на главную страницу

18 Сентября 2004 года

Фан-клуб

Суббота

От такой кормежки…

Георгий НАСТЕНКО.



В советские времена стоимость рациона питания спортсменов наших сборных составляла 15 рублей в день и выше. Для сравнения: у туристов — около 3 рублей. Сейчас приходится порой наблюдать обратные пропорции. Наших героев спорта кормят на 7 долларов в день.

     Когда приезжаешь на олимпийскую базу в город Подольск, сразу вспоминается и фильм с красивым названием «На камнях растут деревья», и одно из чудес света — висячие сады Семирамиды. Впрочем, эти объекты культуры, и один, и другой, связаны историей тысячелетий. Тренировочная база в Подольске имеет историю не столь давнюю, но достаточно богатую и славную. Множество олимпийских побед и мировых рекордов наши атлеты готовили именно здесь. И потому ветераны сборной не удивляются здешним висячим садам — самое старое здание комплекса (бывший особняк купца Калашникова) год от года все обильней обрастает зеленью у них на глазах. Сначала на обсыпавшихся стенах пророс мох, потом на карнизах — трава, а потом — и березки. Причем деревья растут не в кадках, а из расщелин здания. И здание функционирует! Здесь работают сауна, различные души и есть даже жилые апартаменты.
     Когда-то база в Подольске отвечала самым строгим запросам большого спорта, но это было лет 30 назад. После того нового здесь построено мало, а ремонт оборудования и имеющихся зданий почти не производился. Немного улучшилась ситуация несколько лет назад. В прошлом году для легкоатлетов настелили беговую дорожку, отвечающую самым высоким требованиям.
     Впервые за долгое время сделали ремонт в столовой. Однако ее внешний вид и интерьер довольно-таки убоги. Да что там интерьер! Перед главным спортивным событием четырехлетия наших лучших атлетов кормили здесь не только несравнимо скромней, чем их соперников из США и Европы, но и скуднее, чем простых туристов. Смета питания легкоатлетов-сборников составляла 222 рубля в день.
     – У некоторых спортсменов заложена надбавка в 100 рублей, и тут уже намного легче “сообразить” более-менее приличный набор блюд. Но эти надбавки назначены только самым именитым, а их единицы, – жалуется директор столовой Владимир Федоров. – С таким бюджетом нам приходится “крутиться”. Дело не в количестве еды и не в капризах спортсменов. Когда организм работает на пределе, когда от спортсмена ждут рекордов, в вопросах питания появляется много нюансов. Чтобы их решить, нужно тратиться прилично. Нам же об особых “разносолах” и деликатесах даже заикаться не приходится. Что-то приобретаем на мясном и молочном комбинатах Подольска. Фрукты-овощи — на оптовых базах и на рынке. Но никто из ребят, а среди них есть и знаменитые спортсмены, претензий не предъявляет. Самые вежливые, доброжелательные из наших подопечных — легкоатлеты. Возможно, я субъективен. Просто они — наиболее частые наши гости. Впрочем, и с борцами, штангистами, дзюдоистами никогда особых проблем не возникало. Бывают рабочие моменты: например, борцы-мусульмане свинину не едят. Мы это учитываем. Когда вес сгоняют, подаем им пищу без соли. Из иностранцев у нас на базе сейчас живут штангисты из Тайваня и китайские легкоатлеты. Рацион у них тот же самый, что у всех, из тех же 222 плюс 100. Всем довольны, не жалуются. К основному набору блюд дополнительно заказывают семгу, осетрину, икру. «Налегают» на свежие фрукты.
     Комментарий Юрия Борзаковского — наставника Вячеслава Евстратова, который уже 40 лет готовит бегунов для сборной страны:
     — Если сравнивать с моим детством беспризорника или коммунальной квартирой из детства Борзаковского, то состояние подольской базы и других российских центров подготовки можно считать хорошим. Но относительно тех условий, в которых тренируются нынешние соперники Юры, наши спортивные объекты попросту убоги. Многие зарубежные бегуны не ездят с командой, а сами выбирают, где лично им тренироваться удобней. Вот Нильс Шуман (олимпийский чемпион 2000 года. – Г. Н.) перед Сиднеем получил от немецкого спортивного руководства 40 тысяч долларов на подготовку, и это позволило ему перед Олимпиадой не размениваться на коммерческие старты, а целенаправленно тренироваться. Но в России такое пока невозможно. Из тех баз, где нам довелось готовиться, наилучшие впечатления от киргизской Чолпон-Аты на Иссык-Куле и «Росинки» близ Чебоксар. На те же 200 рублей питание предоставляют куда более качественное, чем в Подмосковье. И на местных рынках удается недорого приобретать дополнительные продукты — икру, орехи, соки, свежие фрукты, мед. И кроссовую работу там выполнять куда лучше, чем в Подольске, где после дождя на тропинках в лесу непролазная грязь. Кроме того, мы часто вынуждены ездить на сборы, тратить лишние деньги и время на дорогу, гостиницы и прочее просто из-за отсутствия на юго-востоке Московской области хорошего легкоатлетического стадиона. Так что следовало бы поднять вопрос не только о централизованной подготовке спортсменов в составе национальной сборной, но и на местах — в большинстве регионов России положение с тренировочными базами просто катастрофическое.
     Впрочем, не хлебом единым жив человек. Ему нужны также масло, колбаса... А еще — зрелища. Некоторые спортсмены заявляют, что, проживая на сборах, они от однообразия обстановки «дуреют». Даже такой приветливый и общительный человек, как самая титулованная наша легкоатлетка, душа и «мама» команды Светлана Кривелева, признается:
     – Когда я тренировалась еще в составе сборной СССР, порой раздражала некоторая «заорганизованность». Но теперь с удовольствием поучаствовала бы и в собраниях команды, и в выездах на встречи с трудящимися заводов, не говоря уже о коллективном посещении театров, музеев и экскурсиях. Ничего этого нет. Ребята в сборной стали разобщены.
     Давно не знающая поражений феноменальная прыгунья Татьяна Лебедева подтверждает слова подруги по команде:
     – С одной стороны, казалось бы, все меняется к лучшему. Спортсмены стали больше зарабатывать, приобрели самостоятельность. При выезде на сбор обычно мы не ждем, что нам предложат организаторы, а сами в дни отдыха вскладчину нанимаем автобус и едем на экскурсию. Впрочем, многие не отказались бы и от предложений спортивного руководства, если бы они были интересными.
     Вспоминает знаменитый тренер прыгунов Евгений Загорулько:
     – В советские времена именитые артисты приезжали к нам на базу и выступали бесплатно, грубо говоря — «за тарелку супа». Какие-то ответные благодарности они потом имели, например, возможность выехать за рубеж вместе с командой. Теперь им этого не нужно. А бюджет сборов не потянет гонораров, требуемых музыкантами.
     Впрочем, как ни странно, и в наше время некоторые известные деятели культуры соглашаются выступать перед атлетами сборной бесплатно, из одной любви к спорту и спортсменам. Их приезд на тренировочные базы не состоялся по простой причине: они не могут тащить в Подольск свои рояли и громоздкие звуковые колонки. В клубе динамики есть, но они еще 30 лет назад, мягко говоря, не были последним словом техники. А работники базы с большой гордостью сообщают, что впервые за долгие годы на капитальный ремонт культурного центра выделено аж 40 тысяч. Не долларов — рублей.
     Накануне выезда легкоатлетов на Олимпиаду в Афины их навестили солисты Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова. Пришлось петь без микрофонов, под баян. Но лично мне было удивительно наблюдать, насколько здорово музыкантам удалось «завести» ребят, казалось бы, пресыщенных продуктами шоу-бизнеса. «Живая» музыка и общение с артистами сделали свое дело. Спортсмены, чье детство пришлось уже на 1990-е годы, с удовольствием хором подхватывали русские романсы, песни военных лет, отбивали себе ладоши в аплодисментах.
     В прессе время от времени проскальзывают обвинения в непатриотичности в адрес наших спортсменов-сборников. Но заявлять подобное могут только люди, непосредственно с атлетами не общавшиеся. На самом деле есть и патриотизм, и связь между поколениями, и интерес к нашей истории. Другое дело — этот интерес не удается ни поддержать, ни удовлетворить. На некоторых олимпийских базах нет не то что памятников нашим великим спортсменам прошлого, но и какой-либо информации (хотя бы в виде фотостендов) о самом назначении объекта. А судя по тому, как здесь шумно иногда в течение всей ночи справляют свои праздники люди, далекие от спорта, предположения о задачах олимпийских баз можно строить самые разные.
     Имеем ли мы право высказывать претензии нашим атлетам в случае их неудачных выступлений? Имели ли мы право при таком к ним отношении вообще ждать медалей в Афинах?


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства