на главную страницу

18 Сентября 2004 года

Фан-клуб

Суббота

Ржавчина на клинке

Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



Слушая предолимпийские заявления президента ОКР Леонида Тягачева о том, что в первую неделю Игр не стоит ожидать вала золотых медалей от нашей сборной, лично я отдавал себе отчет, что это действительно так. И тем не менее надеялся, что хотя бы тоненькой струйкой «золото» будет наполнять российскую копилку. Ведь с началом Олимпиады разыгрывались награды и в видах спорта, где российские спортсмены традиционно считались сильнейшими, например в фехтовании.

     В былые годы, а именно начиная с Олимпиады в Риме и до Игр в Мюнхене, национальная команда по фехтованию обладала такой мощью, что выигрывала 4-5, а иной раз и 6 из 8 золотых медалей. По сути дела сборная Советского Союза могла смело фехтовать против сборной мира. Восемь раз подряд(!) под руководством родоначальника советской школы фехтования Виталия Андреевича Аркадьева наша мужская команда выигрывала чемпионаты мира.
     Олимпийские Игры 2004 года показали всем, что нынешнее российское фехтование находится, мягко говоря, не в лучшей форме. Единственное «золото», добытое в командном первенстве шпажисток, служит малым утешением, когда все остальные награды высшего достоинства – будь то в сабле, шпаге или рапире – достались представителям других стран.
     Я обратился за комментариями к двукратному олимпийскому чемпиону, восьмикратному чемпиону мира, бессменному капитану сборной СССР по фехтованию на протяжении 15 лет Марку Мидлеру.
     - А чему тут удивляться? – пожал плечами Марк Петрович. – При той ситуации, которая в последние годы складывалась в российском фехтовании, такой результат был легко прогнозируем. Вот только почему-то те, кто в первую очередь должен был просчитывать всевозможные варианты, не удосужились этого сделать.
     Далее – мнение Марка Мидлера о том, что именно стало причиной неудач российских фехтовальщиков. Судите сами: система, которая отлаживалась в течение десятков лет, в последние три года оказалась перевернутой с ног на голову: международные турниры, молодежные первенства мира и как итоговый этап подготовки к ключевым соревнованиям – чемпионат страны. Практикой было доказано, что проводиться он должен за полтора месяца до Олимпиады или чемпионата мира. Спортсмены в это время выходят на пик формы. За полторы недели до ответственного старта проводится заключительный сбор, а затем – вперед, в бой.
     Но в этом году исполком Федерации фехтования России почему-то принимает решение о проведении чемпионата России в... апреле. Хотя Олимпиада, как мы знаем, прошла во второй половине августа. Стоит ли объяснять, что столь длительное время – с апреля по август – невозможно поддерживать спортивную форму на максимально высоком уровне. Чтобы понимать это, не надо быть специалистом. Однако именно чиновники Федерации фехтования, люди достаточно зрелые и опытные, «не учли» столь очевидную вещь. Почему? Вероятно, они предпочли устроить себе летние каникулы вместо того, чтобы заниматься подготовкой спортсменов к ответственным соревнованиям. Результат выступлений нашей сборной в Афинах мы уже знаем. Однако и в новом сезоне федерация наметила провести очередной чемпионат страны в апреле. При том, что чемпионат мира должен состояться в октябре.
     После того как Госкомспорт возглавил Вячеслав Фетисов, был возрожден институт государственных тренеров. Таким образом, через них должны обеспечиваться руководство и контроль со стороны государства за деятельностью спортивных федераций. В фехтовании на такую должность назначили молодого и энергичного Ильгара Мамедова, олимпийского чемпиона, человека достаточного авторитетного среди спортсменов. Однако появление новой фигуры в руководстве отечественным фехтованием чиновники федерации восприняли, мягко говоря, без энтузиазма. Особенно первый вице-президент и фактический руководитель Федерации фехтования Юрий Бычков. Нетрудно понять, почему: ведь теперь уже вряд ли смог бы он бесконтрольно распоряжаться финансовыми средствами, проходящими через федерацию, и вообще «командовать парадом».
     Между тем сигналом о том, до чего «докомандовалось» руководство федерации, должны были стать результаты прошлогоднего чемпионата мира в Гаване. Там в шести видах состязаний – в личных и командных первенствах у мужчин и женщин в сабле, рапире и шпаге – не было одержано ни одной личной победы. Что это, если не деградация?
     - В декабре прошлого года я и еще несколько ветеранов, олимпийских чемпионов пришли на прием к Фетисову, – вспоминает Марк Мидлер. – Результатом этой встречи стало решение о передаче функций управления национальной командой государственному тренеру. Зная Мамедова, я не сомневался в том, что он сумеет навести порядок, а если надо, и власть употребит. В одном Ильгар, как выяснилось, недостаточно «подкован» – в умении противостоять затеянным против него интригам. Развернув против Мамедова кампанию в прессе, руководство федерации таким образом попыталось бросить тень на его, надо сказать, абсолютно безупречную репутацию. Затем последовал открытый демарш, суть которого сводилась к тому, что президент федерации Алишер Усманов заявил руководству Госкомспорта: мол, если Мамедов останется на должности, то мы непременно проиграем Олимпиаду, а без него сборная под руководством Бычкова получит 5(!) золотых медалей. Получается, федерация взяла на себя всю ответственность за выступление команды на Олимпийских играх.
     В итоге Мамедову было рекомендовано не вмешиваться в работу федерации, а через некоторое время ему и вовсе пришлось оставить должность государственного тренера. При этом Юрий Бычков, оставаясь первым вице-президентом федерации, занял должность главного тренера национальной сборной, к слову, дающую право на получение неплохих премиальных. Оставалось доказать всем состоятельность «золотых» обещаний, и Бычков взялся за дело весьма решительно. Незадолго до Олимпийских игр он отправил в Данию на чемпионат Европы команду, которая готовилась к Афинам. Итоги ее выступления выглядели весьма двусмысленно.
     - С одной стороны, это был триумф сборной, – поясняет Марк Мидлер, – мы взяли пять медалей. Но какова их истинная ценность, если остальные страны прислали в Копенгаген вторые, а то и третьи составы, стремясь сберечь главные силы к Олимпиаде? Так вот, эти медали европейского первенства фактически стоили нам «золота» Олимпиады. Ведь спортсмены к ее началу не успели восстановиться.
     - А вообще за время трех олимпийских циклов, на протяжении которых федерацией руководит Юрий Бычков, кривая наших олимпийских побед резко устремилась вниз, – говорит Мидлер. – Если в Атланте в 1996 году мы выиграли 4 медали из 10, а в Сиднее смогли завоевать 3 «золота» из 9, то в Афинах – лишь одну из 10. Что дальше?
     Ситуация в отечественном фехтовании указывает на необходимость пристального внимания и контроля со стороны государства за происходящим. А значит, по-прежнему нужна и должность государственного тренера, который при необходимости мог бы «что-то подправить в консерватории». Тем более что у российских фехтовальщиков до сих пор нет центра олимпийской подготовки. И именно об этом в первую очередь стоило бы напомнить руководству федерации.
     - Спасибо ЦСКА и лично Ольге Смородской, – продолжает Марк Петрович. – Одно из первых ее решений в должности начальника клуба предусматривало реконструкцию фехтовальных залов во Дворце спортивных единоборств ЦСКА. Сейчас залы оснащены прекрасным электронным оборудованием, полы застелены новым синтетическим покрытием. И как результат – более половины состава сборной – 11 из 18 человек – армейцы. На их счету, кстати, почти все те немногочисленные медали, что завоеваны сборной в Афинах.
     На снимке: Россиянин Павел КОЛОБКОВ (справа) против немца Даниеля СТРИГЕЛЯ в споре за командную «бронзу» по мужской шпаге.;В предолимпийском году вице-президент федерации фехтования России Юрий БЫЧКОВ был настроен весьма решительно.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства