на главную страницу

11 Сентября 2004 года

Завтра - День танкистов

Суббота

В борьбе снаряда и брони



Нынешний год в истории отечественной бронетанковой техники знаменательный. 85 лет назад, в 1919 году, Совет военной промышленности РСФСР принял решение организовать выпуск советских танков по образцу французского «Рено», чем, собственно, и положил начало отечественному танкостроению. Первенец, легкий танк типа М, появился на свет на Сормовском заводе 31 августа 1920 года и получил соответствующее духу того времени название – «Борец за свободу тов. Ленин». Затем на протяжении уже почти века не прекращался процесс модернизации, который ускоряли войны и противостояние двух мировых систем. Танк неоднократно и кардинально изменялся, однако как образец вооружения сохранил свою индивидуальность до наших дней. Уникальность танка состоит еще и в том, что его потенциал для дальнейшего развития – мощи, брони, маневренности и других характеристик – просто неисчерпаем. Так что, кто знает, может, расхожая шутка про «летающие низенько-низенько» танки когда-нибудь воплотится в жизнь? Ведь и в то, что танки смогут преодолевать водные преграды вплавь и по дну, тоже когда-то мало кто верил…
О сегодняшних буднях танковых войск, перспективах развития и применения их «стальных коней» рассказывает главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай КОРМИЛЬЦЕВ.

     
Приказ министра обороны Российской Федерации

     
10 сентября 2004 г. № 266 г. Москва

     
     Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, товарищи офицеры!
     Уважаемые рабочие, техники, инженеры и конструкторы оборонных отраслей промышленности!
     Дорогие ветераны!
     12 сентября 2004 г. в Российской Федерации отмечается День танкистов.
     Эта дата, как и вся история бронетанковых войск, олицетворяет собой героические вехи военной летописи Отечества, мужество и стойкость воинов-танкистов. На полях грандиозных танковых сражений ковалась победа нашего народа. Танковые войска снискали себе неувядаемую славу в годы Великой Отечественной войны и внесли большой вклад в победу над немецкими захватчиками. Мужество, героизм и отвага воинов-танкистов навечно вписаны в летопись танковых войск страны. Более тысячи воинов-танкистов стали Героями Советского Союза, а 16 из них удостоены этого звания дважды, сотни тысяч награждены орденами и медалями.
     С полным основанием к героям сражений прошлого мы причисляем нынешних защитников Родины. Они свято чтут рожденные в боях традиции. Решительность, быстрота и натиск, товарищество и сплоченность – эти качества определяют характер воинов-танкистов.
     Благодаря труду конструкторов и инженеров оборонных отраслей промышленности постоянно повышается уровень технического оснащения танковых подразделений. Сегодня танковые войска являются главной ударной силой Сухопутных войск. В наш ХХI век особенно значима их роль при проведении операций по локализации региональных военных конфликтов.
     Мы чествуем ветеранов-танкистов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, продолжающих вносить значительный вклад в патриотическое воспитание граждан, поддержание авторитета армии, повышение престижа военной службы, тех, чьи доблестные и ратные дела во славу Отечества были и остаются вдохновляющим примером для подрастающего поколения.
     Приветствую и поздравляю вас с праздником – Днем танкистов!
     Желаю воинам-танкистам, труженикам науки и оборонных отраслей промышленности, ветеранам танковых войск крепкого здоровья, счастья, бодрости и оптимизма, новых успехов в служении России.
     
Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.

     

     – В последнее время танки все чаще называют оружием прошлого: дескать, в будущих войнах и военных конфликтах вряд ли им найдется применение. Что думаете вы по этому поводу?

     – Природа войн и военных конфликтов в последние десятилетия действительно претерпевает существенные изменения, меняются и средства войны. Никто сегодня не отрицает того, что широкомасштабные танковые сражения уходят в прошлое, а на их место приходит противоборство «высокоточных» технологий. Однако, что касается самого танка, он, как и прежде, остается главной ударной силой Сухопутных войск. Именно по этой причине иностранные государства сегодня усиленными темпами ведут разработки и производят специальные противотанковые средства. Против танков нацелены и артиллерия, и ракетные комплексы, и авиационные бомбы, и противотанковые мины, в том числе дистанционного минирования, и все это постоянно развивается и совершенствуется. Разрабатываются даже весьма дорогостоящие средства, которые, воздействуя на систему питания двигателя топливом и воздухом, лишают танки подвижности.
     И это только специальные противотанковые средства, а ведь одно из главных средств борьбы с танками – это танк противника. Еще ни одна танкопроизводящая страна не прекратила разработку бронемашин и модернизацию существующих, в том числе и наших, танков в странах бывшего Варшавского договора – Польше, Чехии, Словакии…
     Если идет активный поиск новых методов борьбы с танками и его системами, следовательно, практически все страны, имеющие современную армию, не исключают в будущем встречу с танками противника, да и для своих армий они готовят или закупают бронетехнику. Так что от танков, как от якобы устаревшего оружия, отказываться никто не собирается, по меньшей мере в ближайшие десятки лет…

     – Главный аргумент не в пользу танков состоит в том, что будущие войны будут бесконтактными, а именно при таком ведении военных действий «стальные кони» останутся не у дел…

     – Конечно, нельзя исключать того, что в бесконтактной войне значительная часть танков может быть уничтожена еще далеко за пределами соприкосновения войск, так как у них нет информационного обеспечения и защиты от современных средств дальнего поражения. Однако и в бесконтактной войне бронетехника все равно будет востребована. Ведь для окончательной победы необходимы силы общего назначения, так или иначе, но вступающие в непосредственный контакт с противником. Основным же оружием контактного боя на ближайшие годы останется бронетехника, способная действовать на переднем крае и обладающая огневой мощью и современной защитой. И потом, никто не отменял возможность ядерной войны. А в ее условиях танк, как известно, – самая защищенная боевая машина.

     – Высокоточные противотанковые средства (ПТС) представляют сегодня для танков серьезную угрозу. Как с ними бороться?

     – Нужны поиск новых нетрадиционных и совершенствование существующих средств защиты, таких как активная, электромагнитная, динамическая. Защита на основе новых материалов…
     Как известно, сильнейшее бронирование танка – лобовое, потому что современные танки создавались в период, когда практически все противотанковые средства воздействовали на них в «лоб». Сегодня, а тем более в будущем, все большее количество ПТС поражает танк сверху. Причем воздушными средствами поражения и системами высокоточного оружия, от которых сам танк защититься не может. Во время операции «Буря в пустыне» за один вылет пара вертолетов могла уничтожить до 15 танков. Это пример того, что танки не могут действовать без прикрытия. Возможно, танку нужны зенитные установки равной защиты и подвижности, а может быть, и нетрадиционные средства, позволяющие обнаружить опасность и «прикрыть» от нее танк.
     Для защищенности и выживаемости экипажа, пока он в танке, его нужно изолировать от боеприпасов и топлива. Требуются новые компоновочные решения, современная экипировка экипажа и соответствующая маскировка. Главное – сохранить жизнь экипажу. Может, удастся когда-нибудь вообще убрать из зоны непосредственного соприкосновения войск человека. Ведь еще в восьмидесятые годы прошлого столетия в России были проведены опытные учения с применением дистанционно управляемых танков. Были некоторые заделы и в создании роботизированных комплексов. Машины с дистанционным управлением неплохо себя показали при устранении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
     Безусловно, противотанковые средства за последние десятилетия получили значительное развитие, но я не стал бы спешить с выводом, что окончательное слово за ними. Танк – не безответная мишень. Обладая повышенной защищенностью, тактической и оперативной подвижностью, хорошей командной управляемостью и высокой эффективностью огневого поражения целей, он способен противостоять сильному, хорошо вооруженному противнику.
     И еще. Не будем забывать, что такие образцы современных противотанковых средств как ПТУР, ПТРК давно уже входят в состав вооружения нашей бронетехники. При минимуме затрат на модернизацию и в короткие сроки (при сохранении корпуса и внутренней компоновки башни) огневую мощь БМП-2, например, за счет ее оснащения ПТРК третьего поколения довели до уровня современных образцов.

     – В таком случае, о высокоточных ПТС можно говорить уже не только как об оружии поражения танков противника, но еще как о средстве надежного прикрытия своей бронетехники?

     – Безусловно. Фактически любое оружие может служить и для нападения и для обороны. Взять, к примеру, ПТРК «Корнет-Э». С его помощью можно поражать современные и перспективные танки с усиленной броневой и динамической защитой, увеличенной дальностью прицельной стрельбы танковых пушек и средствами постановки организованных оптических помех, не говоря уже о легкобронированной технике. К настоящему времени можно говорить уже о третьем поколении данного комплекса, в котором использован принцип «выстрелил – забыл»: оператор лишь прицеливается и, убедившись, что головка самонаведения захватила цель, осуществляется пуск. При этом используется как тепловые, так и радиолокационные головки самонаведения. Не менее эффективно данный комплекс можно использовать в борьбе с ПТРК противника. Весь вопрос в его умелом и превентивном применении.
     Считаю, что с поступлением «Корнета» на вооружение, мотострелковые подразделения Сухопутных войск пополнили свой арсенал мощным и эффективным оружием, которое может использоваться как в пеших боевых порядках, так и на любых подвижных носителях – от легковой до бронетанковой техники. Он выгодно отличается от своих зарубежных аналогов, причем по многим ТТХ и, что стало уже традиционным для русского оружия, прост в обращении.
     Однако развитие не только отечественных противотанковых средств, но и авиации, комплексов ПВО дает сегодня уверенность в том, что на поле боя наша бронетехника не останется без надежного прикрытия.

     – Каково состояние нашего танкового парка? Насколько сейчас танковые соединения и части укомплектованы вооружением и техникой?

     – Противостояние двух систем привело к тому, что у нас был и еще остается непревзойденным броневой «кулак» из танков Т-55, Т-62, Т-72, Т-80. Танков у нас, можно сказать, в избытке. Части и подразделения Вооруженных Сил укомплектованы на 100 процентов. Устаревшие марки танков сейчас проходят модернизацию и переоборудование в другие машины. Примерами могут служить БТР-Т на базе Т-55, БМПТ – на базе Т-72, модернизированные Т-72М1, Т-80М1 «Барс» и «Черный орел». Учитывая то обстоятельство, что модернизация происходит в основном по инициативе заводов, эти новые образцы являются больше опытными. Что, кстати говоря, может привести и к нежелательным последствиям, как это уже было в СССР: сколько заводов – столько и танков и других бронемашин, без какой-либо унификации. Поэтому основные усилия при модернизации мы направляем на совершенствование комплексов вооружения, средств связи и управления, повышение мощности двигателя и живучести танка. В перспективе по мере поступления новых машин нынешнее бронетанковое вооружение и техника в большем объеме будут присутствовать в частях сокращенного состава и кадра.

     – В период активных боевых действий на Северном Кавказе в печати часто можно было прочитать критику, что вот, мол, в Чечне применяются устаревшие танки Т-55 и Т-62, а уже есть новые Т-90.

     – Во-первых, нельзя всю так называемую несовременную технику огульно называть устаревшей хотя бы по той причине, что в сопоставлении с аналогичной техникой зарубежных армий она имеет целый ряд преимуществ. Среди таковых – низкий силуэт, меньшая масса, наличие управляемого вооружения, автомат заряжания, простота освоения и надежность в эксплуатации. Во-вторых, боевики не имели и не имеют на вооружении современных средств разведки и поражения танков, а у новых танков не было и нет целей, для поражения которых они предназначены. Зачем тогда применять новые дорогостоящие машины, которых в нашей армии еще недостаточно, если они не дадут ожидаемого эффекта? Это все равно, что палить из пушки по воробьям…

     – То есть речь идет о проблеме применения?

     – Конечно. Боевая эффективность техники напрямую связана со способами ее применения – это аксиома. Есть горький опыт новогоднего штурма Грозного в 1995 году, когда бронетанковая техника была введена в город не столько для ведения боевых действий, сколько для устрашения населения. Улицы города буквально были забиты танками, БТРами, БМП, самоходками, «Тунгусками», становившимися на ограниченном пространстве без надежного прикрытия мотострелков по сути мишенями. Дудаевцам представилась возможность вести фактически безответную стрельбу по нашим танкам, чем они и воспользовались.
     В ходе дальнейшего проведения контртеррористической операции были учтены многие уроки из прошлой кампании: танки и артиллерия не шли уже впереди пехоты, а, подавляя узлы сопротивления огнем, обеспечивали ее продвижение. В свою очередь, грамотные действия мотострелковых подразделений исключили возможность эффективного использования бандитами противотанковых средств для поражения бронированной техники, им просто не позволяли приближаться на расстояние действительного выстрела. Были приняты меры и по усилению броневой защиты танков. В результате во второй кампании боевые потери свелись к минимуму.
     И все-таки надо отметить, что танк предназначен для борьбы с сильным, хорошо вооруженным противником в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия. Для ведения военных действий в локальных конфликтах нужны другие бронированные средства, которые могут быть созданы на основе тех танков, которых у нас с избытком. Примером могут служить бронетранспортер тяжелый (БТР-Т) и боевая машина поддержки танков (БМПТ), которые уже показывались на выставке вооружений в Омске и Нижнем Тагиле.

     – Техника – вещь важная. Но все же главным действующим лицом был и остается человек. Без него самая «умная» машина – лишь груда металла…

     – В войсках налажена в целом ритмичная боевая учеба, обеспечивающая своевременное освоение ВВТ личным составом. В основе боевой выучки специалистов танковых частей и подразделений лежат тактическая, техническая и специальная подготовка, а также вождение и стрельба в ночное и дневное время суток. На эти дисциплины мы отводим до 70 процентов учебного времени, причем делаем упор на практическую направленность занятий. Несмотря на определенные трудности последнего десятилетия, наступают времена, когда войска все больше и больше занимаются своим прямым делом – боевой подготовкой, причем реже – в учебных классах, а чаще – на полигонах и танкодромах, что особенно важно сейчас, в период перехода на контрактный способ комплектования…

     – Какие можно отметить особенности в подборе кандидатов в контрактники для комплектования танковых частей и подразделений?

     – При комплектовании по призыву какое приходило молодое пополнение в части, с таким и приходилось работать. А в последнее время, известно, среди призывников стали все чаще попадаться и бывшие наркоманы, и алкоголики, и ребята из неблагополучных семей. Командирам приходилось не только обучать их армейской специальности, но и воспитывать, помогать вернуться к нормальной жизни. Ситуация с комплектованием по контракту в корне отличается. Здесь мы уже сами отбираем себе солдат и сержантов. В настоящий момент есть большая потребность в специалистах технического состава – ремонтниках бронетехники. Если у кандидата есть опыт работы по ремонту техники и нет пристрастия к алкоголю или, того хуже, к наркотикам, для него, как говорится, горит зеленый свет.
     При подборе кандидатов для комплектования танковых экипажей кроме этого есть и другие требования. Танк – оружие коллективное, поэтому у всех членов экипажа должен быть особый склад характера. Во время профотбора кандидатов психологи обращают внимание на то, чтобы человек был общительным, коммуникабельным, отзывчивым, т.е. готовым придти на помощь другу. Учитываются и многие другие черты характера, необходимые для работы в небольшом коллективе.

     – Какими вы видите воинов-танкистов, призванных служить по контракту?

     – В первую очередь профессионалами. Надеюсь, танковые экипажи из контрактников поднимут планку боевой учебы. Следуя фронтовым традициям, они как всегда будут сплоченными, с четким пониманием того, что живучесть, могущество танка состояние его вооружения полностью зависят от их умения слаженно действовать в своем составе.
     У танкистов всегда был очень актуален вопрос взаимозаменяемости. Танк должен оставаться боевой единицей даже в случае, если только один из членов экипажа остался способен выполнять функциональные действия.
     Считаю, если экипаж танка состоит из настоящих профессионалов, он способен выполнить самую сложную боевую задачу и выйти победителем из любой критической ситуации.

     – С какими результатами встречают свой профессиональный праздник специалисты танковых войск?

     – Процесс боевой учебы в чем-то схож со спортом: не будешь тренироваться стрелять, водить технику – не жди результатов. В ходе этого летнего периода обучения у танкистов значительно возросло количество огневых тренировок, в том числе ночью, что позволило заметно улучшить качество выполнения упражнений контрольных стрельб из танкового вооружения. Во всех военных округах в этом году для более качественной подготовки механиков-водителей проводились практические занятия по подводному вождению. Считаю это определенным достижением, так как подобные упражнения еще пару лет назад были крайне редки. Этот факт говорит еще и о том, что учебная материально-техническая база танкистов постоянно совершенствуется, а это дает новые возможности оттачивать боевое мастерство. В этом учебном году заметно улучшилось качество занятий по тактической, инженерной, технической подготовкам. Увеличилось количество занятий с механиками-водителями, экипажами в целом, по совершению многокилометровых маршей в сложных физико-географических условиях.
     Значительных успехов в боевой подготовке и повседневной деятельности добились танкисты соединений, которыми командуют генерал-майоры А. Коннов (МВО) и С. Суровикин (ПурВО), полковник С. Кузьмин (ЛенВО), а также воинские части, возглавляемые полковниками Д. Давыдовым (МВО), Б. Беликовым (МВО) и А. Лысенко (ПУрВО).


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства