на главную страницу

2 Октября 2004 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Суббота

КОСМОС РОССИИ БУДЕТ ЖИТЬ КОМПЕТЕНТНО

Александр Долинин, Александр БОГАТЫРЕВ.



Благодаря административной реформе в России полгода назад появилась новая структура – Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Во главе ее, напомним, стал первый командующий Космическими войсками генерал-полковник Анатолий Перминов, отдавший армии больше сорока лет своей жизни. Как чувствует себя он в новом качестве, какие задачи призвано решать подчиненное ему агентство? На эти и многие другие вопросы отвечает руководитель ФКА Анатолий Перминов.

     – Анатолий Николаевич, в наши дни к деятельности ФКА приковано пристальное внимание. Люди думают о космосе, хотят заниматься космосом. При этом не каждый знает, что же такое Федеральное космическое агентство сегодня?
     – Я сразу скажу: согласно исследованиям общественного мнения, 83 процента россиян поддерживают космическую деятельность и считают ее национальной гордостью. И это при том, что жизненный уровень наших граждан еще довольно низок. Вот что обязывает нас максимально ответственно относиться к своей работе.
     Что касается нашего агентства, ФКА – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию услуг в сфере космической деятельности. Это включает в себя и международное сотрудничество при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, и проведение организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения и боевой технике стратегического назначения. Работа серьезная и очень ответственная, особенно для страны, первой шагнувшей в космос.
     – Сложно ли осваивать новую сферу космической деятельности?
     – Ну почему же. Я ведь до прихода в Роскосмос занимался этим, много работал на объектах космической инфраструктуры и проблемы как Космических войск, так и агентства знал не понаслышке. Безусловно, спектр моей деятельности сегодня гораздо шире, ответственность возросла многократно. Ко многому обязывают международные отношения в космической области, наши обязательства перед иностранными партнерами.
     А отечественная ракетно-космическая промышленность… Ведь ее, фактически единственную в стране, оставшуюся «на своих ногах», надо поддерживать. Я часто бываю на предприятиях, вникаю в их проблемы и понимаю, как трудно было им пережить последние два десятилетия, удержаться на плаву. Многим предприятиям и объединениям удалось выйти из кризиса и сегодня медленно, но уверенно набирать обороты.
     – Какие основные изменения произошли в последнее время в деятельности Роскосмоса?
     – Говорить, что с моим приходом в Роскосмосе произошла революция, было бы некорректно и неверно. Однако есть и положительные тенденции. Например, недавно пересмотрен статус агентства, теперь оно подчиняется непосредственно председателю Правительства РФ.
     В этом году несколько улучшилась ситуация с государственным финансированием, есть прирост и от деятельности агентства. В будущем году мы надеемся на еще большее увеличение бюджетного финансирования, но при этом не сидим и не ждем сложа руки. Дело в том, что, если надеяться только на «космический бюджет», который как всегда недостаточен, поступательного движения вперед не будет. Для этого мы ищем дополнительные источники финансирования.
     Ситуация такова, что позитивные моменты сейчас имеют место быть в пилотируемой космонавтике, а положение с рядом других направлений не самое лучшее. Например, у России сейчас нет ни одного космического аппарата (КА) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). А вот у нашего партнера – Индии – таких спутников шесть. По КА связи мы восстанавливаем нормальное положение. Принята программа ГЛОНАСС, но существует масса трудностей с ее финансированием.
     Практически приостановлены фундаментальные космические исследования. А ведь в свое время СССР прославился именно своими научными достижениями в космосе. Именно наша страна многое сделала впервые – первый искусственный спутник Земли, первое фотографирование обратной стороны Луны и исследование ее поверхности луноходами, автоматический забор лунного грунта, его доставка на Землю.
     На сегодняшний день уже практически разработана космическая программа России с 2006 по 2015 год. Сейчас идет ее согласование у нас в агентстве со службами, ведомствами, исполнителями. К концу года она должна быть рассмотрена на заседании Правительства РФ и после возможной коррекции принята к исполнению и финансированию. В нее мы закладываем много научных исследований.
     – Анатолий Николаевич, как сочетается наличие в ракетно-космической промышленности и гражданской, и военной составляющих?
     – Во взаимодействии с Минобороны России Федеральное космическое агентство отвечает за развитие гражданского космоса. Это является его основным направлением, включающим очень много сторон космической деятельности.
     Военными программами у нас, конечно же, занимается оборонное ведомство, как это и было раньше. Три года назад в Минобороны России появился специальный род войск – Космические войска. Они создают космические системы военного назначения, эксплуатируют и ведут их по жизни.
     Что касается космических аппаратов военного назначения, то в принципиальном плане уже принято решение, которое положило в основу их глубокую модернизацию. Прежде всего она заключается в продлении срока эксплуатации, создании различных систем и узлов КА на совершенно новой элементной базе, придание им оптимальных массогабаритных характеристик. Знаете, по большому счету все эти требования мы теперь предъявляем и к созданию КА не только военного, но и двойного, и гражданского назначения. Мы должны уйти от трехгодичной эксплуатации КА на орбите и перейти к пяти-семи годам как минимум. А десять-двенадцать лет эксплуатации как максимум - это то, к чему мы стремимся. Вот это основная задача. Проблем здесь много, и все не так уж просто. Ведь с созданием нового аппарата необходимо одновременно, а лучше заблаговременно создавать наземную инфраструктуру по его управлению.
     – Каковы перспективы сотрудничества России с другими партнерами по проекту МКС?
     – Проект Международной космической станции будет развиваться. НАСА и Роскосмос подтверждают, что они примут все необходимые усилия по обеспечению пилотируемого полета станции в 2005 году и в последующие годы.
     Мы довели до партнеров свою принципиальную позицию: одной из важных задач участия России является безусловное выполнение наших обязательств перед всеми участниками. Со следующего года нашим приоритетом становится развитие российского сегмента МКС и обеспечение деятельности на нем отечественного экипажа. Мы готовы предоставлять ресурсы и возможности российского сегмента участникам МКС или тем, кто не входит в данный проект, но на компенсационной основе. Вот это, пожалуй, главное.
     Недавно я утвердил решение, которым предписано: первоочередной задачей развития российского сегмента МКС считать включение в его состав не позднее 2007 года многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), создаваемого с использованием научно-технического задела и изготовленной материальной части ФГБ-2.
     Основные цели запланированных работ: развитие и наращивание ресурсов российского сегмента МКС в обеспечении реализации программы научных исследований, сохранение стыковочного порта со стороны ФГБ для пилотируемых и грузовых кораблей, обеспечение МКС дополнительными свободными объемами для размещения экипажа и хранения грузов, обеспечение эффективного управления МКС по крену. При этом Роскосмос подтверждает свои обязательства перед иностранными партнерами.
     – В космос готовится очередной экипаж. В него входит и первый космонавт Космических войск. Нам, как военным, очень приятно за коллегу…
     – Совсем недавно я встречался с экипажами: основным и дублирующим, а также с членом экспедиции посещения (ЭП-7) подполковником Юрием Шаргиным. Это мой бывший подчиненный, и я рад, что первый представитель Космических войск совершит космический полет.
     Нынешний экипаж, по моему убеждению, полностью готов к полету. Командир корабля «Союз ТМА-5» Салижан Шарипов доложил мне о проведенной подготовке. И он, и его коллега – астронавт НАСА Чиао Лерой, командир МКС, чувствуют себя отлично. Они отправляются на станцию на полгода, полет же Юрия Шаргина составит 9 суток, он вместе с экипажем МКС-9 вернется на Землю.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства