на главную страницу

25 Августа 2004 года

Планета людей

Среда

Саакашвили играет на трубе

Политические «заглушки» для нефтепровода
«Баку – Тбилиси – Джейхан»

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Тбилиси.




     Весной этого года, когда сподвижники президента Саакашвили активно занимались судьбой причерноморской автономии и ее лидера Аслана Абашидзе, по инициативе грузинских «зеленых» Международный фонд защиты окружающей среды внес иск в офис омбудсмена Международной финансовой корпорации с требованием изменить маршрут нефтепровода. Экологи предложили проложить его в обход участка Цхрацкаро - Кодиани (Боржомское ущелье) и до принятия положительного решения по этому вопросу не выделять заинтересованным организациям дополнительных сумм на финансирование строительства.

     По мнению экологов, 16-километровый участок нефтепровода, проходящий через Боржомское ущелье, требует от главных инвесторов проекта особого подхода к прокладке труб, так как под угрозой уничтожения оказываются уникальные флора, фауна Боржоми и его целебные источники минеральной воды. В связи с этим и из-за обнаруженных экологических нарушений строительство было приостановлено в конце июля.

     Однако уже через неделю, по информации министра по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии Тамар Лебанидзе, его ведомство отправило руководству «Бритиш Петролеум» официальное письмо с разрешением возобновить строительство.

     Вряд ли за неделю возможно устранить нарушения, грозящие государству экологической катастрофой. Тем более что в рамках проведенного строителями нефтепровода конкурса «Гармоничное сосуществование экологии и экономики» приняли участие и победили различные природоохранные организации Грузии (как правительственные, так и неправительственные).

     По словам главного исполнительного директора «Бритиш Петролеум» Джона Брауна, работа компании в области природоохраны неоднократно подтверждалась и руководством Грузии. К примеру, в начале строительства нефтепровода в мае прошлого года тогдашний президент Грузии Шеварднадзе обратил внимание мировой общественности на уникальность проекта, поскольку он осуществляется в соответствии со всеми существующими в мире высшими экологическими и техническими стандартами. А тот, кто выступает против этого строительства, не знаком ни с одним заключением специалистов, занятых этим делом, отмечал Шеварднадзе. Аналогичное заключение сделал и тогдашний исполнительный директор Всемирного банка, спонсирующего проект, Эдрианус Мелкерт. Он заявил, что лично убедился в экологической безопасности строящегося нефтепровода, маршрут которого проложен самым оптимальным образом: нефтепровод в Грузии пересекает реки и железнодорожное полотно 70 раз, в то время как в Азербайджане и Турции - 700 и 600 раз соответственно. До 2006 г. в рамках проектов нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» и Южно-Кавказского газопровода будет инвестировано порядка 30 млн. долларов в сферу общественного и природоохранного комплексов.

     У многих наблюдателей создается впечатление, что проблема запретов и разрешений строительства нефтепровода на территории Грузии - это проблема не экологическая, не экономическая, а по большей части политическая. Правительство страны пытается таким образом оказывать определенное давление на крупные западные компании, принимающие участие в строительстве нефтепровода, а через них соответственно и на правительства западноевропейских стран и США. Президент Саакашвили за полгода власти поднаторел в искусстве политической интриги и пытается диктовать свои условия не только ближайшим соседям, но и столь любимому им Евросоюзу вкупе со стратегическим партнером – США (консорциумом «Трубопровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» владеют 11 субъектов, в том числе три крупные нефтяные компании из США). Мол, когда окажете давление на Россию в «цхинвальском вопросе», тогда не будет проблем и у нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан».

     Подобное поведение не лишено смысла. В строительстве нефтепровода протяженностью 1.094 мили, рассчитанного на 40 лет эксплуатации и ежедневную прокачку одного миллиона баррелей нефти, помимо стран-участниц (Турции, Азербайджана, Грузии) занято 78 заинтересованных сторон (компания «Бритиш Петролеум» и государственная нефтяная компания Азербайджана совместно владеют 55 процентами акций консорциума). В том числе Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC), Японский банк международного сотрудничества, «Эксимбанк» США, британский «Export Credit Guarantrr Departvent» и другие крупнейшие компании из Германии, Франции, США, Италии. В январе только «Эксимбанк» утвердил долгосрочную гарантию на 160 млн. долларов в поддержку экспорта американского оборудования и услуг для строительства трубопровода. Как заявил председатель «Эксимбанка» Филип Меррил, участие США в этом проекте обеспечило американцам тысячи рабочих мест среди экспортеров и поставщиков. Американские компании поставляют инженерные услуги, системы управления и насосные системы.

     На строительство трубопровода требуется 2,95 млрд. долларов. С учетом затрат на весь проект, включая заполнение трубы и проценты на заем в течение строительства, эта сумма возрастет до 3,6 млрд. долларов. В настоящее время в ходе сооружения нефтепровода ежесуточно осуществляется объем работ на общую сумму в 4 млн. долларов, а в его «морской» части - около 6 млн. «зеленых». Так что даже один день простоя - колоссальные потери (как не воспользоваться такой козырной картой?). В первом квартале затраты по проекту составили 424 млн. долларов. Общие же затраты на 2004 год должны составить 1,371 млрд. долларов.

     На сегодняшний день в проекте заняты свыше 14 тысяч человек. В Грузии работают 4 тысячи, из них 80 процентов - граждане страны. Всего же в Грузии от реализации проекта ощутили личную выгоду порядка 70 тысяч человек (поступления в семейный бюджет, работа в сфере обслуживания и т.д.).

     Но, видимо, руководство Грузии готово забыть о своих согражданах ради достижения собственных политических целей и любым путем задействовать мировое сообщество для возвращения под юрисдикцию официального Тбилиси «мятежного» Цхинвали. Другими словами, хорошо понимают, что нефтепровод усилиями официального Тбилиси все больше превращается в трубу высокого давления на потенциальных партнеров. Если ранее весь этот проект задумывался как альтернатива российскому энергетическому влиянию на страны Закавказья, что успешно и претворялось в жизнь, то сегодня Тбилиси с таким же успехом пытается «загнать в трубу» и своих благодетелей.

     В этой игре у грузинской стороны появляется еще один дополнительный козырь – по итогам проведенных американской нефтяной компанией Anadarko Petroleum Corp исследований, на грузинском отрезке шельфа Черного моря (без учета Абхазии) были выявлены три перспективных участка, потенциал которых специалисты оценивают в 70 млн. – 1,3 млрд. баррелей нефти. По другим данным, приводимым профессором, доктором экономических наук Михаилом Джибути, запасы нефти и газа в Грузии могут составлять 2,2 млрд. тонн и 180 млрд. кубометров соответственно. Для сравнения: запасы Азербайджана составляют 5–6 млрд. тонн нефти и 600 млрд. кубометров газа, не считая неразведанных запасов.

     Подобные прогнозы позволяют Грузии показывать свой норов и пытаться чужими руками решать собственные проблемы, в том числе и территориальной целостности.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства