на главную страницу

1 Сентября 2004 года

Эхо трагедий

Среда

Небо без гексогена

Андрей ГАРАВСКИЙ.




     Ни завершение Олимпийских игр в Греции, ни выборы президента Чечни не смогли отвлечь внимание россиян от результатов расследования двух страшных трагедий, унесших жизни 90 человек. На обломках Ту-134 в Тульской области и Ту-154 в Ростовской области специалисты ФСБ обнаружили следы гексогена. Это означает, что два уголовных дела, которые были возбуждены по статье «Преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта», будут переквалифицированы по статье «Терроризм». А это значит, что вся отечественная система безопасности авиатранспорта должна быть модернизирована.
     Собственно, работа в этом направлении уже идет. Система безопасности в аэропортах меняется. Сотрудники МВД, ранее лишь охранявшие общественный порядок, теперь будут участвовать в досмотре багажа и пассажиров. Уже сегодня все авиапассажиры проверяются через специальную поисковую базу МВД «Розыск-Магистраль», которая позволяет на начальном этапе выявить пассажиров, имеющих проблемы с законом. На всех внутренних российских рейсах для приобретения билета теперь потребуется паспорт (ранее достаточно было лишь устно сообщить свою фамилию).
     

     НАША СПРАВКА. Гексоген (циклотриметилентринитрамин) – высокобризантное взрывчатое вещество в виде белого кристаллического порошка. Применяется в пластиковой взрывчатке, авиационных бомбах, противотанковых минах, в составах для кумулятивных зарядов и пр. боеприпасах, а также в детонирующем шнуре. Мощность, легкость применения и сложность обнаружения гексогена привлекают не только военных, но и террористов. Он может быть получен и в домашних условиях. Процедура изготовления гексогена описана на ряде сайтов в сети Интернет, найти которые при известной настойчивости может любой.
     

     Ужесточение мер безопасности коснулось и самих авиалайнеров. Как заявил глава Минтранса РФ Игорь Левитин (напомним, именно он руководит госкомиссией по расследованию двух авиакатастроф), все российские пассажирские самолеты с первого января 2005 года должны быть оснащены радиомаяками спутниковой навигации «КОСПАС-САРСАТ». Они позволяют определить координаты воздушного судна в любой точке земного шара, в том числе и после катастрофы. При этом, конечно, Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС должна быть реальной, а не виртуальной. Для полноценного ее функционирования на орбите должно находиться 24 спутника или как минимум 18. Такого пополнения группировки пока не ожидается.
     В очередной раз свою несостоятельность доказали и отечественные накопители (регистраторы) полетных данных, или как их еще называют, «черные ящики». Снова возникли серьезные проблемы с расшифровкой их данных. На самолетах Ту-134, Ту-154 бортовые самописцы до сих пор пишут на стальную ленту. Между тем сегодня в современных иностранных лайнерах используются гораздо более надежные твердотельные цифровые накопители. Абсурдно то, что в недрах отечественного оборонно-промышленного комплекса эта проблема успешно решается. В частности, в Курском ОАО «Прибор» создан защищенный модуль памяти ЗМП-К. Объем его памяти 256 Мбайт, он выдерживает ударные нагрузки до 3.400 g, сохраняет информацию при температуре 1.100 градусов в течение 30 минут. Оказавшись в морской воде, он в течение суток не теряет своих качеств на глубине 6.000 метров.
     Кроме того, в Курске создан защищенный бортовой накопитель с дополнительной возможностью регистрации звуковой информации - ЗБН-Т, обеспечивающий прием, обработку, запись параметрической информации, а также запись речевой информации в защищенный модуль памяти от радиосредств летательного аппарата по двум каналам.
     Рядом НИИ создана для военных истребителей и интегральная информационно-аналитическая система реального времени «Аист», обеспечивающая передачу информации о состоянии самолета и всех систем с «черного ящика» на землю в режиме реального времени. Уже прошли ее испытания на истребителях Су-27 и Су-30. Стоит ли говорить, что при использовании такой системы проблема потери данных после катастрофы становится минимальной. К сожалению, все эти новинки крайне медленно внедряются в ВВС и гражданский авиакомплекс.
     Итак, вполне очевидно, что перед Россией сегодня стоят новые антитеррористические задачи. Нужно быть готовыми к атакам террористов не только с земли, но и с воздуха. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Игорь Левитин отметил, что, помимо всего, будет существенно дополнен Воздушный кодекс страны. Видимо, появится и новый закон об авиационной безопасности.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства