на главную страницу

7 Сентября 2004 года

Планета людей

Вторник

Хотим учиться на родном языке!

Максим ЗОРИН.



Русские школьники в Латвии все чаще выходят на улицы. Они требуют от властей соблюдения своего права получать среднее образование на родном языке, которое считается бесспорным в цивилизованных странах Евросоюза. Однако реформаторы стоят на своем и настойчиво продолжают вбивать клин между латышами и проживающими в Латвии русскими. Латвийские власти выслали из страны одного из активистов штаба защиты русских школ Александра Казакова.

     Накануне вселатвийской манифестации против реформирования образования, организованной штабом защиты русских школ, глава МВД Латвии Эрик Екабсонс не исключал, что на массовых мероприятиях возможны провокации и хулиганские выходки, которые могут перейти в массовые беспорядки. Однако 1 сентября до этого дело не дошло. Правда, в отношении восьми протестующих были возбуждены административные дела. Эти молодые люди 1 сентября приковали себя цепями к дверям здания кабинета министров в знак протеста против реформы образования. За это им грозило наказание в виде ареста на 15 суток. Однако Рижский административный суд семерых задержанных защитников русских школ наказывать не стал - «за отсутствием состава преступления». Дело еще одного активиста будет рассмотрено 19 октября, поскольку он сразу же потребовал участия в разбирательстве своего адвоката.
     «Это было политическое решение - власти страны должны были определиться, начинать репрессии или нет. И принятое решение мы расцениваем как достойное и по-настоящему европейское», - сообщает ИТАР-ТАСС мнение представителя штаба защиты русских школ Александра Казакова.
     Во время процесса у здания суда пикет устроили больше тысячи школьников. В этот же день в латвийской столице и других городах Латвии прошла забастовка учащихся. А накануне в Риге состоялся 25-тысячный митинг в защиту образования на русском языке.
     Проводимая с 1 сентября реформа средних школ предусматривает, что в старших русских классах на родном языке можно будет изучать только 40 процентов предметов. Причем в эти проценты входят русский язык и литература, так что доля «русскоязычных» естественнонаучных дисциплин еще меньше. В этом – причина протестов русских школьников.
     Протестная активность русской молодежи объяснима еще одним обстоятельством. В отличие от своих родителей, которые в большинстве своем стерпели унижение при получении паспортов «негров» (так в Латвии называют неграждан) и связанное с этим статусом ущемление в правах, нынешние латвийские школьники выросли в другое время. Новое поколение выбирает не столько «Пепси», сколько право на личную свободу и уважение к себе со стороны окружающих, в том числе и властей.
     А что же латвийские власти? Неужели тамошние чиновники от образования не понимали, к чему приведет эта реформа, идущая вразрез с образовательными стандартами национальных меньшинств, существующими в цивилизованных странах Евросоюза?
     Латвийское руководство, видимо, сперва решило обезглавить движение русских школьников и выслало за пределы Латвии активиста штаба защиты русских школ Александра Казакова. Его вызвали в полицию безопасности, где в ходе беседы задержали, а затем в полицейской машине привезли на границу с Россией и препроводили в рейсовый автобус. Возможности взять с собой личные вещи, деньги и лекарства ему не предоставили.
     Дабы все выглядело приемлемо с точки зрения местного законодательства, власти воспользовались смертью супруги Казакова. Она была гражданкой Латвии, и поэтому ее мужу – гражданину России – ранее был предоставлен вид на жительство. Несколько недель назад жена умерла, и Александру Казакову вид на жительство не продлили, даже несмотря на то, что он родился и вырос в Риге.
     Репрессии – такую характеристику происшедшему дали представители штаба в защиту русских школ. Однако представители латвийских властей, разумеется, все оценивают иначе. По мнению руководства МВД Латвии, деятельность Казакова «была направлена на обострение напряжения в обществе и могла создать угрозу общественному порядку и государственной безопасности». А что касается реформы образования в целом, то, по оценке латвийских руководителей, она не имеет никакой политической подоплеки.
     Однако «кунги» (т.е. по-русски «господа») лукавят. Этот реформаторский проект – чистой воды политика, известная с древнеримских времен. Применительно к Латвии это означает «русских с латышами разделяй и властвуй».
     На самом деле это ни латышам, ни русским невыгодно, поскольку чревато опасными для Латвии последствиями. Так что вряд ли подобные образовательной реформе инициативы рождаются на латвийской территории. По мнению наблюдателей, официальная Рига получает уже готовые продукты-документы с этикеткой «made in…». И за сравнительно небольшие деньги приступает к их исполнению.
     Кстати, похожий образовательный проект планируется в 2007 г. реализовать в Эстонии. Поэтому неудивительно, что русскоязычные жители Эстонии поддержали протест русских латвийцев и выставили пикет у латвийского посольства в Таллине.
     Конечно, можно попытаться выслать еще нескольких активистов, защищающих право русских детей учиться на родном языке. Но на смену высланным придут другие. Выслать всех русских школьников из Латвии не получится. Более того, уже через несколько лет всем им, родившимся в Латвии, придется вручать паспорта граждан этой прибалтийской страны и тем самым признать их право выхода на взрослую политическую сцену. Тогда их голоса придется не только слушать, но и подсчитывать – на выборах представительной власти.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства