на главную страницу

21 Сентября 2004 года

Российское оружие

Вторник

«БЕ» нефис в Геленджике

Новый самолет-амфибия поразил специалистов

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



На прошедшем в Геленджике «Гидроавиасалоне-2004» Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Бериева демонстрировал модель самолета, которая привлекла внимание советника Президента РФ по военно-технической и оборонно-промышленной политике Александра Бурутина. Прочитав техническую характеристику самолета-амфибии, он поинтересовался у бериевцев, как далеко продвинулись работы по его созданию. И в ответ услышал: готовы начать изготовление этого самолета хоть завтра, если у государства найдутся деньги. Конструкторские решения самолета будущего проверены на Бе-103, ставшей фактически масштабной летающей моделью. Скажем без ложной скромности, что идеи, заложенные в нем, на многие десятилетия опередили зарубежные разработки в этой области…
Самолет-амфибия выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Его конструкция обеспечивает глиссирование на редане лодки и задней кромке центроплана, двигаясь по воде с высоким аэродинамическим качеством.

     При взлете с воды будет использоваться эффект поддува. Выхлопные газы двигателей, установленные по бокам передней части фюзеляжа, направляются под крыло, где в замкнутом объеме образуется своеобразная газовая подушка, облегчающая отрыв от воды. Применение поддува не только упростит, но сделает более безопасным снижение и приводнение летательного аппарата. Такой режим достигается с постоянным углом тангажа и максимально упрощает пилотирование самолета.
     Концепция использования Бе-2500 предусматривает возможность полетов как над океанской поверхностью в экранном, так и в высотном режимах. Он может найти свое применение при перевозке коммерческих грузов на трансокеанских маршрутах. Его база - практически любой существующий порт. Причем для этого не требуется создания какой-то новой уникальной инфраструктуры. Самолет-амфибия имеет возможность работать с поверхности моря и таким образом частично решит проблемы, связанные с перегруженностью международных аэропортов и уменьшением шума в зоне городов.
     Сверхтяжелый самолет-амфибия может эффективно применяться в поисково-спасательных операциях, приходя на помощь людям, терпящим бедствие, много быстрее имеющихся сегодня средств. А его транспортные возможности обеспечат переброску экспедиций для ликвидации техногенных аварий и катастроф.
     Экономически выгодной сферой применен
     ия бериевской машины может стать транспортировка добытых полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов.
     Зарубежных аналогов у разработки ТАНТК им. Бериева нет. Не предвидится их появление и в обозримом будущем. Авиационные материалы на взлете и посадке очень быстро и сильно разрушает водная среда. Для самолета-амфибии на этих этапах полета она превращается в наждачный камень. За рубежом не могут преодолеть эту «водную стену». Западные специалисты уже который год топчутся на одном месте, даже не приблизившись к решению, после которого можно начать эскизные работы. Мы же о своих успехах в гидроавиации умалчиваем или считаем их чем-то обыденным.
     Конечно, от создания проекта до его реализации путь весьма большой. И все же технология изготовления Бе-2500 для России не представляет особых сложностей. Сегодня производство сверхтяжелых самолетов-амфибий наша страна не может себе позволить по финансовым возможностям, которые диктует рынок. Очевидно, что такую грандиозную программу следует реализовывать в содружестве с другими государствами, заинтересованными в освоении океанских пространств и развитии морских сообщений. Так, в ТАНТК им. Бериева просчитан вариант установки на самолет-амфибию английских двигателей Trent 800 фирмы Rolls-Royce. Наверное, не мешает вспомнить прописную истину, что реклама - двигатель торговли. Возьмите, к примеру, проекты сверхбольших авиалайнеров фирм Boeing и Airbus. При всей своей независимости они даже в рекламировании постоянно получают поддержку от государственных структур. Еще не построено ни одной машины, но реклама так «проняла» российских западопоклонников, что они мечтают о приобретении этих машин, невзирая на все экономические затраты по переоборудованию аэропортов и другие проблемы.
     Кооперация с зарубежными партнерами уходит и в область политики. У европейской и североамериканской авиапромышленности очень сильное антироссийское лобби. Примером тому служит Бе-200. Огонь пожаров из года в год пожирает леса европейских стран, а международный рынок для наших «летающих пожарников» закрыт под различными предлогами. Сдвинуть дело с мертвой точки позволило только решение вопроса на уровне глав государств.
     Ставить крест на Бе-2500 рано… В гидроавиации он один из наших «стратегических» резервов. Как знать, может, после экономического возрождения России проект найдет свое применение и состоится его бенефис?
     
Наша справка.

     Сверхтяжелый транспортный самолет-амфибия Бе-2500:
     Длина самолета - 115,5 м
     Высота - 29,12 м
     Размах крыла - 125,51 м
     Площадь крыла – 3.184 м2
     Взлетный вес – 2.500 т
     Силовая установка
     ТРДД НК-116 - 6х105.000 кгс
     Максимальная коммерческая нагрузка – 1.000 (тысяча!) т
     Крейсерская скорость:
     - на высотном режиме 770 км/ч
     - на экранном режиме 450 км/ч
     Максимальная дальность полета – 16.000 км.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства