Перейти на главную страницу

25 Сентября 2004 года

Азимут

Суббота




«Стратеги» из Серпухова

    Гость клуба

    Два часа езды на электричке от Курского вокзала – и мы в старинном русском городе Серпухове. Здесь, на окраине, в сосновом бору, расположено высшее учебное заведение, за последние годы неоднократно признаваемое лучшим вузом Министерства обороны РФ. Сегодня в гостях у «Азимута» начальник Серпуховского военного института Ракетных войск кандидат педагогических наук генерал-майор Александр КОТ.

    - Александр Васильевич, давайте начнем беседу с небольшого экскурса в историю вуза...

    - Институт ведет свою историю с 1 февраля 1941 года, когда в Серпухове была образована 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. Через месяц к предпоследнему слову в названии была добавлена приставка «авто». А 6 января 1949 года 2-я Московская военная авиационная школа автомехаников спецслужб была реорганизована в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС. 15 марта 1960 года оно было включено в состав Ракетных войск стратегического назначения как среднее училище, готовившее техников-ракетчиков со средним специальным образованием. В 1962 году на его базе появилось Серпуховское высшее командно-инженерное училище, которое 28 августа 1998 года было переименовано в Серпуховской военный институт Ракетных войск.

    - Каких специалистов вы готовите, на какой учебно-материальной базе?

    - В нашем институте обучение проходят по семи специальностям. Это стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов; автомобили и автомобильное хозяйство; системы управления летательными аппаратами; приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации; информационно-измерительная техника и технологии; управление и информатика в технических системах – с присвоением квалификации инженер; электроника и автоматика физических установок – с присвоением квалификации инженер-физик.
    Институт – единственный в Министерстве обороны, где готовят специалистов по эксплуатации многоосных колесных транспортных средств. Нет больше такого вуза в Ракетных войсках, где проходят подготовку специалисты по навигационным системам и средствам контроля за ядерными взрывами.
    Срок обучения у нас – пять лет. Окончившим институт выдаются диплом о высшем профессиональном образовании, нагрудный знак об окончании вуза и присваивается воинское звание лейтенант.
    В учебном процессе широко применяются современные тренажеры, электронно-вычислительные машины. Каждый курсант за период обучения нарабатывает более
    300 часов за компьютером, а всего в институте около 650 специализированных компьютерных рабочих мест.
    Кроме учебных корпусов, стрельбища и других объектов инфраструктуры, спортивный комплекс с современно оборудованным стадионом, бассейном и спортивными площадками. Полевая база института обеспечивает общевоенную, тактико-специальную, военно-специальную и физическую подготовку курсантов.
    Для более быстрого перехода курсантов первого курса к учебе в высшей школе в период начальной военной подготовки в институте введены адаптивные курсы по физике и математике, способствующие более качественному изучению этих предметов. Кроме того, используются различные формы и методы обучения, среди которых – метод огневого урока, проблемно-поисковый метод, специальные военно-исследовательские игры, методы мозгового штурма и другие.

    - Кто поступает в ваш вуз? Каков конкурс?

    - В этом году на одно место у нас в среднем было 1,5 кандидата. Подавляющее большинство поступающих – ребята из дальних регионов. От Калининградской до Сахалинской областей. Из Московского региона лишь 5 процентов. Поступают и военнослужащие срочной службы. В этом году 21 из них стал курсантом. Сказывается работа по профориентации гражданской молодежи и военнослужащих срочной службы. Заключены договоры с 8 дивизиями и более чем 20 военкоматами на подготовку абитуриентов к поступлению в институт. В кадетских классах средних учебных заведений Серпухова идет подготовка абитуриентов. В этом году, к примеру, 9 ребят, обучавшихся в кадетском классе школы №1, надели курсантскую форму.

    - Какие отзывы приходят из гарнизонов о первых шагах ваших выпускников?

    - В этом году офицерами стали 650 наших выпускников. Распределение они получили в разные гарнизоны Ракетных войск. И я пока не слышал об их низкой подготовке или халатном отношении к служебным обязанностям. Ребята стараются служить на совесть. Быть достойными своих предшественников стремятся и многие нынешние курсанты. А им есть с кого брать пример. Среди наших выпускников ведь немало известных людей. К примеру, Герой Советского Союза летчик-космонавт Юрий Артюхин, совершивший полет в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-14» в июне 1974 года, Герой Советского Союза полковник Александр Александров, побывавший в космосе дважды – в 1983 и 1987 годах. Были наши выпускники и в Чечне. Герой Российской Федерации лейтенант Валерий Попов погиб там.
    Посмертно награжден орденом Мужества капитан Михаил Яковлев, выпускник 1986 года. Выполняя задачу по обеспечению транспортировки подвижной пусковой установки, он предотвратил ее столкновение с грузовым автомобилем, прикрыв его своей машиной. От полученных травм офицер скончался. Установка и личный состав были спасены.
    Еще один наш выпускник лейтенант-инженер Владимир Басов ценой своей жизни в декабре 1966 года предотвратил гибель людей, вывод из строя боевой ракетной техники. Его подвиг был отмечен орденом Красной Звезды.
    О каждом из этих офицеров, их подвигах наши курсанты узнают уже в первые дни пребывания в вузе. Память о героях хранят мемориальные доски. Об этом рассказывают и экспонаты нашего музея.

    - Один из главнейших показателей уровня образования, получаемого в вузе, – научная работа. Что можно сказать об этом?

    - В нашем институте трудятся более 200 человек, имеющих различные ученые степени. Действуют два докторских диссертационных совета, на которых ежегодно защищаются 2-3 доктора и 12-14 кандидатов наук.
    Среди основных форм научной работы – исследования фундаментального и прикладного характера, разработка научных трудов, монографий и учебников, написание диссертаций и статей, организация и проведение научных конференций, изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа. Неотъемлемая часть научной работы в институте – исследования по проблемам совершенствования системы военного образования, актуальность которых растет с каждым годом.
    С 2002 года наш вуз принимает активное участие в организации и проведении ежегодного Международного салона промышленной собственности «Архимед», на котором экспонаты, представленные институтом, отмечаются в лучшую сторону и удостаиваются дипломов.
    Научными коллективами института, кроме чисто оборонных исследований, проводятся изыскания по конверсионным вопросам, в частности получены уникальные результаты по созданию малогабаритных навигационных измерителей, комплексов систем управления и связи, геоинформационных технологий, по управлению подвижными объектами с использованием радиокомпьютерных сетей и цифровых карт местности, телевизионных систем обнаружения и наблюдения, а также плазмохимических систем для двигателей внутреннего сгорания, супернадежных спецвычислителей.
    Мы уверенно занимаем ведущее место в Ракетных войсках по изобретательской и рационализаторской работе. Только в прошлом году было подано более 60 заявок на предполагаемые изобретения, получено 16 патентов. В этом году из 169 научных работ, выполненных курсантами, 17 представлено на конкурс Министерства обороны, из которых одна работа награждена медалью, 9 – дипломами и 8 – грамотами. Эти результаты оказались наиболее высокими по сравнению с другими вузами Ракетных войск, за исключением Военной академии РВСН им. Петра Великого.

    - У ваших курсантов, как правило, хорошие показатели в учебе. А как в вузе обстоят дела со спортом?

    - За последнее десятилетие в институте подготовлены более 50 мастеров спорта по различным видам, более 300 кандидатов в мастера, свыше 800 спортсменов 1-го разряда.
    Команда по гиревому спорту – многократный чемпион Московской области и РВСН. На базе института проведены четыре чемпионата Вооруженных Сил по гиревому спорту, чемпионат России по гиревому спорту и силовому жонглированию гирями, четыре чемпионата РВСН. Кроме того, по гиревому спорту проходил в институте и чемпионат мира, где участвовала наша команда и показала хорошие результаты.
    Высокие результаты показывают наши сборные команды по волейболу (трехкратный чемпион РВСН), по военному многоборью (двухкратный чемпион РВСН и Московского военного округа), рукопашному бою (двукратный серебряный призер РВСН, неоднократный призер Всероссийских турниров и МВО), по гандболу (серебряный призер Всероссийской спартакиады среди вузов).
    Так что в нашем вузе можно и получить хорошее образование, и закалиться физически.
 ||  Андрей ГАВРИЛЕНКО. Фото Игоря ДЕТИНИЧА.



Вот это класс!

    Истоки

    Сразу 11 выпускников СШ № 6 из Йошкар-Олы окончили в этом году Серпуховской военный институт Ракетных войск. В этой школе уже без малого десять лет действует кадетский класс. Поступают туда те, кто решил связать жизнь с Вооруженными Силами.
    Желающих учиться здесь немало. Принимают, естественно, лучших. За два года кадеты постигают наряду с общеобразовательными предметами и военные науки. Ребят даже на полигон вывозят, где они стреляют из автомата Калашникова. Выпускные экзамены в школе по физике, математике и русскому языку приравнены к вступительным в военный вуз.
    В Серпухове у ребят из Йошкар-Олы показатели в учебе одни из самых высоких. Ставшие лейтенантами в этом году Ринат Садеков и Андрей Ржавин окончили институт с красными дипломами, Владимир Осипов – с золотой медалью. У остальных на госэкзаменах средний балл был не ниже 4,4. Эти ребята уже служат в разных уголках нашей необъятной России. А им на смену пришли новые выпускники кадетского класса школы № 6 из Йошкар-Олы.
    На снимке: выпускники 2004 года – ребята из Йошкар-Олы.
 ||  Фото Игоря ДЕТИНИЧА.



«О выбранном пути не сожалею»

    Совсем недавно начался новый учебный год. За парту сели и курсанты военных учебных заведений. «Почему я поступил сюда учиться?» – на этот вопрос сегодня отвечают первокурсники Серпуховского военного института Ракетных войск.

    Максим Власов:
    - О том, что такое военная служба, дальние гарнизоны я, можно сказать, знаю с детства. У меня папа офицер, выпускник нашего учебного заведения, некоторое время назад закончил службу. Ушел в запас в звании полковника. Я пошел по его стопам. В институт поступил после окончания Тверского суворовского военного училища. И о выбранном пути нисколько не сожалею.

    Андрей Польный:
    - Мои родители сугубо гражданские люди. Дед только был участником Великой Отечественной войны. Может, от него мне любовь ко всему, что связано с военной службой, и передалась? Я ведь, перед тем как поступить в военный вуз, учился в кадетском классе имени маршала Жукова, что в школе №1 города Серпухова. За два года, проведенных там, многому научился. У нас некоторые занятия вели преподаватели военного института. Занимались мы в учебных аудиториях, выезжали на полигон. Кстати, среди поступивших в этом году есть еще несколько человек, учившихся в кадетском классе вместе со мной.

    Владимир Воронов:
    - Я родом из Белгорода. Меня «соблазнили» поступать сюда друзья, которые учатся на старших курсах. Главное – в институте можно получить хорошее образование. Оно и на «гражданке» пригодится может. Хотя я хотел бы служить долго. Ну хотя бы до подполковника. Кстати, у меня брат младший есть. Ему всего 13 лет, но у него уже имеется желание после школы поступать в наш институт. Я думаю, он тоже об этом не пожалеет.

Его второе «Я»

    Увлечения

    Самвел Суренович Маилян любит рисовать цветы и море. И получается у него это красиво. Полотна разнообразны по стилю, колориту, технике, сюжету. Среди них – пейзажи, натюрморты, маринистика. Вроде бы все просто, без каких-то «наворотов» и «изысков». Но...
    В городской суете, наполненной стрессами, порой кажущимися бесконечными заботами о материальном достатке, его картины невольно заставляют задумываться о вечных ценностях и быстротечности, хрупкости нашей жизни.
    Маилян – не профессиональный художник. Он – генерал-майор милиции, заместитель начальника Московского университета МВД России по научной работе, доктор юридических наук, профессор. В правоохранительных органах уже почти 30 лет.
    Любовь к живописи у Маиляна с детства. Но настоящим хобби она стала для него лет двадцать назад. На 35-летие тесть сделал любимому зятю необычный подарок – набор красок. В редкие, свободные от службы часы стал рисовать. Сегодня Самвел Суренович уже автор нескольких сотен различных работ. Его произведения хранятся в частных коллекциях во многих странах мира. А не так давно в студии имени В. Верещагина при МВД России прошла персональная выставка Маиляна, которая так и называлась: «Живопись – мое второе «я».
 ||  Фото Александра ЮРКОВА.



На пути в Италию

    Пьедестал

    Команда Новосибирского высшего военного командного училища победила в международном конкурсе «Генерал Скобелев-5», прошедшем на базе филиала Челябинского высшего военного командного училища в Казани. Владимир Садиков, Владимир Тузовский, Алексей Новоселов и Даниил Шнырков продемонстрировали не только умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, но и отличное знание международного гуманитарного права. Как заметил наставник команды подполковник Андрей Сабадаш, «ребята выложились на сто процентов».
    Второе и третье места на конкурсе заняли, соответственно, команды Рязанского высшего военного командного училища Воздушно-десантных войск и Казанского филиала Челябинского училища. Кроме того, судейская коллегия особо отметила слаженную работу команд Челябинского ВВКУ, Одесского института сухопутных войск Украины и Военного института Министерства обороны Армении. Приз за лучшее индивидуальное выступление получил Дмитрий Писакин, курсант Рязанского училища ВДВ, а лучшим наставником был признан Александр Устинов, преподаватель Челябинского ВВКУ.
    Организаторами конкурса, который прошел уже в пятый раз, выступили Главное командование Сухопутных войск, Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны РФ и региональная организация Международного комитета Красного Креста в РФ. В составе судейской коллегии были ведущие преподаватели курсов по МГП «Сенеж» из Военной академии Генерального штаба, Общевойсковой академии и Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ, а также эксперты МККК.
    Команды-победительницы примут участие в международных конкурсах по данной тематике, которые пройдут в Казахстане, Украине и в Международном институте гуманитарного права в Сан-Ремо (Италия). Российские курсанты уже занимали призовые места на этом конкурсе.
 ||  Александр ИВАНОВ.



Забытое правило

    На привале

    Этот рассказ, как и многие другие байки выпускников Военного института иностранных языков (ВИИЯ), которые, будучи курсантами, направлялись в загранкомандировки, записан по воспоминаниям непосредственного участника тех далеких событий...
    Мое доверие к полковнику, с которым я работал переводчиком, росло прямо пропорционально количеству обезвреженных им мин, гранат и ржавых снарядов, которыми был напичкан песчаник вокруг города Адена (Южный Йемен). Будучи советником начальника инженерных войск, Рудольф Зиновьевич Кичатов не гнушался, стоя по колено в песке, разрыхлять руками землю вокруг очередного «гостинца» северных соседей или саудовских наемников. В отличие от других советников он не вел ежедневный подсчет накопленных сертификатов, на которые можно было отовариться в «Березке», не питался одними макаронами, а главное, с уважением относился к переводчикам. Большинство же считало, что такое дело, как талдычить слово в слово то, что говорилось борющемуся народу Южного Йемена, неадекватно высоко оплачивалось Министерством обороны СССР.
    И вот однажды проводившие показательные военно-морские стрельбы советники потеряли боевую торпеду. Ушла в сторону берега и, не взорвавшись, тихо легла где-то на грунт. «Лично обезвредить!» – отдал приказ Главный. Конечно, лично, когда даже Ф-1 Кичатов не доверял откопать местным детям природы, в руках которых взрывалась даже банка тушенки. На третий день начиненную смертью «беглянку» нашли в полусотне метров от берега. Начальство залегло в оборудованном где-то за километр блиндаже и уставилось в полевые бинокли.
    Мы с помощником из местных обреченно потащились к обозначенному шестом с тряпкой месту. Настроение сильно портила непредсказуемость ситуации. Когда Рудольф Зиновьевич выуживал очередную лимонку, все зависело от его рук. А торпеда на боевом взводе могла сдетонировать от волн в любой момент. В общем, стоим по пояс в море, между ног торпеду прибоем качает, а мы вяжем к ней тротиловые шашки. Взорвись она, от нас троих не сталось бы даже плавок на память. Правда, переживал я больше за одну только часть тела, к проклятому снаряду находившуюся в непосредственной близости.
    Рассчитали время горения бикфордова шнура, необходимое для того, чтобы успеть добежать по воде до машины и отъехать на километр. Собственно, в этом моя основная функция и заключалась – засечь время, что и было сделано. Шнур весело засверкал, а полковник неспешно побрел к берегу, вытаскивая ноги из песка, как птица фламинго. Я зашагал рядом, будто происходящее меня вообще не колышет. Впереди сверкали голые пятки помощника из местных. Видно, не доверял он ни швейцарским часам, ни советскому бикфордову шнуру. В машину тем не менее забрались одновременно, водила нажал на газ и...
    Взрыв я не услышал, а почувствовал. Помнится, успел даже оглянуться. За спиной ничего не было: ни моря, ни пляжа, ни неба. Потом это «ничего» вдруг обрушилось, придавило и слилось со мной. Когда песок высыпался из ушей и рта, я услышал, как полковник Кичатов «кличет падшую женщину». Сплюнув дохлую хамсу, он признался, что забыл старое правило – в воде бикфордов шнур горит в два раза быстрее, чем в воздухе!
 ||  Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда». По материалам Клуба ВИИЯ.



Рандеву

    16. Екатерина. 1983 г.р. Стрелец.
    Сейчас работаю бухгалтером в крупном государственном учреждении, собираюсь и дальше идти по финансовой стезе – в этом году поступила в вуз и учусь на экономиста.
    Из увлечений – нравятся «ужастики», но с элементами комедии, детективы современных отечественных авторов, русский рок и музыка 1980-х годов. Обожаю танцевать (особенно твист), веселье и всевозможные праздники. Люблю рисковать, потому иногда выбираюсь в горные походы. Но все-таки ближе к сердцу – русская природа, особенно в конце весны и летом. Еще люблю готовить, и все друзья и знакомые говорят, что выходит у меня это просто обалденно. А вообще считаю, что в жизни главное – семейные ценности.



    17. Ирина. 1983 г.р. Дева.
    Сейчас я студентка Санкт-Петербургского медицинского университета, будущее свое связываю с акушерством и гинекологией. К сожалению, в связи с учебой свободного времени остается не так много, но когда выдается свободная минутка – читаю зарубежную классику или, если погода позволяет, выбираемся с друзьями за город на шашлыки. Вообще люблю вкусно поесть.
    Музыкальные пристрастия зависят от настроения, но гитара волнует всегда. Еще одно увлечение – скоростная езда, потому нравятся разные хорошие автомобили, но своего пока нет. Без ума от мягких игрушек и живых цветов.

 ||  Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



Анекдоты школяра

    Два близнеца на медосмотре в военкомате. Первый выходит из кабинета, второй спрашивает:
    - Ну что, взяли?
    - Нет, комиссовали.
    - Пройди еще раз, а то мне раздеваться не хочется.
    Через несколько минут:
    - Тебя взяли!
    
* * *

    - Рядовой Петров, у вас еще осталось немного воды во фляжке?
    - Конечно, братан!
    - Как вы отвечаете старшему по званию?! Повторяю вопрос: у вас есть вода?
    - Никак нет, товарищ сержант!
    
* * *

    Сидит заяц на пеньке, что-то пишет. Бежит мимо лиса.
    - Что пишешь, заяц?
    - Диссертацию.
    - О чем?
    - О том, как зайцы лис едят.
    - И где же ты такое видел?
    - Пойдем покажу...
    Через некоторое время заяц опять сидит и что-то пишет.
    Бежит волк.
    - Что пишешь, косой?
    - Диссертацию о том, как зайцы волков едят.
    - Ты что, с ума сошел?
    - Пойдем со мной, покажу...
    На третий раз к зайцу-соискателю подходит медведь.
    - Что пишешь?
    - Диссертацию о том, как зайцы медведей едят.
    - Да где же такое видано?
    - Пойдем покажу...
    Картина последняя: пещера, гора лисьих, волчьих, медвежьих скелетов. В середине, обгладывая кость, лежит лев.
    Мораль: важна не тема диссертации, важно, кто научный руководитель.
    
* * *

    Англия. Курсант военно-морского института предстал перед зоркими очами старого преподавателя – ветерана флота.
    Экзаменуя его, ветеран спросил:
    - Ну-с, молодой человек, что вы предпримете, если шторм внезапно ударит с правого борта?
    - Брошу якорь, сэр.
    - А если другой шторм настигнет корабль с кормы?
    - Брошу второй якорь, сэр.
    - А если чудовищный шторм разразится впереди?
    - Брошу еще один якорь.
    - Минутку, минутку, молодой человек! – остановил его капитан. – А где же вы наберете столько якорей?
    - Там же, сэр, где вы наберете столько штормов.

10 суток + дорога

    За буквой закона

    Уважаемый дежурный по «Азимуту», вот какой у меня вопрос. Недавно умерла моя бабушка. Родители прислали телеграмму, заверенную в военкомате моего города. Но в вузе, где я учусь, предоставить отпуск по личным обстоятельствам мне отказались. Правильным ли было это решение? Какие регламентирующие документы имеются на сей счет?
    Курсант Алексей КОПЦЕВ.


    Отвечает военный юрист Максим ЗВЯГИНЦЕВ.
    Права военнослужащих на отпуск и виды предоставляемых им отпусков регламентируются рядом документов. Среди них – Конституция РФ, федеральные законы «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г., Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.09.99 г. № 1237.
    В соответствии с этими документами отпуск по личным обстоятельствам может быть предоставлен в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего. К близким родственникам относятся: супруга, родители (отец, мать), дети (сын, дочь), родные брат или сестра, родители супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий. Кроме того, дополнительный отпуск может быть предоставлен в случае пожара, другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого родственника военнослужащего. А также «в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, – по решению командира воинской части». Обстоятельства, по которым предоставляется такой отпуск, должны быть документально подтверждены. Срок отпуска по личным обстоятельствам – 10 суток, плюс количество суток, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства