на главную страницу

31 Августа 2004 года

Забытые имена

Вторник

Бартини: человек ниоткуда

Александр МАЗИН,
ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.



По официальной версии, он был незаконнорожденным сыном графа Людовико ди Бартини - итальянского происхождения, но проживавшего на территории Австро-Венгерской империи. Святочная такая история: родился от графа и служанки, младенца якобы подкинули преданному графу садовнику, графиня, увидев несчастное дитя, влюбилась в него без памяти, усыновила, и вырос он в счастливой семье без забот и без хлопот. Вроде бы так... Одна проблема - никакого рода Бартини в природе не существовало. Не значится он в европейских «Who is who». И вообще нигде не значится.

     Дальнейшее более или менее ясно. После провала в истории детства и юности Роберто Бартини попадает в годы Первой мировой на Восточный фронт, далее - плен, из которого он выходит уже после Октябрьского переворота - коммунистом и сотрудником иностранного отдела ВЧК. Далее - нелегальная работа в Италии, где Бартини умудряется за два года окончить воздухоплавательный факультет Миланского политехнического института, получить диплом пилота, а заодно и финансировать итальянских коммунистов из средств, доставшихся ему из отеческого наследства.
     Опять все бы хорошо, но как же мог получить Роберто Бартини (будем все же называть его так) деньги от мифического папы? Кстати, они не проходят и по документам Коминтерна. Более того, есть данные о том, что настоящая фамилия Роберто - Ороджи, а подлинный отец - барон Формах. Но...
     Все та же история: Формаха в генеалогическом древе европейских аристократов не существует. В общем, мистика на каждом шагу…
     Впрочем, в 30-е годы Бартини создает киносценарий о роде барона Форми, возможно, что и неспроста. Но самое интересное, что ни как сотрудник ВЧК, ни как сотрудник Разведупра РККА он, насколько это сегодня известно, в архивах спецслужб не проходил.
     Странно. Единственный вариант ответа на всю эту несуразицу - то, что у Бартини были очень сильные покровители в Москве. Они и готовят ему соответствующую легенду и документы прикрытия. Спустя несколько лет - якобы неминуемый провал, во избежание которого Бартини срочно отзывают из Италии в Москву.
     В 1923 году Бартини появляется в Советской России и первым делом встречается с заместителем начальника Регистрационного управления РККА (позднее - Разведуправление Красной Армии) Яном Карловичем Берзиным. Впрочем, это вполне естественная и легко объяснимая вещь: Италия в ту пору лидировала в самолетостроении, и уж кто-кто, как не военная разведка должна была интересоваться авиастроением за рубежом. Дальше - новый провал в биографии, продолжающийся до 1930 года, когда он появляется в форме комбрига РККА. Звание по тем временам это не маленькое, просто так его бы не дали…
     Посадили Бартини в 1938 году, и оказался он в одной «шараге» вместе с А.Н. Туполевым. Тот предлагал ему побыстрее выпустить «103-ю модель» - будущий легендарный Ту-2. Мол, сделаем - и выпустят. Бартини отказался. Ему хотелось иметь свое конструкторское бюро, чтобы реализовать собственный проект. В итоге он отсидел все десять лет. В «шараге» в общем-то было не так уж все плохо. В НКВД знали, что делали: хорошая кормежка, относительно нормальный быт, прогулки, обещание выхода на волю после завершения работы над проектами... И полная изоляция от внешнего мира - короче, все условия для того, чтобы решать поставленные задачи, ни на что не отвлекаясь. Сделал дело - выходи, получай Сталинскую, машину, дачу, возвращайся к семье наконец. Не сделал - сиди дальше…
     Впрочем, мы опустили период 30-х - на свободе. Тогда (как, кстати, и потом) его самолеты опережали время. 1930 год - пассажирский «Сталь-6» выдает свыше 420 км/час - скорость больше чем на 60 километров у истребителей И-15 того же года выпуска или у «Fiat CR-32» времен войны в Испании. 1933 год - экспериментальный истребитель со скоростью 630 км/час, а это уже почти предел для винтомоторных поршневых машин, достигнутый лишь 12 лет спустя.
     Наконец, Ер-2. Дальний тяжелый бомбардировщик, единственная из машин Бартини, пошедшая в серию. Индекс «Ер» ей присвоили в честь его заместителя - Ершакова, поскольку сам Бартини уже числился «итальянским шпионом», да и вообще называть что-либо иностранным именем в Советской России было бы по меньшей мере не патриотично. Тем не менее пошедший в серию в 1940 г. Ер-2 (ДБ-240) и по дальности полета, и по скорости превосходил широко известный Пе-8, при этом обходясь всего лишь двумя моторами вместо 5. После войны его как бы забыли.
     Да и Бартини все еще сидел. И разрабатывал совершенно уникальный для своего времени проект сверхзвукового реактивного истребителя типа «летающее крыло» с двухкилевым оперением. Время было - конец 1940-х годов. А с конца 1970-х именно это «двухкилевое оперение» в сочетании с интегрированными с корпусом крыльями стало неотъемлемой частью современных самолетов (МиГ-29, МиГ-25/31, Су-27/30, F-15, F-22, JSF).
     …Но вернемсЯ в ноябрь 1937 года, к тому роковому, возможно, первому и последнему, хоть и удачному испытанию. Руководил ими некто Дунаев - имени-отчества его никто не знал, никаких следов его в истории больше не сохранилось. Встречали его на аэродроме, по свидетельствам очевидцев, по-генеральски, в выделенную комнату поставили лучшую мебель, натянули дорогие шторы (яркого света Дунаев избегал, глаза его всегда были чуть прищурены). А картины он привез с собой. Странные такие картины - в наше время их бы отнесли к жанру космической фантастики. Маленькое тусклое солнце, странные пейзажи. Вид у Дунаева был, мягко говоря, неухоженным - потертое кожаное пальто, набитые рассыпавшимся «Беломором» карманы. Но - на шее белая косынка, заколотая булавкой с прозрачным камушком.
     К чему все это? Да к тому, что точно так же описывают Бартини его знакомые и друзья. И больные глаза, и небрежность в одежде, и склонность к странным пейзажам на своих картинах, и неизменную булавку с камушком: то в галстуке, то в нашейном платке. Кое-кого последняя деталь особенно привлекла, да и как тут не вспомнить благородного дона Румату Эсторского с его золотым обручем-телепередатчиком (герой произведения братьев Стругацких «Трудно быть богом» молодой ученый-историк под именем рыцаря Руматы Эсторского отправляется с Земли на далекую планету. – Ред.)?
     Итак: пятимерная оптика и невидимый самолет. А не была ли та авиетка для Бартини всего лишь физической моделью для проверки его теоретических исследований? Вообще же Бартини на редкость спокойно относился к тому, что его опережающие время машины не шли в серию. Дескать, нет - и не надо. Идей у него было предостаточно.
     Сразу после создания атомной бомбы встал вопрос о ее носителе, способном достичь Североамериканского континента. Представленных проектов бомбардировщиков было несколько, но самолет Бартини выделялся особенно ярко - будто бы взятый из будущих «Звездных войн» Лукаса. Ни на что не похожий сверхзвуковой красавец с мегатонной крылатой ракетой над фюзеляжем и еще одной бомбой - под ним. Тогдашним средствам ПВО он был бы попросту недоступен.
     Однако, как всегда, проект конструктора остался лишь на бумаге да в моделях. Слишком уж на многое он замахнулся. В серию пошел, уж извините, дубоватый, но простой, надежный и дешевый Ту-95. Что же касается аналогов бомбардировщика Бартини, то они появились значительно позже: Ту-144, «сотка» ОКБ Сухого, американские «Хастлер» и «Валькирия». Серийные же образцы (Ту-160 и В-1В) строились уже начиная с конца 70-х. Итого - временной лаг в 20 лет, по крайней мере, настолько Бартини предвосхищал грядущее.
     Что было, то было. Теперь же вернемся к околонаучной фантастике - а вдруг и она невидимой цепью связана с реальностью? В 1959 году в США гибнет физик и журналист М. Джессуп, первым сообщивший общественности о «Филадельфийском эксперименте»: будто бы в 1943 году американцы телепортировали с Восточного побережья на Западное целый эсминец со всей командой. Кто-то из экипажа погиб, кто-то оказался в другом времени. Все это на первый взгляд очень напоминает современную фольклористику о встречах с энлэонавтами и о Бермудском треугольнике.
     С одной лишь разницей - именно в 1943 году, когда «Манхэттенский проект» по созданию атомной бомбы был в самом разгаре, Альберт Эйнштейн (одержимый в то время идеей создания теории единого поля) вдруг направляется научным консультантом в ВМС США. И занимался он при этом якобы (в том числе и на базе подвергшегося эксперименту злосчастного эсминца «Элдридж») электромагнитной защитой кораблей от мин и торпед. К чему бы это? Гениальный физик-теоретик - и какие-то жестянки, сугубо локальные задачи, с какими справился бы любой мало-мальски грамотный и толковый инженер?
     А в это время той же проблемой «размагничивания корпусов кораблей» занимался на Черном море Игорь Курчатов. Странное совпадение по времени, странное несоответствие выполненных работ наградам (звание академика Курчатов получил именно за те исследования, а не за атомную бомбу) - так не повторил ли он «Филадельфийский эксперимент», только без жертв - или с жертвами, списанными на войну?
     Снова вопрос: а где же наш герой, сидящий в «шараге» под псевдонимом «Остехбюро № 29»? Сидит. Думает. Дружит с Сциллардом - братом того Сцилларда, который стал одним из основоположников «Манхэттенского проекта». Дружит с Ю. Руммером, знакомым Эйнштейна и, безусловно, талантливейшим физиком. А еще сокамерник Бартини – не кто иной, как Сергей Королев, вместе с Курчатовым создавший позднее ракетно-ядерный щит страны...
     Закон судьбы - талантливые люди пересекаются. Где бы это ни было - в камере, в пивной, на кладбище, и, похоже, само название единственного киносценария Бартини «Цепь» куда значительнее самого текста. Таланты чувствуют друг друга - и они встречаются. В нашем мире или в ином… Что вынес из этих встреч Бартини, остается только гадать. Но проект сверхбомбардировщика стал лебединой песней лишь авиаконструктора - не физика.
     С моделью пятимерной Вселенной сейчас как-то уже свыклись - не все ее признают, но то, что есть возможность существования еще одного мира, параллельного нам, уже не кажется абсурдным. Бартини же предложил идею шестимерного (!) мира. Три пространственные координаты и три временные. В итоге - не один параллельный мир, а бесчисленное множество. Опережающих, опаздывающих и просто иных. Та еще идея?
     Но в 1950 году соображения Бартини поддержал президент Академии наук СССР Сергей Вавилов, который готовил их обсуждение в Институте физических проблем. А в 1982 году уже после смерти конструктора о них вспомнил и развил академик М.А. Марков, секретарь секции общей физики и астрономии АН СССР.
     Так кто же он был, Роберт Бартини (1897 - 1974)? Опередивший свое время авиаконструктор? Гениальный физик-самоучка? Пришелец из иных миров? Или просто Художник с большой буквы? Похоже, мы этого никогда не узнаем, да и архивы его пропали с тем же оттенком тайны, с каким жил он сам. Но он жил, жил среди нас, и, пожалуй, достаточно уже этого.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства