на главную страницу

23 Сентября 2004 года

Актуально

Четверг

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

Грозит ли России атомный терроризм

Олег ФАЛИЧЕВ, Вадим КОВАЛЬ.



Увы, мы живем сегодня в условиях войны с терроризмом. Он подстерегает нас всюду: на улице, в метро, салоне самолета… Все чаще встает вопрос уже и об опасности ядерного терроризма. Некоторые западные аналитики «слабым звеном» в этом отношении считают Россию, где якобы не обеспечен достаточный контроль над сохранностью расщепляющихся материалов и технологий, обслуживанием ОМП. Так ли это? На этот и другие вопросы отвечает начальник вооружения — заместитель командующего РВСН по вооружению генерал-лейтенант Виталий ЛИННИК.

     — Виталий Владимирович, как сегодня обстоят дела с сохранностью ядерных материалов в России, сколько, например, в РВСН сегодня ядерных боеприпасов?

     — У нас, как и в других странах мира, обладающих таким оружием, решению задач ядерной безопасности всегда уделялось самое серьезное внимание. Это одно из приоритетных направлений национальной политики Российской Федерации, входящей в состав «Ядерного клуба». Что касается Ракетных войск, то в различные годы в РВСН насчитывалось до 7 тысяч ядерных боеприпасов, значительная часть которых была сокращена.
     Сегодня в РВСН на вооружении стоят комплексы стационарного и мобильного базирования. Это несколько сотен пусковых установок с межконтинентальными баллистическими ракетами, оснащенными головными частями, укомплектованными термоядерными боеприпасами мегатонного класса. Вряд ли надо объяснять, что эта мощь ракетного щита России прежде всего должна гарантированно убедить любого потенциального противника в бессмысленности агрессии.
     Вместе с тем она сохраняет определенную опасность как для самого человека, так и для окружающей среды. Поэтому заставляет искать эффективные средства и методы, исключающие несанкционированные действия и аварии с ядерным оружием, а также обеспечивающие защиту природы и человека. Объективный подход к этой проблеме позволил сконцентрировать усилия ученых, конструкторов, специалистов ВПК и Министерства обороны на создании надежной системы безопасности.

     — Проблема, видимо, относится к числу многоплановых, поскольку определяется не только качественным состоянием оружия, но и уровнем организации его эксплуатации, подготовки персонала и т.д.?

     — Система безопасности эксплуатации ядерного оружия в РВСН охватывает все периоды, начиная с этапа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию комплексов и завершая снятием их с боевого дежурства и проведением ликвидационных мероприятий. Она подчинена прежде всего предупреждению аварий с ядерным оружием, обеспечению безопасности эксплуатирующего персонала и основана на принятии специальных схемно-конструктивных решений при разработке вооружения и его эксплуатации. Они реализуются в ядерных боеприпасах, ракетах, пусковых установках, средствах эксплуатации… и обеспечивают безопасность этих элементов даже в случае возникновения аварийных ситуаций (удар молнии, короткое замыкание в электрических цепях, пожар и т.д.). Эффективность проверяется в ходе полигонных и специальных испытаний, при проведении крупномасштабных экспериментов на модельных сборках с имитаторами ядерных боеприпасов.
     На Государственном полигоне Минобороны, в частности, был проведен целый ряд натурных экспериментов по оценке и подтверждению ядерной взрывобезопасности головных частей ракет комплекса «Тополь» при нерегламентированных воздействиях на них. Результаты показали: даже при самых тяжелых авариях, пожаре и взрыве аварийный ядерный взрыв головной части исключен.

     — Как известно, финансирование Вооруженных Сил во времена не столь отдаленные было, мягко говоря, далеким от совершенства. Да и сегодня порой осуществляется с перебоями. Все это наверняка не могло не затронуть и Ракетные войска?

     — Ограниченность финансовых и материальных ресурсов не помешала нам строго выполнять все необходимые требования по сохранности вверенного вооружения и военной техники. Более того, разрабатывать новые методики. Так, в настоящее время подготовлены необходимое оборудование и программно-методическое обеспечение для продолжения экспериментальных исследований подтверждения ядерной взрывобезопасности новых и перспективных ракетных комплексов. Вообще в последние годы оно стало неотъемлемым элементом их полигонной отработки.
     Много в этом отношении делается совместно с предприятиями и организациями промышленности. В том числе по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов.

     — Наука и эксперименты — это хорошо. Но не могли бы вы приоткрыть завесу секретности над тем, как конкретно в войсках на практике осуществляются меры безопасности? Особенно с ядерными боеприпасами. Или это тайна за семью печатями?

     — Обязательным условием безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов является то, что все работы с ними выполняются наиболее квалифицированными, специально подготовленными в профессиональном отношении офицерами и прапорщиками. Для исключения аварий с ядерными боеголовками, например при транспортировке, организуются заблаговременная разведка и подготовка маршрутов движения. А перемещение осуществляется на специальных агрегатах с ограниченной скоростью, с обязательным сопровождением колонны усиленной охраной.
     Особый вопрос – хранение ядерных боеприпасов. Оно организовано в высокозащищенных специальных сооружениях, обеспечивающих необходимые условия их содержания и исключающих нерегламентированное воздействие. Скажем, в частях РВСН действуют разрешительная система допуска и доступа к ядерному оружию, надежная охрана и оборона специальных сооружений с ядерными боеприпасами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 года № 264. Причем не только вопросы хранения, транспортировки, но и буквально все операции, связанные с эксплуатацией ядерного оружия, строго регламентированы эксплуатационными документами и многократно отрабатываются специалистами боевых расчетов.

     – Виталий Владимирович, какие комплексы обладают наибольшим уровнем безопасности?

     – Самым высоким уровнем ядерной безопасности обладают ракетные комплексы стационарного базирования. Это объясняется тем, что в течение всего срока эксплуатации ядерное оружие находится в шахтных пусковых установках, обеспечивающих его защиту от воздействий не только природного и террористического характера, но и от поражающих факторов ядерного взрыва.
     Особое внимание у нас – подвижным ракетным комплексам, которые эксплуатируются на автодорогах в различных климатических условиях, в любое время года и суток. Принимаются при этом во внимание и возможные аварии на пожаровзрывоопасных народнохозяйственных объектах и автотрассах, вероятность проявлений преступности и экстремизма. С целью их предупреждения предусмотрены меры, выполнение которых максимально снижает вероятность происшествия.
     За последние 10 лет реализованы дополнительные организационно-технические решения по повышению безопасности движения пусковых установок. По понятным причинам, думаю, нет необходимости их перечислять. Скажу лишь, что это комплекс технических, организационно-правовых и других мер, направленных на недопущение опасных воздействий на ядерные боеприпасы. А также создание эффективных средств физической защиты ядерного оружия, повышение стойкости транспортных средств и контейнеров с ядерными боеприпасами к воздействию поражающих факторов оружия преступных формирований.
     По каждому из этих направлений в РВСН создана и эффективно функционирует также система обеспечения безопасности эксплуатации ядерного оружия, охватывающая все звенья управления, установлена строгая персональная ответственность должностных лиц и исполнителей. А для контроля действий соответствующих подразделений и воинских частей, органов управления РВСН создана штатная служба ядерной безопасности.

     – Большая часть ракетных комплексов сегодня находится за пределами гарантийных сроков службы, и для поддержания их в готовности к применению требуются дополнительные регламентные работы. Это, видимо, увеличивает нагрузки на личный состав?

     – Результаты технического обследования объектов вооружения показывают: с каждым годом все чаще выявляются дефекты в силовых элементах металлоконструкций, требующие проведения ремонтно-восстановительных работ. Эти факты еще раз подтверждают недопустимость упрощений и формализма при проведении профилактических работ по продлению сроков службы вооружения и особенно вооружения, связанного с эксплуатацией ракетно-ядерного оружия. Кроме того, выполнение дополнительных косметических ремонтов и контрольных операций при техобслуживании не позволяет в полном объеме определить состояние воружения и военной техники, особенно подъемно-транспортного оборудования, агрегатов и систем для хранения и транспортировки ракетного топлива. Для решения этих задач в РВСН создана и успешно действует сеть инженерных центров, проводящих техобследование и диагностирование вооружения с целью определения возможности его дальнейшей эксплуатации.
     Сокращение численности войск, естественно, ведет к росту нагрузок на военнослужащих, связанных с эксплуатацией ракетно-ядерного оружия. Практика показывает: большая часть аварий и поломок вооружения связана с человеческим фактором. Поэтому сейчас входит в практику подготовка отдельных специалистов, эксплуатирующих потенциально опасные объекты вооружения, в учебных заведениях профильных министерств и ведомств. Совершенствуется система мониторинга наиболее опасных и ответственных операций, проводимых на вооружении.
     Исходя из положений Концепции безопасности развития РВСН работа органов военного управления будет строиться в том числе и с учетом организации антитеррористической деятельности, повышения готовности противодиверсионных сил и средств.
     Подчеркну: эффективная работа по указанным направлениям позволит значительно повысить безопасность процесса эксплуатации ядерного оружия, снизить до минимума риски, вызванные самим фактом его существования.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства