на главную страницу

29 Сентября 2004 года

Имена и судьбы

Среда

Н. Островский: «А Я говорил: «не сдамся»

Елена ГРЕЧКО, «Красная звезда».




     «Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Эти известные слова Николая Островского, которые каждое поколение советских школьников заучивало наизусть, лучше всего выражают суть его короткой и яркой жизни. Самое поразительное в них – искренность и горячая вера в то, что иного пути у человека нет.

     Николай Островский был пролетарским писателем в полном смысле этого слова. Фигурой символической даже для своего времени, которое дало много имен героев, подвижников, мучеников. Он родился 29 сентября 1904 года на Украине. Голодное, холодное детство. С 11 лет пошел работать – тяжелый труд по 13 – 15 часов в сутки, побои хозяина, беспросветная нужда. Три года церковноприходской школы, которую Николай, кстати, окончил с похвальной грамотой. И любимые книги: «Овод», «Спартак», «Гарибальди». Революция для юноши стала реальным воплощением того, о чем он мечтал. Одним из первых в Шепетовке он вступил в комсомол, в 15 лет ушел добровольцем в Красную Армию. Боец Первой Конной Николай Островский не щадил врага, не щадил себя. После тяжелого ранения демобилизовался.

     С такой же беспощадностью, самоотверженностью он продолжает сражаться за дело революции на трудовом фронте, на комсомольской работе. В 23 года болезнь навсегда приковала к постели – полная неподвижность. А еще спустя два года – слепота. Но и тогда он не покорился судьбе. «Болезнь старалась сломить меня, выбить из строя, а я говорил: «не сдамся». И не сдался. Вернулся в жизнь, в строй вместе с Павкой Корчагиным, героем своего романа «Как закалялась сталь», которого вполне можно назвать alter ego (вторым я) Островского. Слов «невозможно», «невыполнимо» оба не признавали.

     Жизнь, подчиненная одной идее – служению революции, народу, отказ от личного счастья, никаких полутонов, компромиссов, – сегодня бы это окрестили фанатизмом. Пожалуй. Но вспомните эпизод, один из самых ярких в книге, – строительство узкоколейки в Боярках. «Новый враг угрожал городу – голод и холод. Больницы, школы, учреждения и сотни тысяч людей во власти стужи». Чтобы спасти их, подвезти дрова, нужно было проложить дорогу. И оборванные, полуголодные люди вручную, лопатами и ломами, под осенним дождем, а потом и в стужу долбили землю, укладывали шпалы. Каждый день до позднего вечера. А ночью спали вповалку в бараке с выбитыми окнами и дверями, ободранной крышей. Но дорогу проложили. Побеждает тот, кто верит. Что и говорить, веры, убежденности, преданности своему делу людям 20-х, 30-х годов ХХ века было не занимать. Где бы сейчас найти таких фанатиков? Ведь уже который год у нас зимой «во власти стужи» вновь оказываются школы, больницы, целые города. И никто ничего не может сделать. Паралич воли, бездеятельность? Корчагин сказал бы жестче...

     Книга «Как закалялась сталь» надолго пережила своего автора. Островский умер в 1936 году. Ее издавали и переиздавали большими тиражами, изучали в школе, экранизировали. Павка Корчагин стал своего рода культовой фигурой советской эпохи. Идеологическая пропаганда? Безусловно. Но назовите мне хоть одно сильное государство, которое так или иначе не проповедовало бы свои принципы, нравственные ориентиры. И если сравнивать Павку Корчагина с героями нынешних сериалов и книг, то предпочтение все же отдашь ему. В принципе многое из того, что так настойчиво и решительно отстаивал Николай Островский, никогда не теряло своей ценности. С поправкой, конечно, на «время и место действия», обстоятельства жизни писателя и – надо признать – скромный художественный дар. Сделай свою жизнь полезной, служи своей стране, не прощай подлости и предательства, не будь малодушным. Разве не об этом же впоследствии размышляли герои Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Шукшина, В. Быкова и В. Белова... А потом – с извечным реформаторским максимализмом, сразу и бесповоротно – все это сочли ненужным, даже вредным в свете «демократических» преобразований. И мы получили то, что имеем.

     «Как подставить врага, разорить его да еще заполучить изумруд баснословной стоимости? У Лолы и Маркиза, виртуозов прибирать к рукам чужие деньги, получилось все, что было задумано» – аннотация к одному из «шедевров», выпущенного тиражом 20.000. Еще? Сколько угодно, в каждом киоске. Чумовая девица Людка, отсидевшая пять лет, никак не поделит с братвой «бабки». Но все завершится благополучно: от бандитов ускользнет, деньги прихватит, даже суженого среди «братков» найдет, с которым и укатит на БМВ в заморскую страну. Тираж 100.000. Такой же, как и у романа Островского, который лежит передо мной.
     

На снимке: Николай ОСТРОВСКИЙ и его книги.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства