на главную страницу

31 Августа 2004 года

Армия и общество

Вторник

Уральскую «оборонку» знают за океаном

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



Анатолий Падеров вот уже четверть века возглавляет Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Это предприятие специализируется на ремонте двигателей для вертолетов, в том числе в интересах Министерства обороны и других силовых ведомств. За успехи в производственной и социальной сферах Правительство РФ, Российская академия наук и Торгово-промышленная палата РФ в 2002 году объявили завод лауреатом премии «Русский национальный Олимп».

     - Анатолий Николаевич, давайте начнем нашу беседу с так называемых узких мест…
     - Сейчас мы ремонтируем двигатели для 19 типов винтокрылых машин – почти всех, которые есть в России. Эту работу мы выполняем в полном объеме в рамках государственного оборонного заказа. Около 16 процентов нашей продукции идет на экспорт.
     Отдельные чиновники ставят большие препоны в вопросах сертификации и лицензирования, хотя надежность нашей продукции подтверждена ГОСТом Р ИСО 9002-96 и АПВ-145. Сегодня у нас есть контракт с министерством обороны Сирии. Минобороны Алжира хотело бы ремонтировать свою технику в России с использованием наших технологий. Однако наш завод боятся пускать на рынок в качестве конкурента.
     В целом ситуация парадоксальная. Мы пытаемся конкурировать с Западом, а чиновники ограничивают нам присутствие на внешнем рынке, препятствуя осуществлению поставок высококачественной продукции. Кто от этого выигрывает? Наверное, только наши конкуренты. Ведь кроме нас двигатели могут ремонтировать Азербайджан, Польша, Украина. Если мы будем представлять на рынке слабо организованную систему и технологию, то, безусловно, наши потенциальные заказчики могут уйти к конкурентам.
     - Как на вашем предприятии решается проблема внедрения технологических новинок?
     - Мы не только ремонтируем технику, но и модернизируем ее, придаем ей новые возможности, используя для этого новейшие достижения в области авиационного двигателестроения. Например, эрозионностойкое покрытие увеличивает стойкость материала на поверхности детали в 75(!) раз. Стойкость компрессора против эрозии в вертолетных двигателях позволяет экономить топливо, улучшает эксплуатационные характеристики, повышает надежность изделия.
     На всех двигателях мы заменяем обычные металлокерамические вставки на сотовые, сделанные из листовой фольги. Это поздние разработки, на двигателях старой конструкции таких вставок не было.
     Наши специалисты разработали и запатентовали технологию нанесения эрозионно- и термостойких покрытий на лопатки компрессора вертолетных двигателей. Такое покрытие увеличивает ресурс, надежность и долговечность авиатехники при эксплуатации ее в экстремальных условиях. Новшеством заинтересовались зарубежные коллеги. Так, подписан контракт с американской компанией General Electric Aircraft. Наша технология в 2000 году была объявлена лучшей технологией в военно-морских силах США. Мы защитили патент по Канаде, США, Европе, по странам СНГ и, естественно, по Российской Федерации.
     - Не секрет, что потребителям зачастую дешевле приобрести новое изделие, чем, образно говоря, латать старую вещь. Так ли это?
     - Не соглашусь с такой постановкой вопроса. У нас, например, разработана программа изготовления запасных частей. Для этого модернизировали станочный парк. По согласованию с разработчиками и заводами — производителями запасных частей делаем по номенклатуре более тысячи наименований деталей первой категории. А всего изготавливаем более 200 тысяч деталей ежемесячно, стоимость которых, как правило, гораздо ниже.
     - Многие авиастроители и авиаремонтники занимаются разработкой промышленных энергетических систем. Ваше предприятие не исключение?
     - Это перспективное направление в нашей деятельности. В США, например, с помощью таких газогенераторов вырабатывается до 50 процентов всей электроэнергии. В России – только 1 процент. На базе двигателя ТВ2-117 мы создали энергетическую установку ЭУ 1500/3000. Она вырабатывает 1.500 киловатт электроэнергии и выделяет 3.000 гигакалорий тепла в час. Установок в этом классе пока никто не выпускает. По своим характеристикам она конкурентоспособна с западными образцами, но при этом гораздо дешевле.
     - Давайте вернемся к авиации. Как снизить себестоимость эксплуатации вертолетов?
     - Совместно с фирмой Миля мы разработали такие предложения. Например, если на вертолет Ми-8 поставить двигатель большей мощности, заменить или модернизировать редуктор, то его грузоподъемность увеличивается на 800 килограммов. Скажу более: уже создан вертолет с двигателем ТВ2-117ф (форсированный). Есть вариант постановки двигателя ВК-1500. Он экономичнее, имеет резерв повышения мощности.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства