на главную страницу

2 Октября 2004 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Суббота

Гостинец на орбите

Записал Александр ДОЛИНИН.



Тысячи людей в погонах участвовали в запуске первого искусственного спутника Земли. Многие из испытателей Байконура, возможно, не сразу и поняли, что творили Историю. Непосредственным участником запуска был Алексей Полуэктов. Предлагаем читателям его воспоминания об особенных днях октября 1957 года.

     В конце лета 1957 года на вторую площадку космодрома были доставлены ракета-носитель и искусственный спутник Земли. Перед окончательной установкой на ракету спутник некоторое время был размещен на ажурной подставке, где проводилась предстартовая подготовка его апаратуры. Мы, испытатели, часто заходили в монтажный зал и подолгу любовались им: перед нами был первый в мире аппарат, который должен был выйти в космос и обжить его.
     Заключительной стадией подготовки ракеты к запуску являлась ее заправка компонентами топлива. Она велась в ночь с 3 по 4 октября. Дул сильный, холодный ветер. Все устали, хотелось спать и есть. Изрядно продрогнув на рабочих местах, выбирая паузы в работе, мы забегали в холодный, неотапливаемый барак. В нем разместился буфет, в котором кроме плесневелой копченой колбасы, твердой, как камень, пряников, конфет и минеральной воды ничего не было. В бараке можно было спастись от ветра и вздремнуть на грязных брезентовых чехлах. Однако житейские трудности и бытовую неустроенность мы словно и не замечали.
     Глубокая ночь. Заправка закончена. Ракета в свете прожекторов дымит через дренажные клапаны белым паром испаряющегося кислорода. Идет эвакуация подвижной техники, боевого расчета и представителей промышленности. Объявлена часовая готовность к пуску ракеты. Боевой расчет пуска (мы их называли «пускачами» или «кнопочниками») занял свои рабочие места за пультами в бункере.
     Испытателей эвакуировали на наблюдательный пункт.
     Ощущалась нервозность. Мы полушутя-полувсерьез вслух рассуждали, наблюдая за ракетой на старте: «Ну, голубушка, давай, лети, неси гостинец в космос. Только не оставайся на старте!» Ведь если запуску не быть, нам предстояла бы многочасовая изнурительная работа по сливу компонентов топлива из ракеты, снятие ее с пускового устройства, транспортировка в монтажно-испытательный корпус и отправка «изделия» на завод.
     И вот считанные секунды до запуска. Район эвакуации замер. Динамики громкоговорящей связи молчат, слышен только фоновой шум. Раздается резкий, громкий голос оператора: «Объявляется минутная готовность. Ключ на дренаж!» Закрываются дренажные клапаны, идет наддувка баков ракеты газообразным азотом. «Протяжка один!» - включается служба единого времени. «Продувка!» - началась продувка азотом камер сгорания. «Протяжка два!» - включаются все измерительные средства на трассе полета ракеты. «Зажигание!» - открываются клапаны горючего и окислителя, поджигаются поступающие самотеком керосин и кислород, двигатели начинают выходить на режим. «Первая предварительная!» - «Вторая!» - «Подъем!» - тяга двигателей превысила массу ракеты. Она медленно отрывается от пускового устройства. «Главная!» - двигатели вышли на заданный режим, и ракета устремилась со спутником в просторы Вселенной. Радости пока нет. Идет отсчет секунд полета ракеты. Ждем финиша. И вот восторженный голос оператора: «Есть отделение конуса! Есть отделение спутника! Спутник подает сигналы!»
     Наше многократное «Ура!» огласило космодром.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства