на главную страницу

30 Сентября 2004 года

Армия и общество

Четверг

Бюджет-2005: приоритет – обороне и безопасности

Александр ФРОЛОВ.



29 сентября Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении проект закона о федеральном бюджете будущего года. Результат голосования вполне прогнозируемый. И не только потому, что проправительственная «Единая Россия» располагает голосами более чем двух третей депутатов и в состоянии обеспечить одобрение любой инициативы исполнительной власти. Подготовленный Минфином проект бюджета, судя по его основным параметрам, выглядит весьма сбалансированным и продуманным, исходящим из трезвой оценки реальных экономических возможностей страны.

     
Параметры

     Доходы федерального бюджета запланированы на уровне 3.326 млрд. рублей (17,8 процента валового внутреннего продукта), расходы - 3.048 млрд. рублей (16,3 процента ВВП), т.е. профицит составит 278 млрд. рублей. Объем стабилизационного фонда на начало 2005 г. составит около 574 млрд. рублей, а к концу года – 721 млрд. Разработчики бюджета исходили из прогноза курса рубля на уровне 30 рублей за доллар США, объема ВВП - 18,72 трлн. рублей (рост на 6,3 процента) и среднегодовой цены российской нефти на уровне 28 долларов за баррель. Уровень инфляции в будущем году прогнозируется в диапазоне 7,5—8,5 процента.
     Законопроектом предусматривается с учетом нынешних угроз национальной безопасности существенное повышение расходов на силовые ведомства. Общие расходы на силовой блок увеличиваются на 27 процентов (!) по сравнению с текущим годом и составляют 927,5 млрд. рублей, или 30,5 процента всех расходов бюджета (около 5 процентов ВВП). В частности, финансирование раздела «Национальная оборона» планируется в следующем году в объеме 529,1 млрд. рублей (17,4 процента всех расходов бюджета, или 2,8 процента ВВП), раздела «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 398,4 млрд. рублей (13,1 процента всех расходов бюджета, или 2,1 процента ВВП).
     Бесспорно, это огромные средства, позволяющие сделать шаг вперед в укреплении внутренней безопасности и обороноспособности нашего государства. Но бесспорно и то, что важно будет при участии органов прокуратуры и Счетной палаты добиться их целевого использования, особенно в сфере оборонно-промышленного комплекса, где хищения стали в 90-е годы обычным явлением. Недавнее скандальное освобождение от занимаемой должности гендиректора Ульяновского механического завода и возбуждение против него уголовного дела, начавшиеся в городском суде Санкт-Петербурга в закрытом режиме слушания по делу о преднамеренном банкротстве Обуховского завода (на скамье подсудимых также гендиректор предприятия), неожиданный рапорт об отставке заместителя главкома ВВС по вооружению, к которому у прокуратуры появилось много вопросов, – это лишь отдельные, ставшие достоянием общественности эпизоды, проливающие свет на закулисную жизнь «капитанов» отечественной «оборонки», где порой, как в Бермудском треугольнике, исчезают многие десятки миллионов рублей…
     
Возможность корректировки

     Ожидается, что правительство в связи с настроениями общественности пойдет даже на некоторое дополнительное увеличение расходов на силовые ведомства по сравнению с первоначальным вариантом проекта бюджета. Скорее всего источником дополнительного финансирования мероприятий по укреплению внутренней безопасности может стать стабилизационный фонд.
     Возможно также снижение профицита бюджета с запланированных 1,5 процента валового внутреннего продукта до 0,5 процента или пересмотр прогнозных цен на нефть по более оптимистичному сценарию.
     После серии вылазок террористов, кульминацией которых стала трагедия в Беслане, стали высказываться суждения о целесообразности основательного пересмотра параметров бюджета 2005 г. в пользу еще более значительного увеличения расходов на силовые ведомства. Известный тележурналист и публицист Михаил Леонтьев даже призвал к принципиальному изменению бюджетных приоритетов в сторону обороны и безопасности и ускоренного экономического восстановления. Это, по его мнению, должно означать, что «бюджет, в котором вообще нет никаких приоритетов, бюджет ультралиберального государства, для которого нет никаких угроз и задач, кроме интеграции в гостеприимное мировое сообщество, должен быть выброшен на помойку», а ресурсы должны быть «резко перераспределены в пользу безопасности и обороны. Что, кстати, очень не вредно и для экономического развития».
     Леонтьев заострил внимание общественности и на судьбе не менее 100 миллиардов долларов резервов, «лишних» денег, если суммировать резервы ЦБ (92,6 млрд. долларов) и так называемый стабилизационный фонд (превышает 305 млрд. рублей). По его словам, «всеми этими «лишними» деньгами мы финансируем потенциального противника, размещая их в его ценных бумагах и в его валюте. Было бы странно, например, если бы Советский Союз во время войны размещал свои резервы в германских бумагах и рейхсмарках». Резкие эмоциональные высказывания тележурналиста, имеющего доступ в высокие сферы, казалось, станут сигналом для новой экономической политики, предполагающей экстраординарные меры для ускорения развития страны.
     Эти радикальные призывы тележурналиста по сути диссонировали с мнением вице-премьера Александра Жукова, который в первые после беслановской трагедии дни разъяснил журналистам установленный порядок расходования средств стабилизационного фонда: «Деньги стабфонда могут идти либо на погашение госдолга, либо в отдельных случаях на покрытие дефицита Пенсионного фонда в связи со снижением единого социального налога».
     Точку в заочном споре на тему оптимального экономического курса поставил глава государства. На прошлой неделе после совещания президента с ключевыми членами правительства стало ясно, что существенного пересмотра бюджетных параметров не произойдет. Министру финансов было указано на необходимость «исходить из принципиальных договоренностей, достигнутых по основным параметрам бюджета»: «Ни в коем случае нельзя расшатать основной экономический закон страны на потребу дня. Основные показатели должны быть сохранены».
     
Отсутствие альтернативных вариантов

     На сегодняшний день альтернативы подготовленному правительством проекта федерального бюджета нет. На левом фланге расколотая коммунистическая оппозиция вовлечена во внутрипартийные разборки и идеологические споры и потому затрудняется дать свой ответ на новые вызовы времени. Что же касается немногочисленных депутатов, стоящих на позициях Союза правых сил, то их воззрения на экономическую политику правительства мало отличаются от взглядов «единороссов».
     Весьма характерна позиция ведущего «мозгового центра» либералов – Института экономики переходного периода, эксперты которого согласны с подходами правительства к бюджетной политике. Они считают оправданным, что исполнительная власть решила не направлять полученные от нефтяной отрасли сверхдоходы на государственные инвестиции в экономику. Согласно постулатам гуру либерализма, «государственные инвестиции неэффективны» и целесообразнее эти средства оставлять в экономике косвенным образом – посредством снижения налогов на бизнес.
     Экономисты ИЭПП поддерживают даже увеличение оборонных расходов. Заведующий лабораторией военной экономики ИЭПП Виталий Цымбал считает, что доля расходов на национальную оборону находится «в пределах средней нормы, которой руководствуется большинство стран мира». Некоторые возражения вызывают у либеральных экономистов только наблюдаемое, с их точки зрения, уменьшение «прозрачности» военной части бюджета и «недостаточное внимание» к военной реформе (уровень денежного довольствия контрактников считается более низким, чем установлено в результате социологических опросов)…
     Поэтому за судьбу бюджета его разработчики могут не беспокоиться. Хотя, несомненно, с думской трибуны - по сложившейся традиции - оппозиционными депутатами будет произнесено и немало критических замечаний в адрес правительства. В целом же прохождение бюджета через обе палаты Федерального Собрания обещает быть беспроблемным.
     
Слабые места законопроекта

     Разумеется, представленный законопроект не является идеальным, и даже лояльные исполнительной власти депутаты Госдумы не могут не признавать наличия «слабых мест» в федеральном бюджете на 2005 год. Так, думский Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам указал в своем заключении, что прогноз социально-экономического развития РФ на 2005 г. не позволяет выполнить поставленную в Послании Президента РФ стратегическую задачу об удвоении валового внутреннего продукта за 10 лет. В законопроекте, по мнению думцев, не нашли достаточного отражения и меры, направленные на активизацию государственной социальной политики в области преодоления бедности и обеспечения достойного уровня жизни граждан.
     Вопрос о бедности населения – это, кстати, одна из самых острых социальных проблем в России, затрагивающая непосредственно большинство семей военнослужащих и военных пенсионеров. По уровню разрыва между бедными и небольшим слоем внезапно разбогатевших в 90-е годы людей (при фактическом исчезновении среднего класса) Россия значительно проигрывает промышленно высокоразвитым государствам, находясь, как это ни прискорбно, в одном ряду с африканскими и прочими «второстепенными» странами.
     
Нефтедолларовая подпитка

     Легкое прохождение законопроекта «Бюджет-2005» не означает однако, что без проблем обойдется и его реализация. И дело здесь не в опасениях относительно возможного резкого падения цен на нефть на мировом рынке (сейчас наша нефть стоит за рубежом около 36 долларов за баррель), что уменьшило бы приток нефтедолларов, позволяющих исполнительной власти поддерживать относительную социальную стабильность внутри страны.
     Резкое снижение цены на нефть вряд ли произойдет, так как в этом не заинтересована единственная сверхдержава, располагающая самыми разнообразными рычагами влияния на ситуацию на мировом рынке энергоресурсов. Американцы, движимые собственными национальными интересами, не намерены облегчать жизнь своим западноевропейским и японским экономическим конкурентам. В то же время им не нужны - что бы ни утверждали некоторые наши ура-патриоты – внутриполитическая дестабилизация России, ее дезинтеграция. Усиление РФ, восстановление ее геополитических позиций на просторах бывшего СССР, конечно, не в планах заокеанского истеблишмента, но и ее распад (по крайней мере, на нынешнем этапе) им не выгоден. У «американской империи» много других серьезных геополитических проблем: сложности в отношениях с проявляющей все большую самостоятельность Западной Европой, соперничество с постепенно превращающимся в сверхдержаву Китаем, не говоря уже о для всех очевидных колоссальных трудностях с реализацией плана «демократизации» Ближнего Востока, который забуксовал уже на начальной – иракской - стадии…
     Так что все наши западные партнеры по-прежнему нуждаются в стабильной России. Правда, место в международном разделении труда отводят нам не самое почетное. В системе мировой экономики наша страна призвана стать всего лишь дисциплинированным поставщиком углеводородного сырья для промышленности более развитых в технологическом отношении государств планеты. В кулуарах большой политики слышны голоса: вам, русским, уже не реализовать вследствие значительного технологического отставания эффективную программу модернизации промышленности, так что не надо «мучиться», берите пример с арабов, которые успешно конвертируют свой сырьевой капитал в финансовый...
     Западные лидеры болезненно реагируют на любые сообщения о возможных перебоях в поставках «русской нефти». Неудивительно, что на недавней встрече главы Российского государства со своими коллегами из Франции и Германии федеральный канцлер Герхард Шредер откровенно признал, что решение России увеличивать добычу и экспорт нефти «очень важно». «У нас были определенные опасения на перспективу, что иначе может пострадать мировая экономика», – пояснил он.
     
Проблема компенсации льгот

     Но даже при более или менее устойчивом притоке нефтедолларов в Россию исполнительная власть может столкнуться в
     2005 г. с проблемой выплаты денежных компенсаций за отмену льгот, основная нагрузка по которой в значительной степени переложена с центра на регионы. В СМИ приводились уже тревожные цифры по этой проблеме. Федеральный бюджет имеет около 12 млн. льготников, региональные - по неполным оценкам, 23 миллиона. В самом федеральном бюджете средства для своих льготников есть (170 млрд. рублей), но у многих регионов средств на эти нужды явно не хватит. Ожидается, что бюджетный дефицит возникнет даже в ряде регионов-доноров. При этом федеральный
     бюджет-2005 не предполагает компенсации регионам. Смогут ли региональные власти самостоятельно получить дополнительные налоговые доходы от земли и малого бизнеса, это еще большой вопрос. К чему это может привести в социальном и внутриполитическом плане, объяснять не надо.
     
Прокрустово ложе бедности

     В неофициальных разговорах приходилось слышать от представителей исполнительной власти признание, что еще до отмены льгот надо было бы увеличить «в разы» зарплату бюджетникам (врачам, педагогам, военным…), а затем уже лишать льгот малообеспеченные и социально не защищенные слои населения, повышать тарифы по линии жилищно-коммунального хозяйства. А то, что зарплата в России в 90-е годы была несправедливо занижена и остается таковой до сих пор, признают многие эксперты. Так, первый заместитель директора Государственного института системного анализа Счетной палаты РФ доктор исторических наук Алексей Подберезкин в своей новой книге «Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития» указывает на опасность ориентации на сохранение в России заниженной оплаты человеческого труда. В развитых странах Запада в стоимости товаров и услуг оплата труда составляет до 75 процентов и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению, в России же она постоянно снижается, не превышая уже 25–35 процентов. Между тем расчеты либеральных разработчиков реформ на дешевый труд как фактор ускоренного развития экономики совершенно не оправданы, ибо рамки дешевого труда в современной высокотехнологичной экономике очень ограничены и требуют занижения социальных стандартов ниже допустимых.
     Пока что определяющее влияние на политику продолжает оказывать точка зрения либеральных экономистов, считающих, что значительное повышение уровня зарплат в стране вызовет ускорение инфляционных процессов. Мнение же других аналитиков, видящих в увеличении зарплат и, следовательно, покупательной способности десятков миллионов людей путь к оживлению спроса на российские дешевые товары и услуги, в расчет не принимается. Как и их указание на то, что в условиях рыночной экономики существует немало достаточно эффективных способов связывания «лишних» денег. Поэтому, к сожалению, реализация бюджета-2005 не позволит, видимо, радикально решить проблему бедности в стране.
     Статистические данные, правда, свидетельствуют, что число бедных снижается. Как сообщили недавно эксперты Всемирного банка, сегодня каждый пятый россиянин живет за чертой бедности РФ, а в 1999 г. в числе бедных было 40 процентов населения. Однако давно известно, что статистика - лукавая вещь. Не совсем ясно, по какому критерию определяется число бедных. Всемирный банк считает, что к бедным следует относить тех, кто имеет месячный доход менее тысячи рублей. В то же время официально признанный средний прожиточный минимум в России составит в 2005 г. 2.940 рублей, то есть, по логике вещей получающие меньше этой суммы выжить не смогут. Это не мешает тем не менее считать допустимым установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) в сумме 720 рублей (сейчас – 600 рублей), что в четыре раза меньше прожиточного минимума.
     Наш народ, конечно, отличается долготерпением и психологической выносливостью. Это, можно сказать, особенность национальной психологии. Проведенное осенью прошлого года Агентством региональных политических исследований и компанией ROMIR Monitoring социологическое исследование (в 76 городах и сельских населенных пунктах в 32 субъектах Федерации) выявило, что, несмотря на все социальные тяготы и лишения, россияне в своем большинстве смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Наиболее оптимистично настроены молодые люди из крупных городов, пессимистами оказались пенсионеры в малых городах. Но и последние, хотя и не верят в «светлое будущее», все-таки уверены, что выживут в любых условиях. Авторы исследования из полученных данных делают вывод о том, что народ в России еще может потерпеть лет тридцать(!). После этого, если ситуация не улучшится, «начнется русский бунт, бессмысленный и беспощадный». По мнению социологов, «реакция общественного самосохранения наступает через 30-40 лет страданий. У нас все началось в начале 1990-х. То есть у государства есть в запасе еще лет 20-30. Власть может этим грамотно воспользоваться…»
     Будем надеяться, что Россия за это время успеет вернуть себе место в ряду высокоразвитых промышленных стран, реализовав на практике установку на приоритетное развитие инновационных отраслей экономики, так называемой экономики знаний. С этих позиций и будем оценивать проект федерального бюджета на 2005 год.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства