на главную страницу

20 Августа 2004 года

Командованию специального назначения – 50 лет

Пятница

Стерегущие покой

Андрей ЛУНЁВ.



Это крупнейшее объединение Военно-воздушных сил – правопреемник Московского округа ПВО, который был образован 20 августа 1954 года. По сей день в составе КСпН есть части, берущие свое начало еще с 1917 года – с первых противосамолетных батарей и авиаотрядов г. Гатчины Ленинградской области.
Сегодня войска Командования специального назначения контролируют воздушное пространство на площади в 1,3 млн. кв. км, обеспечивая безопасность 30 процентов населения России, и прикрывают более 140 стратегических объектов. Ежедневно на боевое дежурство заступают около двух тысяч человек. Они в составе боевых расчетов командных пунктов авиационных, зенитных ракетных и радиотехнических частей за смену «проводят» до 3.000 воздушных целей. На вооружении объединения - истребители-перехватчики МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. Зенитные ракетные комплексы С-300 (по своим характеристикам перекрывающие аналогичный ЗРК США «Патриот») способны наводить 12 ракет на 6 целей одновременно, уничтожая их на высотах от 10 метров до 30 километров. Есть также радиолокационные комплексы широкого диапазона. Потенциальные огневые возможности сил и средств КСпН, с их усилением в военное время, позволяют одним боекомплектом ракет и одним самолетовылетом поразить до 500 целей на больших и средних высотах и до 400 - на малых.
Насколько успешно спустя полвека войска выполняют поставленные задачи, об их проблемах и перспективах развития «Красной звезде» рассказал командующий войсками Командования специального назначения генерал-полковник Юрий СОЛОВЬЕВ.


     - Юрий Васильевич, за последние годы боевой состав вашего объединения не раз подвергался сокращению. Достаточен ли сегодня боевой потенциал авиации ПВО, чтобы во взаимодействии с частями зенитно-ракетных войск отразить возможную агрессию на районы Центральной России?

     - В ходе многочисленных оргштатных мероприятий нам удалось сохранить потенциал как штурмовой и бомбардировочной, так и истребительной авиации. За счет доработок ЗРК С-300 по программе «Фаворит» расширились возможности зенитных ракетных войск. Что касается радиолокационного поля и поля управления пунктами наведения авиации, то они остались прежними. За последние три года мы приняли на вооружение две новые автоматизированные системы управления войсками и вооружением. Кроме этого, несколько новых радиолокационных станций позволяют нам обнаруживать цели, летящие на предельно малых высотах, и «работать» по баллистике. Так что, скажем, с некоторым напряжением, но все же мы способны решать поставленные задачи в Центральной зоне ПВО.

     - Вы говорите «с напряжением». Наверняка имеется в виду недостаточный лимит топлива. Долгое время в истребительно-авиационных полках, в условиях нехватки топлива, профессионализм летчиков, заступающих на боевое дежурство, достигался за счет других, нелетающих пилотов: топлива на всех не хватало. Меняется ли эта ситуация сегодня?

     - В настоящее время выделяемого на объединение топлива хватает как для подготовки основного боевого расчета – это пилоты, готовые выполнять задачу в любых условиях воздушной и метеообстановки (летчики-снайперы и летчики, имеющие 1-й и 2-й классы), так и для ввода в строй молодых авиаторов. Хотя выделяют горючего, прямо скажем, негусто – 25 процентов от требуемого количества. Но мы и этому рады, ведь это больше, нежели поступало раньше. Начиная с прошлого года мы плотно занимаемся подготовкой молодых летчиков, особенно в авиагарнизонах Курска, Андриаполя, Воронежа и Дорохово. До декабря им осталось сделать буквально по нескольку летных смен, и можно будет сдавать на классность. Кстати, года 3—4 назад были летчики, не летавшие по 6—7 лет. Сейчас же в объединении более тысячи пилотов. И из них более 800 человек способны выполнить боевую задачу. Естественно, нехватка топлива и недостаточный ресурс авиатехники не позволяют поставить «на крыло» весь личный состав авиачастей, но, поверьте, к этому стремимся.

     - Поступает ли в войска новая модернизированная авиатехника?

     - Как известно, Главкомом ВВС принято решение и оно утверждено министром обороны и Верховным Главнокомандующим: основное направление развития авиационного парка ВВС - это модернизация авиатехники. Уже в следующем году начнется модернизация наших «бомберов» – Су-24, штурмовиков Су-25 и истребителей Су-27. Кстати, недавно мы получили два новых тренажера для самолетов Су-24 и Су-27, которые максимально точно передают ощущение полета. В Липецком авиацентре тренируем своих пилотов на Су-25. Что касается новых машин, то к нам поступило пять Су-30. Сейчас идет их освоение. Летчики уже переучились на этот самолет, осталось решить ряд проблем по его техническому обслуживанию.

     - К какому сроку планируется завершить перевооружение зенитных ракетных войск на ЗРС С-400? Какими темпами оно проходит?

     - Все зависит от гособоронзаказа. В принципе С-400 уже, что называется, на выходе. Рассчитываем в следующем году перевооружить хотя бы один полк. Удовольствие, прямо скажем, дорогое, но уж если хоть один комплекс поставим на боевое дежурство, то эффективность противовоздушной обороны Москвы и Московского промышленного района повысится значительно.

      - Многие военнослужащие наверняка будут отмечать праздник, выполняя боевую задачу вдали от Родины...

     - Да, 22 экипажа армейской авиации на Ми-8 и Ми-24 выполняют задачи в Северо-Кавказском регионе. Кроме этого, в Тирасполе на постоянной основе у нас находится отдельный вертолетный отряд на Ми-8. Они выполняют задачи в основном по перевозке войск. Недавно наши штурмовики вернулись из Таджикистана, где по графику - три месяца в году - несут боевое дежурство, прикрывая границы России, и обеспечивают выполнение задач 201-й мотострелковой дивизии.

      - Военные городки для Московского округа ПВО строились в начале 50-х под руководством Лаврентия Берии. Не секрет, что во многих частях с тех пор в бытовом отношении мало что изменилось...

     - Да, вы правы, ситуация действительно сложная, особенно в соединении генерал-лейтенанта Валерия Иванова. Там военные городки состоят в основном из сборно-щитовых или, как их называет личный состав, «сборно-щелевых» построек. Им срок службы – 50 лет, а строились в 1950-1952 гг. Теперь эти сооружения подлежат списанию. В конце 80-х правительством была принята программа «Смена» по строительству новых казарм, жилых домов, штабов, оборудованию систем связи, пунктов управления и т.д. Было сделано около трети всех работ, и с распадом Союза все встало. Мы составили свою программу выхода из кризисного состояния, она даже утверждена Главным командованием ВВС и заместителем министра обороны по строительству и расквартированию, но пока не воплощена в жизнь.

      - И что вы предлагаете?

     - Раньше принцип построения подразделений был следующий: дивизион и рядом с ним жилой городок. Мы же хотим сделать так, чтобы был центральный городок, где бы все военнослужащие жили с семьями. А на боевое дежурство и несение службы личный состав выезжал на позиции, тем более что они все в радиусе 20 км. Не надо будет распылять деньги по маленьким подразделениям. Строить современное жилье предлагаем не в лесу около позиций, а вблизи большого населенного пункта, для того чтобы дети могли ходить в школу и детский сад, а жены офицеров работать. Что касается казарменного фонда, то также хотим сделать, чтобы была одна казарма на 3-4 подразделения.
     Еще одна наша проблема - 36 военных городков, которые никак не можем передать на баланс местных органов власти. Это те городки, где части были сокращены, и проживают там в основном пенсионеры. Есть указ еще президента Ельцина, соответствующее постановление правительства, но финансово это нигде не подкреплено: в администрациях требуют, чтобы городки передавались им в отремонтированном состоянии или с соответствующей доплатой на ремонт. Но для этого на каждый городок надо от 5 до 30 млн. рублей. А на содержание всех военных городков объединения в этом году выделили лишь 37 млн. рублей... Так что воз, как говорится, и поныне там.

     - Насколько остро в объединении стоит квартирный вопрос? Какие гарнизоны в этом плане являются наиболее проблемными?

     - Я бы сказал, очень остро стоит. В настоящее время более 5 тыс. человек являются бесквартирными. В улучшении жилищных условий нуждаются 3 тысячи 900 человек. Мы ведем собственное строительство в Подмосковье и других регионах. За счет этого жилья, получаемого от ГлавКЭУ и от реализации сертификатов, ежегодно выходит около 800 квартир, что явно недостаточно. Обидно, что как только подходит срок заключения новых контрактов, большинство офицеров пишут рапорты на увольнение. Удержать в армии, особенно в Московском регионе, людей крайне тяжело. К примеру, в одном из наших соединений из 62 выпускников 1999 года 48, не желая продлевать контракт с Минобороны, написали рапорты на увольнение. Наиболее сложная обстановка по жилью – Москва, Кубинка, Воронеж и все те же части соединения Валерия Иванова, которые надо отселять из закрытых военных городков, расположенных за десятки километров от населенных пунктов.

     - В Москве планируется создать воздушное такси, в которое будут входить легкомоторные самолеты и вертолеты иностранного производства. Не нанесет ли это ущерб безопасности Московского региона?

     - Да, на заседании Правительства Москвы принято решение о создании воздушного такси. Его состав: 82 самолета и 80 вертолетов как российского, так и иностранного производства. Конечно, я понимаю, что мегаполис развивается и без подобной авиации будет сложно. Мэру Москвы Юрию Лужкову мы написали наши пожелания. Исходя из этого, создается центр управления маловысотной авиацией - мы настаиваем, чтобы он был на командном пункте объединения. Но для того, чтобы обеспечить наблюдение и управление авиацией над Москвой, необходимо создать, кроме центра управления, еще радиолокационные средства, которые бы контролировали каждое воздушное судно. Для этого как в Подмосковье, так и в столице на высотных зданиях надо поставить радиолокационные станции. В настоящее время для полетов воздушное пространство над Москвой является запретной зоной. Разрешены полеты лишь специальным службам.
     Естественно, воздушное такси, добавит нам массу проблем. Взлетает, к примеру, вертолет «скорой помощи» и докладывает: лечу из пункта «А» в пункт «Б». Мы его на радаре не видим: действительно ли он выполняет свою задачу, либо его захватил террорист и доклад расходится с действием. То есть даже для контроля бортов спецслужб не хватает радиолокационного поля. У нас есть станции боевого режима, которые обеспечивают наблюдение над Москвой на высотах до 50 м. Но если будем их постоянно включать, то через пару месяцев ресурс у них выработается и при необходимости применить их не сможем.

     - Были ли случаи нарушения воздушного пространства, когда дежурные экипажи поднимались по реальным целям?

     - Не далее как 3 июля из Пакистана через Казахстан и Москву на Великобританию шел пассажирский «Боинг» с нарушением порядка использования воздушного пространства: номер рейса не соответствовал заявленному, вылетел не в свое время и т.д. Когда он подошел к зоне ответственности нашего объединения (Центральная зона ПВО), то перестал выполнять команды наземных служб. Я принял решение поднять дежурный истребитель из Курска. «По вам будет работать истребитель», - предупредил нарушителя диспетчер Зонального центра. Ноль внимания! И лишь после того, как взлетел перехватчик, «Боинг», нарушитель развернулся и ушел в обратном направлении.
     Хочу отметить, что случай с «глухим» пассажирским самолетом не первый. В прошлом году такой же «Боинг» следовал из Франкфурта-на-Майне и тоже, войдя в нашу зону ответственности, перестал выходить на связь. Но когда по открытым каналам связи была дана команда «дежурный истребитель в воздух...», то ровно через три минуты экипаж вышел на связь и начал выполнять все команды. Частенько нас, что называется, проверяют на прочность, устраивая подобные представления. Это лишь пустая трата времени и средств, говорю нашим оппонентам за рубежом.

     - Спасибо, Юрий Васильевич, за интересную беседу, с праздником вас!

     - Спасибо. Позвольте мне, пользуясь случаем, поблагодарить всех, кто служит в нашем объединении, за то, что они в нелегких условиях с честью выполняют свои задачи. Выдержки вам, упорства и терпения. А ветеранам желаю здоровья и благополучия.
     С юбилеем, друзья!


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства