на главную страницу

1 Сентября 2004 года

Как это было

Среда

Звездный час палубной авиации

Капитан 2 ранга Владимир СУЛЬЖЕНКО специально для «Красной звезды».



Десять лет назад строевые летчики Северного флота выполнили свои первые самостоятельные посадки на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». С этого момента корабль обрел полное право именоваться авианосцем.


     Помню, меня, военного журналиста, привыкшего строго следовать официально установленной терминологии, поразили слова командира «Кузнецова» капитана 1 ранга Ивана Санько, отрекомендовавшегося при нашем знакомстве: «Командир авианосца...» (Так, если не изменяет память, было написано на табличке при входе в командирскую каюту при Санько и затем при Александре Челпанове). «Какой еще авианосец, ведь это ТАВКР - тяжелый авианесущий крейсер?..» - промелькнуло в голове.

     Формально - да, ТАВКР, если строго следовать букве директив, приказов, спецификаций и т.п., но фактически - первый российский авианосец. Таковым он стал именно после летне-осенней кампании 1994 года, поставившей «на крыло» первую десятку строевых летчиков: Иван Бохонко, Ярослав Чибир, Игорь Кожин, Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, Павел Подгузов, Евгений Кузнецов, Андрей Абрамов. Десятый, а на самом деле первый в неофициальной табели о рангах российских палубных летчиков – командир смешанной авиационной дивизии Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Эту группу так и называли: «Тимур и его команда». Между собой. А в печати употреблялось другое наименование: «лидерная группа».

     Программа освоения самолета Су-27К (Су-33), методика подготовки корабельных летчиков к выполнению учебно-боевых задач с корабля разрабатывались при непосредственном участии Тимура Апакидзе. Большую помощь оказали испытатели ОКБ «Сухого» и ГЛИЦ ВВС Виктор Пугачев, Сергей Мельников, Александр Раевский, Николай Диордица. Командование ВМФ, как сообщала тогда «Красная звезда», давало «зеленую улицу» полетам группы. Было заключено международное соглашение с Украиной об использовании специального тренажерного комплекса НИТКА на аэродроме Саки в Крыму. Здесь летчики корабельного истребительного авиаполка СФ провели более месяца. За этот период ими выполнено 1.650 проходов над блоком, 696 - с касанием, 99 зацепов за трос, 43 взлета с трамплина.

     Тот памятный августовский день выдался солнечным и теплым. На корабль, бороздивший море в районе Кильдин-Териберка, прибыли командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант Владимир Дейнека, его первый заместитель генерал-лейтенант Николай Рогов, командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев, командующий ВВС СФ генерал-майор Николай Мордовалов. Здесь же находился шеф-пилот ОКБ «Сухого» Виктор Пугачев.

     «Внимание на верхней палубе! Посадка с «зацепом»!» - грянула корабельная трансляция. Это как напоминание о мерах безопасности - случается, правда, редко, что тросы аэрофинишера рвутся. Но народ, хоронясь за вьюшками, стоящими на технической площадке самолетами и буксировщиками, все равно поглядывает за корму. Над водой отчетливо виден самолет с выпущенным гаком и горящими огнями. Раздается свист, затем грохот турбин. Есть зацеп! Машина, «пойманная» стальной нитью аэрофинишера, слегка откатывается назад.

     На Су-25 УТГ выполнил посадку полковник Тимур Апакидзе с очередным подопечным, которому через некоторое время самостоятельно садиться на палубу. Свою первую посадку Тимур Автандилович совершил несколькими годами раньше, когда в группе испытателей ОКБ «Сухого» облетывал новые Су-27К. Но тогда это была посадка скорее испытателя, нежели строевого военного летчика.

     …Спустя несколько минут первая самостоятельная посадка его подчиненного! Игорь Кожин, спустившись по стремянке, попадает в объятия товарищей. «Качнув» героя, как водится, его слегка «приложили» о гак самолета, чтоб никогда не подводила машина летчика. Откуда-то появляется скромный букет цветов. И уже с цветами в руках Игорь напряженно следит за действиями своего сослуживца Виктора Дубового. Все повторяется: зацеп, заруливание, доклад, крепкие руки товарищей, подбрасывающие «именинника» в воздух... Затем фотографирование на память, интервью телевизионщикам. В тот день съемку вело только Российское телевидение, программа «Вести», корреспондент Андрей Филиппов и оператор Юрий Ручкин.

     Улеглись эмоции, однако, рано. Вновь подняты тросы аэрофинишера. Третий летчик полка, Константин Кочкарев, досрочно завершает свою личную программу подготовки к самостоятельным полетам и столь же красиво, как его сослуживцы, сажает машину на палубу. И это лишнее подтверждение тому, что выбранная методика абсолютно работоспособна и обеспечивает планомерную подготовку строевых летчиков к полетам с палубы корабля. С этого дня у «Адмирала Кузнецова», до сего представлявшего собой по сути «сырой» корабль, началась новая история.

     И здесь требуется уточнение. В многочисленных публикациях сообщается, что первые посадки строевых летчиков выполнены 31 августа. На самом деле событие произошло чуть раньше, а именно 26 августа. Сейчас можно только догадываться, почему так получилось. Видимо, это ошибка журналистов. Десять лет назад, когда об Интернете в России только мечтали, информация распространялась не так быстро. И дату определили... по выходу в свет сюжета в программе «Вести». Впрочем, наверное, это и не столь важно.
     

На снимках: первая тройка строевых летчиков, севших на палубу авианосца, – Игорь КОЖИН, Тимур АПАКИДЗЕ, Виктор ДУБОВОЙ (слева направо) в окружении командования ВМФ и СФ (третий справа – летчик-испытатель Виктор ПУГАЧЕВ); так поздравляли первопроходцев.
     Фото автора. Сделаны 26 августа 1994 года.

     

От редакции. Дело, которое 10 лет назад начала команда Тимура Апакидзе, успешно продолжают сегодня строевые летчики 279-го корабельного авиационного истребительного полка ВВС СФ. За несколько дней до круглой даты, после четырехлетнего перерыва, они вновь сели на палубу ТАВКР.
     О боевой подготовке летчиков этого полка читайте в одном из ближайших номеров.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства