на главную страницу

2 Сентября 2004 года

Армия и общество

Четверг

Пилигримы столичных дорог

Один день из жизни автоинспекции

Сергей СЕВЕРИНОВ.



Из года в год поток автотранспорта на столичных дорогах неизменно растет. Сегодня количество машин превышает три миллиона. Даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения, будь то неправильно припаркованный автомобиль или поломка, зачастую приводит к печальным последствиям. Чтобы свести к минимуму дорожные происшествия с участием транспорта в камуфляже, в столице следят за порядком вечные пилигримы дорог - сотрудники военной автоинспекции.

     Военный грузовик с бойцами в кузове в нескончаемом потоке машин неспешно двигался в сторону центра столицы. Вдруг автомобиль резко повернул влево, пересек сплошную линию дорожной разметки и, «расталкивая» встречные авто, затормозил, не доезжая до крайнего правого ряда. Дорога из центра была практически перекрыта. Не обращая никакого внимания на гул клаксонов и на сыпавшиеся проклятия в свой адрес со стороны объезжавших его автомобилистов, водитель грузовика неспешно вышел из машины и начал ковыряться под капотом. Через пару минут солдат вновь сел за руль и тронулся в путь… сквозь поток встречных машин в центр города. Мощь многотонного грузовика с эмблемой грозного мифического зверя на кабине невольно заставляла легковые авто «расступаться». Выбравшись на свою полосу, «Урал» неспешно продолжил движение в центр города.
     Оказавшись невольным свидетелем экстремальных маневров «Шумахера» в камуфляже, инспектора ВАИ Московского гарнизона выдвинулись за грузовиком. «Факт грубого нарушения правил дорожного движения (ПДД) налицо, - отметил начальник отдела ВАИ Московского гарнизона капитан Алексей Зайцев. - Теперь самое сложное будет найти какое-нибудь местечко, где, не создавая затора, можно остановить нарушителя». А в центре столицы не то что «Уралу», небольшой легковушке припарковаться проблематично. Пришлось проехать минут пятнадцать, прежде чем удалось отыскать свободный закуток.
     После того как грузовик остановился, инспектор поинтересовался о причинах нарушения правил движения. Водитель ничего вразумительного так и не ответил, да и старший машины не прояснил ситуацию. Впоследствии выяснилось, что в «аварийном состоянии» не только знания водителем ПДД, но и сам «скакун». «В данном случае мы обязаны изъять регистрационные документы на машину и прекратить ее эксплуатацию до устранения недостатков. Машина должна быть доставлена на гарнизонный сборный пункт задержанных машин (ГСПЗМ). А водитель… Водитель вместе со своим командиром будет держать ответ перед военным комендантом города Москвы», - прокомментировал капитан Зайцев. Пристальное внимание уделяют автоинспектора местам наибольшего скопления военных автомобилей. Как правило, это автостоянки зданий Минобороны. За последние пять лет инспекторами ВАИ гарнизона проверено более 35 тысяч автомашин, в том числе снято с эксплуатации порядка 30 тысяч единиц техники и поставлено на ГСПЗМ около 5,5 тысячи. Проверке подвергается автотранспорт не только Минобороны, но и Внутренних войск, Пограничной службы ФСБ, войск ГО МЧС. В каждом отделе ВАИ гарнизона следят за передвижениями авто в границах своего сектора. Всего девять секторов - по числу округов в городе.
     По словам начальника ВАИ гарнизона г. Москвы полковника Александра Попова, в большинстве частей командиры щепетильно относятся к подготовке водителей и содержанию автотехники. Примером служат автобазы Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Военной академии Генерального штаба ВС РФ и Военно-инженерного университета. Конечно, есть и такие, где состояние автотранспорта оставляет желать много лучшего. Как правило, это небольшие подразделения, где нет надлежащих условий для ремонта и техобслуживания. Но, надо заметить, таких частей в столице остается все меньше, так как постепенно налаживается снабжение, улучшается система эксплуатации автомобилей.
     Когда инспектор останавливает машину, то нередко люди, находящиеся в ней, начинают бурно реагировать на действия сотрудников ВАИ. На том основании, что они, дескать, выполняют задачу государственной важности, а инспектор мешает им Родине служить. Но любые автомобили, двигающиеся по городу, будь то обычная хлебовозка или машина, перевозящая караул, - все в какой-то степени выполняют свои боевые задачи. Поэтому приходится спокойно убеждать людей в очевидной неправоте, заставлять выполнить законные требования. При досмотре автотранспорта инспектору требуется огромная выдержка. Вести себя нужно так, чтобы ничем не спровоцировать конфликтную ситуацию.
     Жизнь в столице не замирает и ночью: встречают команды на вокзалах, решаются другие задачи... Случается и такое, когда автотранспорт используется незаконно, в чьих-то корыстных интересах, поэтому служба инспекторов ВАИ не прекращается и после полуночи. Недавно инспектор притормозил для проверки машину, а водитель выскочил из автомобиля и убежал, видимо, надеясь на то, что инспектор не справится с техникой: в стартер и сцепление было «заложено» несколько водительских хитростей. Тем не менее сотрудник ВАИ во всем быстро разобрался и отогнал автомобиль на охраняемую стоянку.
     Помимо патрульно-постовой службы, инспектора регулярно проводят государственный технический осмотр в частях и учреждениях, проверяют работу контрольно-технических пунктов в воинских частях и учреждениях. За последние пять лет проведено 1.280 технических осмотров машин. «В наши дни мы придаем особое значение предупреждению ДТП, - говорит полковник Александр Попов. – А именно тому, чтобы уже на выходе из парка техническое состояние авто, документы водителя были в полном порядке. Да и профессиональная подготовленность того, кто сядет за руль, не должна вызывать сомнений». И это во многом способствует тому, что специалистам военной автоинспекции удается удерживать низкий уровень аварийности и гибели участников дорожного движения на фоне роста общих показателей в столице. Если в прошлом году в Москве зарегистрировано более 9 тысяч серьезных ДТП, то с участием военных водителей их было всего 60. Из 1.327 погибших военных было трое. В случае ДТП с участием военного транспорта в кратчайшие сроки на место прибывает инспектор ВАИ Московского гарнизона, как и его гражданский коллега, оформляет все необходимые документы, определяет степень вины того или иного водителя. А при необходимости вызывает эвакуатор.
     Не менее напряженной работой для сотрудников ВАИ является и сопровождение колонн. Статистика свидетельствует: ежемесячно сотрудники ВАИ более 120 раз участвуют в сопровождении военных автоколонн и кортежей автомобилей с иностранными военными делегациями. И в этом деле военные автоинспектора своим мастерством не уступают сотрудникам ГИБДД. Сами же участники подобных рейдов морально готовы к тому, что в любой момент что-то может приключиться. И случается чуть ли не с каждой второй колонной. То какому-то торопыге понадобится меж машин вклиниться, то зазевавшийся автомобилист, не заметив колонны, начнет движение. «А вообще-то на службу не жалуемся, - говорит инспектор отделения ВАИ старший лейтенант Владимир Гаврилин. - Главное, чтобы нашу работу правильно понимали и уважали».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства