на главную страницу

2 Сентября 2004 года

Планета людей

Четверг

В интересах России и Турции

Вадим МАРКУШИН.



     Президент РФ Владимир Путин в канун официального визита в Турецкую Республику дал интервью турецкой телекомпании, а после него в течение полутора часов отвечал на вопросы представителей ведущих СМИ Турции.
     В ходе общения с журналистами на первый план выдвинулась тема борьбы с терроризмом. Излагая свою позицию по этой острейшей проблеме, глава государства заявил, что Россия не будет вести переговоры с террористами и сепаратистами в Чечне. «Мы предлагали им все, все компромиссы, любые переговоры. Те, кто хотел, воспользовались этим. Те, кто хотел воевать, кто сделал войну способом зарабатывания денег, - с ними о чем говорить? С ними мы будем воевать, сажать в тюрьму, уничтожать. Мы готовы вести диалог со всеми силами, кроме террористов и сепаратистов», - сказал Путин и выразил надежду на то, что в «Турции это должны понимать лучше, чем во многих других странах».
     «Мы будем последовательно и жестко противодействовать терроризму - столько, сколько потребуется, - отметил президент. - Мы пошли на то, чтобы предоставить Чечне широкий автономный статус. Мы будем развивать республику в экономическом, политическом плане, чтобы люди видели результаты и плоды работы. Будем поэтапно максимально передавать вопросы работы правоохранительных органов на республиканский уровень. Будем опираться на людей и будем последовательно и жестко противодействовать терроризму».
     Говоря о недавно состоявшихся выборах в Чечне, президент подчеркнул, что голосовать пришли около 80 процентов граждан республики, и это о многом говорящий показатель, поскольку нынче людей и силой не загонишь на выборы. «Но если они пришли, они знают, за что они голосуют». «Чеченцы проголосовали за новую конституцию, которая устанавливает ее статус как субъекта Российской Федерации. Это их сознательный выбор. Но для нас это был риск, ведь они могли не прийти, не проголосовать», - сказал Путин. «Скажу вам откровенно: это было мое личное решение. Это нужно было для того, чтобы знать, что происходит», - заявил он журналистам.
     По мнению главы государства, после распада СССР экономика Чечни была в ужасающем состоянии. «Люди годами не получали ни пенсий, ни зарплат. Естественно, в этой ситуации возникали сепаратистские тенденции не только в Чечне, но и в других субъектах», - напомнил он. Россия, с одной стороны, объявила полную свободу, а с другой - стала действовать жесткими методами, чем спровоцировала сепаратистов. «В 1996 году были подписаны Хасавюртовские соглашения, по которым Россия де-факто признала независимость Чеченской Республики. Юридически - нет, но де-факто признала. Россия ушла из этого региона, а то, что получилось - вакуум сразу заполнили деструктивные силы, замешанные на исламском фундаментализме», - подчеркнул Путин. По его словам, в Чечню начали проникать, мягко говоря, нетрадиционные формы ислама. Люди, которые проповедовали их, использовали это как инструмент. Все это закончилось тем, что с территории Чечни было совершено нападение на Дагестан. Причем это были международные банды со всего мира - из Юго-Восточной Азии, из России, Украины, арабских стран. Ясно, что к независимости Чечни это не имело никакого отношения. Для подавляющего числа чеченцев стало понятно, что их устремления и чаяния использовались кем-то в своих интересах.
     Касаясь терактов, произошедших на двух российских лайнерах, ответственность за которые взяла на себя террористическая организация, связанная с «Аль-Каидой», Владимир Путин сказал, что этот факт лишний раз подтверждает наличие связи между чеченскими сепаратистами и международным терроризмом. А также то, что эти люди действуют, исходя из своих собственных интересов, а не из интересов чеченского народа.
     «Турция лучше, чем многие другие страны мира, знает, что такое сепаратизм и терроризм», - отметил Путин. После крушения Советского Союза такие тенденции распада затронули и саму Российскую Федерацию. «Как только государство ослабло, сепаратизм во многих регионах, и не только в Чечне, поднял голову, но в Чечне он приобрел наиболее острые формы, и стало это возможно в том числе в результате ошибок со стороны самой России», - признал глава государства. Он напомнил о связях некоторых турецких общественных организаций с чеченскими сепаратистами, но заявил, что удовлетворен официальной позицией Анкары по чеченскому вопросу и рассчитывает на то, что «наше взаимодействие в этом направлении будет улучшаться». «Уверен, что оно приобретет новое качество, в том числе на основе политического доверия между руководством Турции и России».
     Говоря о ситуации на Южном Кавказе, Путин отметил, что нормализация в этом пространстве должна происходить без участия внерегиональных держав. «Я абсолютно убежден, что для того, чтобы в интересах и России, и Турции, и всего этого региона решать эффективно накопившиеся там проблемы, мы ни в коем случае не должны допустить соперничества, тем более с участием внерегиональных держав».
     Затрагивая иракскую тему, Путин сказал, что события в этой стране полностью подтверждают объективность оценок России, выступавшей против проведения военной операции. «Мы считали, что она контрпродуктивна, и я убежден: развитие событий сегодня подтверждает правильность нашей позиции», - сказал президент. «Мы видим, что американцы и президент Буш добились определенного внутриполитического прогресса в Ираке: удалось сформировать современное действующее иракское руководство, - заявил он. - Мы, конечно, хотим способствовать дальнейшей нормализации и укреплению внутриполитической ситуации в Ираке. Надеемся, что это будет происходить достаточно быстрыми темпами».
     Россия, подчеркнул президент, «стремится к тому, чтобы восстановить отношения с руководством Ирака, и, конечно, нас беспокоит волна насилия». «Мы будем делать все от нас зависящее и в международных организациях, и в рамках ООН, используя наши традиционные каналы взаимодействия с Ираком, для того чтобы ситуация там нормализовалась, и как можно быстрее», - сказал Путин. Самым главным признаком нормализации ситуации он назвал «восстановление - полностью и окончательно - суверенитета иракского народа над своей страной, над своими богатствами». «Наша позиция была и остается понятной и прозрачной: мы выступаем за территориальную целостность Ирака и против деления этой страны на квазигосударственные образования», - заявил он и подчеркнул, что Россия выступает против возможного образования самостоятельного курдского государства на севере Ирака, и по этому вопросу позиции России и Турции полностью совпадают.
     В интервью была затронута и проблема Кипра. Чтобы решить ее, считает Путин, следует «минимизировать давление извне». Объясняя позицию России, проголосовавшую против доклада об ослаблении санкций против Северного Кипра на заседании Совета Безопасности ООН, Путин сказал: «Мы исходим из того, что эта проблема прежде всего внутрикипрская. Обе общины должны договориться между собой, найти компромиссные решения, на основе которых люди, проживающие на севере и на юге Кипра, на долгие годы будут жить в мире и согласии». Кипрская проблема, подчеркнул президент, «тяжелым бременем лежит на плечах турецкого народа и на экономике Турции». И поэтому Турция, так же как и другие страны, заинтересована в ее решении.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства