на главную страницу

18 Сентября 2004 года

Вестник РОСТО

Суббота

Учат только профессионалы

Полковник в отставке Александр КАНТОР,
участник Великой Отечественной войны.



Таганрогская объединенная техническая школа (ОТШ), возглавляемая полковником Виктором Рихельгофом, словно переживает вторую молодость – последние три года перевыполняет план по подготовке специалистов для Вооруженных Сил. Она – в числе лучших учебных заведений РОСТО (ДОССАФ). Это настоящая кузница кадров военнообученных специалистов для Вооруженных Сил и специалистов массовых профессий для своего и соседних районов.

     Неспроста и в желающих получить квалификацию водителя нет недостатка. Каждый год здесь обучаются более 2,5 тысячи будущих профессионалов и автолюбителей. По словам начальника отдела по организационно-массовой и спортивной работе полковника в отставке Анатолия Ивановича Латышева, таганрожцев привлекает в школу еще и то, что 97 процентов ее выпускников с первого раза сдают экзамены в ГИБДД.
     Главный упор при подготовке специалистов делается на практическое обучение. Для этого создана хорошая учебно-материальная база. В школе имеются классы лабораторно-практических занятий и технического осмотра, по изучению устройства и эксплуатации автомобиля, по правилам дорожного движения и основам безопасности, автотренажеров и компьютеров. Опытные преподаватели добиваются, чтобы курсанты видели в макетах узлов и агрегатов не мертвое железо, а живой, работающий механизм. Они настойчиво прививают подопечным навыки контрольного осмотра техники, учат правильному проведению смазочно-регуляционных работ.
     Профиль Таганрогской ОТШ – подготовка для армии и флота водителей и водителей-электромехаников категории «С», электромехаников и специалистов паросиловых и котельных установок. За пять неполных месяцев обучения юноши получают необходимые знания и неплохие практические навыки. Конечно, этого времени мало, но преподаватели, в основном офицеры запаса и в отставке, по сохранившейся армейской привычке свой рабочий день не регламентируют. Особенно напряженно трудятся Валерий Загребельный, Михаил Набоков, Юрий Сикачев, Леонид Фальк и другие.
     Школа частично вводит призывников и в курс солдатской науки. Курсанты знакомятся с положениями общевоинских уставов, учатся выполнять строевые приемы. Подготовка осуществляется в неразрывной связи с воспитательным процессом.
     – Мы исходим из того, – говорит Анатолий Иванович Латышев, – что патриотическое воспитание невозможно отделить от подготовки специалистов, от культивируемых у нас в школе видов спорта.
     Побывав в этой автошколе несколько раз, я убедился, что здесь ведется большая работа по возрождению духовности и традиций нашего Отечества. Традиционными стали уроки Мужества, проводимые перед началом нового учебного года и в канун Дня Победы, Дня защитников Отечества. По окончании курса обучения проводятся торжественные собрания, посвященные выпуску курсантов. Вместе с удостоверением водителя многие получают грамоты и дипломы, ценные подарки за достигнутые успехи в учебе и спорте. Здесь же в торжественной обстановке вручаются благодарственные письма родителям.
     – Не все знают, какой ценой дается руководству и преподавательскому составу ОТШ подготовка более 700 специалистов в год для армии, – говорит Виктор Иванович Рихельгоф. – Еще лет десять назад Министерство обороны выделяло 50 процентов средств от общей потребности на обучение. Сегодня о таком финансировании можно только мечтать. Вот и приходится руководству школы заниматься экономическим ликбезом, постигать и рыночные методы ведения хозяйства, и правовые тонкости.
     Часть помещений сдают в аренду, но делают это умело, сохраняя и свои мощности, и профиль работы.
     Мне довелось побывать на одном из занятий. На автодроме под руководством мастеров производственного обучения курсанты совершенствовали навыки в вождении автомобилей по пересеченной местности. Такого азарта, с каким ребята «шоферят» здесь на занятиях по вождению, я не видел давно. Ведь в вождении здоровенного грузовика по пересеченной местности есть своя романтика. Из бесед с курсантами убедился: они понимают, что где-нибудь в «горячей точке» хорошие профессиональные навыки военного водителя – это почти гарантия благополучного возвращения из рейса. Вот почему курсанты не просто крутят «баранку», но и серьезно изучают устройство автомашин, настойчиво постигают тонкости их обслуживания. А начальство школы изыскивает средства на бензин, чтобы к концу учебного цикла довести выучку курсантов до уровня, необходимого военному водителю.
     Скоро эти юноши наденут военную форму. На вопрос Виктору Ивановичу Рихельгофу, какие отзывы приходят на выпускников школы из войск, он ответил, светясь от гордости: «Самые хорошие!»
     И это при том, что материальная база учебных организаций Ростовской области нуждается в обновлении. Автомобили группы «А» – это машины-доходяги. Новая техника давно не поступала, а ремонтировать неисправную нечем, ибо одна покрышка на КамАЗ стоит около 20 тысяч. А их надо лишь на один автомобиль 7 штук! Где же взять такие деньги?
     Примерно 30 – 40 процентов учебно-боевых машин совсем непригодны к эксплуатации и подлежат списанию. Более 10 лет назад эта ОТШ, как и автошколы Оборонного общества, перешла на подготовку водителей полноприводных автомобилей. Но поступившие тогда в учебные заведения РОСТО (ДОСААФ) новенькие КамАЗы, «Уралы», ЗИЛы и ГАЗы к настоящему времени безнадежно устарели и износились. И на смену им приходят машины в лучшем случае 3–4-й категорий.
     Другая проблема касается соответствия учебной программы задачам, которые выполняют водители в войсках.
     - Например, у нас вождение автомобиля в условиях бездорожья вообще не предусмотрено, – говорит начальник школы. – А ведь надо еще научить водителя буксировать автомобиль (подбитый, неисправный). Но и на это нет ни времени, ни материальных возможностей.
     Кто воевал в «горячих точках», знает, что в условиях боевой обстановки марши совершаются чаще всего ночью, в том числе с ограниченным светом и использованием светомаскировочных устройств, приборов ночного видения. В ОТШ, да и в других автошколах РОСТО (ДОСААФ) Ростовской области ни того, ни другого нет.
     Думается, что внесение изменений в программы подготовки водителей, других специалистов школ РОСТО
     (ДОСААФ) необходимо прежде всего для того, чтобы максимально приблизить содержательную сторону учебного процесса к реальным задачам и особенностям боевой обстановки. В частности, особое внимание целесообразно уделить маскировке, эвакуации техники, ее ремонту в полевых условиях.
     Не без основания говорят, что уставы писаны кровью. Поэтому и опыт боевых действий на Северном Кавказе, думается, должен быть учтен в процессе подготовки специалистов в системе РОСТО (ДОСААФ).


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства