на главную страницу

24 Августа 2004 года

Планета людей

Вторник

От «доктрины Трумэна» к «доктрине Буша»

Владимир КУЗАРЬ.



Прошло 60 лет с тех пор, как американские вооруженные силы были переброшены в Европу для борьбы с фашистской Германией и в Азию, чтобы сражаться с японской армией. И остались там после окончания Второй мировой войны, чтобы вместе с войсками, размещенными вскоре в других регионах, служить все это время передовыми базами для проведения американской политики сдерживания и устрашения уже в ходе другой войны – «холодной».

     
«Бери шинель, пошли домой»

     «Сегодня я объявляю о новом плане размещения американских вооруженных сил, - заявил в прошлый понедельник президент США Джордж Буш, выступая в Цинциннати на 105-й конвенции национальной организации ветеранов зарубежных войн. – Новый план поможет нам сражаться и побеждать в войнах XXI века». И далее он поведал, что в течение шести лет около 70 тысяч американских военнослужащих вернутся на родину, что снизит нагрузку на самих военнослужащих и на их семьи. Ибо, как считают в Пентагоне, длительные отрывы от семьи снижают моральный дух в армии, ведут к росту числа досрочно увольняющихся с военной службы.
     Однако, несмотря на сокращение личного состава, американское военное присутствие, по словам Буша, не станет меньше. С одной стороны, это будет обеспечено за счет «гибкости» применения вооруженных сил, для чего планируется создать небольшие, мобильные, защищенные относительно легкой броней соединения. Находясь в местах постоянной дислокации как в самих Соединенных Штатах, так и в других регионах, они будут способны «быстро перебрасываться в различные точки для отражения неожиданных угроз». В целях повышения эффективности применения войск взят курс на широкое внедрение в них технологических достижений – в связи, командовании и управлении подразделениями, огневой мощи и защите личного состава. В последние годы Пентагон вкладывает большие средства в совершенствование стратегической воздушной переброски войск. Именно она должна сделать возможной замену постоянных баз транспортными узлами и небольшими передовыми пунктами базирования, через которые вооруженные силы смогут попадать в районы боевых действий.
     Все это – составная часть глубокой «трансформации» американских вооруженных сил, на которой министр обороны США Дональд Рамсфелд настаивал с момента своего возвращения в Пентагон четыре года назад. В его понимании цель преобразований заключается в приведении в соответствие с современными требованиями самих воинских формирований, мест дислокации, численности и боевого потенциала вооруженных сил США. При этом особо важным, по словам Рамсфелда, является передовое базирование воздушных и морских сил, которые в своих перемещениях не зависят от государственных границ и деликатных политических проблем межгосударственных отношений, а также заблаговременное передовое базирование бронетанковой техники, систем вооружений и другой военной техники, которую могут задействовать прибывающие войска.
     Поэтому, с другой стороны, домой отправятся только 70 тысяч американских военнослужащих, а 190 тысяч будут по-прежнему осуществлять военное присутствие США за рубежом. Считается, что на сегодняшний день американские воинские подразделения и базы присутствуют в 130 странах. Крупные соединения базируются в 26 государствах, в том числе в Ираке - 211.028 человек, Германии - 75.603 человека, Южной Корее – 40.258, Японии – 40.045, Афганистане – 17.900, Италии – 13.354, Британии – 11.801, Катаре – 3.432, Боснии и Герцеговине – 2.931, Исландии - 1.754 человека.
     «Сегодняшнее размещение войск было разработано для защиты нас самих и наших союзников от советской агрессии. Этой угрозы больше нет», - заявил Джордж Буш. Исходя из этого, очевидно, кардинально и меняется базирование американских войск в Западной Европе, прежде всего в Германии. По данным газеты «Уолл-стрит джорнел», Пентагон намерен за 2005 – 2006 годы закрыть большинство своих военных баз в ФРГ и вывести оттуда от 30 до 40 тысяч военнослужащих, в том числе личный состав 1-й бронетанковой и 1-й механизированной дивизий. Неизменными останутся базы ВВС, в первую очередь крупнейшая из них – в Рамштайне близ Кайзерслаутерна.
     
Новые места дислокации

     Выводимые из Германии войска частично направятся в Соединенные Штаты, однако большая их часть перебазируется на восток и на юг. В частности, 52-е авиакрыло истребителей F-16 намечено перевести из Шпангдалема в Турцию на авиабазу Инжирлик, которая использовалась Пентагоном для подготовки войны в Ираке и которую он намерен превратить в стратегический опорный пункт в регионе. Новые базы будут созданы в странах Восточной Европы, где планируется разместить малочисленные контингенты для поддержания инфраструктуры на случай потенциального развертывания более крупных соединений.
     Анализируя возможное перебазирование американских войск на Европейском континенте, нельзя не выделить ряд моментов. Так, считается, что Германия после окончания «холодной войны» перестала быть передним краем в блоковом противостоянии НАТО и Варшавского Договора и размещение здесь крупных американских воинских контингентов утратило стратегический смысл. Но это одна сторона медали. Другая состоит в том, что Вашингтон решил наказать строптивую Германию за ее выступление против войны в Ираке. Ведь американские войска давно превратились для местных властей и населения земель ФРГ, где они расквартированы, в стабильный и весьма прибыльный источник экономического процветания. По некоторым данным, в 80-е годы прошлого века американцы тратили ежегодно до 10 млрд. долларов и обеспечивали работой около 230 тысяч местных жителей. Поэтому сокращение американского присутствия станет серьезной проблемой для германских властей.
     Размещая войска в Восточной Европе, Соединенные Штаты решают сразу несколько задач. В частности, передвигают их ближе к кризисным районам, которыми, с точки зрения американских интересов, являются Балканы, Закавказье и, естественно, Ближний Восток. Одновременно Вашингтон закрепляет свои позиции в этих странах, которых рассчитывает использовать в случае возникновения конфликтных ситуаций по каким-либо проблемам со «старой Европой». Наконец, американцы хотели бы сэкономить на содержании войск. Германия, Бельгия, другие страны Западной Европы – не те места, где это можно сделать. А вот восточноевропейские – дело другое. Они активно демонстрируют верноподданнические настроения и весьма охотно идут на любые условия, только чтобы угодить своему сильному покровителю. Например, постоянно напоминают американцам об инфраструктуре, оставшейся после размещения советских войск: аэродромах, складах, казармах. Мол, прилетайте, заселяйтесь и хозяйничайте. Правда, при этом стараются особо не акцентировать, что все уже давно устарело, обветшало, разграблено, а главное – мало адаптировано под американские стандарты.
     Судя по обнародованным планам передислокации американских войск, основное их военное присутствие сосредоточится в Японии. Стране восходящего солнца отведена роль главного оплота проведения политики американского гегемонизма в Азии. В этих целях Пентагон не только не станет сокращать расположенный здесь 45-тысячный контингент, проведя, возможно, небольшое внутреннее перебазирование, но и расширит его задачи. Например, в Японии планируется разместить штаб командования всех сухопутных сил США в бассейнах Тихого и Индийского океанов. Кроме того, Вашингтон оказывает нажим на Токио, заставляя его отказаться от мирных положений японской конституции, запрещающих использовать вооруженные силы для разрешения международных споров и даже при выполнении международной миротворческой миссии. Буквально на днях госсекретарь США Колин Пауэлл настоятельно рекомендовал японцам внести соответствующие изменения в их основной закон.
     Еще один регион, который, несомненно, найдет свое отражение в плане передислокации американских войск, – Центральная Азия. Специалисты считают, что необъявленная цель создания здесь американских баз, особенно если рассматривать их в совокупности с активизацией в последнее время военного сотрудничества Вашингтона с другими азиатскими государствами, заключается в сдерживании Китая.
     «Передовое базирование дополнительных экспедиционных частей морской пехоты в зоне Тихого океана позволит проводить быстрые и эффективные военные акции как в региональном, так и в глобальном масштабах. Усовершенствованные ударные активы будут размещены в западной части Тихого океана. В Северо-Восточной Азии мы работаем с нашими наиболее тесными союзниками над тем, чтобы реструктурировать наше военное присутствие и командные структуры при одновременном общем улучшении потенциалов в регионе. В Центральной и Юго-Восточной Азии мы работаем над созданием сети точек, которые обеспечат учебные возможности и запасной доступ как для обычных сил, так и для сил специального назначения», - говорится в этой связи в сообщении Белого дома.
     
Цель осталась прежней

     Крупнейшую за многие десятилетия передислокацию американских войск некоторые наблюдатели считают еще одним свидетельством реализации «доктрины Буша», которая пришла на замену «доктрины Трумэна». Напомним, что ее цели были изложены в главном и основополагающем документе «холодной войны» - Меморандуме Совета Национальной Безопасности от 1950 г. за номером 68 (NSC-68) и заключались в следующем:
     1. Предотвращение консолидации геополитического пространства Евразии под господством какой-либо иной силы, чем Соединенные Штаты.
     2. Постоянное расчленение этого пространства для предотвращения нежелательной консолидации, которая в будущем может стать враждебной американской политике «открытых дверей».
     3. Установление постоянного политического и военного присутствия Америки на европейском континенте. Расширение сферы американского влияния и действия (периметра) доктрины Монро на другую сторону Атлантического океана. Посредством этого США, помимо своей традиционной роли морской супердержавы, превратятся в силу, прочно утвердившуюся в Евразии, становясь таким образом также и континентальной силой.
     4. Разрушение и расчленение Советского Союза как державы, занимающей стержневую позицию в сердцевине Евразии.
     5. Установление режима «решительного перевеса сил» США в Евразии, т. е. американской гегемонии над всей Европой.
     Более 50 лет американцы руководствовались этой доктриной. Новые реалии наступившего века, которые возникли и в связи с частичным достижением провозглашенных целей «доктрины Трумэна», потребовали пересмотра задач внешней политики США. Контуры новой американской доктрины, как обращает внимание агентство «Вашингтон профайл», стали отчетливо видны в 2002 году, когда был опубликован документ «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов». Оставляя в целом неизменной главную геополитическую цель – установление американской гегемонии, она в несколько ином ключе излагает пути ее достижения. В частности, в «доктрине Буша» отмечается, что внешняя политика США должна опираться на три столпа – непревзойденное военное превосходство, для чего необходимо всемерно укреплять военную мощь страны; концепцию превентивной войны, которая предусматривает нанесение ударов до того, как в отношении США и их союзников будут предприняты агрессивные действия; готовность действовать в одиночку, когда не удается достичь многостороннего сотрудничества для защиты американских интересов.
     «Доктрина Буша» не допускает переговоров и связей с террористическими организациями и теми странами, которые предоставляют им убежище и помощь. Их следует идентифицировать и изолировать, а в отношении самих стран принимать меры, в том числе и военного порядка, по смене там правящих режимов. При этом США должны быть достаточно сильны, чтобы в случае необходимости выиграть одну или несколько войн. Политика устрашения, как утверждается в «Стратегии национальной безопасности…», больше недостаточна для борьбы с главной угрозой современности - использованием оружия массового уничтожения террористическими организациями.
     Вместе с тем наблюдатели находят и ряд общих мест в двух доктринах. Одно из них состоит в том, что Соединенные Штаты не должны допустить появления в мире альтернативной им сверхдержавы. И что для достижения этой цели все средства хороши, вплоть до превентивных военных ударов. На это направлены выход США из Договора по ПРО и создание системы национальной противоракетной обороны. Перебазирование американских войск и сохранение военного присутствия США в различных регионах - из той же серии.
     А критика оказалась сдержанной
     Объявленные изменения во внешней и военной политике США вызвали критику как внутри самой Америки, так и за ее пределами. Однако не столь резкую, которая, по мнению наблюдателей, могла последовать в таком случае. Внутри страны критика в основном свелась к опасениям, что Соединенные Штаты могут столкнуться с яростными протестами международного сообщества, с объединением его на антиамериканских позициях и что американская экономика может не выдержать бремени расходов на проведение такой политики. Что же касается международного сообщества, то оно слишком разобщено, чтобы выступить каким-то единым фронтом против новых планов США. А отдельные его страны сегодня не способны в одиночку противостоять Соединенным Штатам. Поэтому им не оставалось ничего иного, как принять к сведению намерения Вашингтона и при этом слегка посетовать на свою судьбу. Так, в Западной Европе больше сокрушаются над тем, как занять рабочую силу, которая будет выброшена на улицу после закрытия американских баз, и необходимостью увеличения военных расходов, чтобы «закрыть брешь» в обеспечении безопасности континента. В Токио готовы на ту роль, которая отводится стране в американской доктрине, но хотели бы, чтобы Соединенные Штаты взяли на себя расходы по содержанию своих войск, расположенных на Японских островах.
     В Москве, с которой Вашингтон предварительно согласовал свои намерения, особой озабоченности предстоящая передислокация американских войск не вызвала. Как заявил министр обороны Сергей Иванов, она не представляет угрозы для России. Эту оценку разделил и МИД РФ. Единственное, на чем Россия акцентирует внимание США, - так это то, чтобы американские планы полностью соответствовали обязательствам по ограничению вооружений и вооруженных сил, в частности содержащимся в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, Основополагающем акте РФ - НАТО и заявлениях Совета Россия - НАТО. «Наше отношение к этим планам, - подчеркнули в МИД РФ, - будет зависеть от их дальнейшей конкретизации и от того, насколько они будут представлять угрозу российским интересам».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства