантные корабли «Николаев» и «Иван Рогов», учебный корабль «Бородино», которые могли служить еще много лет. Их можно и нужно было еще удержать в боевом строю.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства