на главную страницу

5 Октября 2004 года

Армия и общество

Вторник

Дальневосточный выдумщик...

Майор Олег ВЕРШИНИН.Дальневосточный военный округ.



     Разгромные материалы на военную тематику время от времени появляются в различных СМИ. Но некоторые печатные издания ведут с армией настоящую войну, мягко говоря, недопустимыми методами, где домысел, а то и откровенная ложь давно стали средством привлечь внимание не особо вдумчивого читателя.
     Взять, к примеру, выпускаемую в Хабаровске газету «Молодой дальневосточник». Здесь меняются жанры публикаций, фамилии авторов, но качество подготовки материалов по армейской тематике неизменно остается на уровне, не выдерживающем никакой критики. В очередной раз в этом пришлось убедиться, когда на страницах «Молодого дальневосточника» появился материал «За Россию и сгущенку - до конца...». Большая его часть была посвящена злоупотреблениям в военной школе поваров (ВШП), которая дислоцируется в столице Еврейской автономной области (ЕАО) городе Биробиджане. Отличается ли реальное положение дел в части от описанного в публикации, попытался разобраться автор этих строк.
     
Испорченный отпуск

     Начальник продовольственной службы ДВО полковник Николай Бирюков с трудом скрывал раздражение. Не мог он взять в толк, с чего это ему стали названивать сослуживцы. Во-первых, офицер находился в очередном отпуске, отдыхал в Адлере. Во-вторых, его все время спрашивали о здоровье. В конце концов один из собеседников не выдержал: «Николай Петрович, вас «убили»... на страницах молодежной газеты». Такая новость могла испортить человеку настроение даже во время отдыха на Черном море.
     Офицер ознакомился с материалом, когда вышел на службу. Он его возмутил. Журналистка Ирина Полникова почему-то решила, что начальник продовольственной службы ДВО Николай Бирюков убит по заказу. Я позвонил офицеру. В разговоре стало ясно, что Николай Петрович собирается подавать на газету в суд.
     В следующем номере газеты журналистка извинилась перед начпродом, но уж больно застенчиво. Публикация, занимающая газетный разворот, богато украшенная откровенным иллюстративным материалом с выносом на первую полосу, безусловно, бросалась в глаза сразу. Извинение было оформлено куда скромнее. Несколько строк под заголовком «Работа над ошибками» я, например, нашел лишь с третьей попытки.
     
«Гаражная» правда

     Впрочем, начальник продовольственной службы округа полковник Николай Бирюков в этом материале упоминался лишь мимоходом. Мол, офицер сидит на хлебном месте, как и его подчиненные. Факты, приведенные в молодежной газете, в основном касались злоупотреблений бывшего начальника военной школы поваров майора Сергея Губанова. Из материала следовало, что он «сдавал» солдат на работы в крестьянские фермерские хозяйства, на мебельную фабрику «Фома». Кроме того, выделял личный состав гражданке Алюниной, подполковнику Елесину. Из публикации следовало, что от «аренды» подчиненных начальник ВШП извлекал для себя определенную выгоду, а командование округа смотрело на это сквозь пальцы.
     Во время командировки выяснилось: в своей работе журналистка опиралась на материалы, которые ей предоставила жена бывшего начальника военной школы поваров Инна Губанова.
     Сделала она это «из-за гнева праведного». Раньше муж ставил на первое место службу. Вышестоящие командиры отмечали Сергея Николаевича как хорошего офицера и способного командира. Потом ее муж, став начальником военной школы поваров, решил жить в свое удовольствие.
     Он приходил с работы в нетрезвом виде, бывало, не ночевал дома по нескольку суток - говорил, что стоит ответственным по части. Затем Сергей Николаевич ушел к другой женщине.
     Инна Александровна нашла в гараже некоторые вещи, вывезенные мужем из ВШП при сдаче должности. Из записной книжки «детектив» узнала не только о возможных изменах, но и о служебных нарушениях мужа. Женщина посчитала, что Сергей Николаевич позволял себе слишком многое, чтобы это оставалось безнаказанным. Инна Александровна обратилась к председателю Комитета солдатских матерей ЕАО Валентине Бычковой, которая сообщила о находке в гараже в прокуратуру, а затем и представителю молодежной газеты.
     Впрочем, эти бумаги не являются официальными документами. Человек делал пометки для личного пользования, а потому они неоднозначны и требуют взвешенного подхода. Журналистка посчитала иначе. Она не стала перепроверять факты и, не раздумывая, выплеснула «гаражную» правду на страницы своей газеты. Как и следовало ожидать, материал ударил не только по Сергею Губанову. По словам Инны Александровны, после публикации материала злорадства она не испытала. Были шок, горечь, пустота и стыд. Теперь, когда женщина видит своих знакомых, переходит на другую сторону улицы.
     
Как было на самом деле

     К сожалению, не удалось поговорить с главным «героем» этой истории - Сергеем Губановым. С ним созвонились, но стоило помощнику начальника тыла округа по воспитательной работе подполковнику Анатолию Алексееву сказать, что в военной школе поваров работает журналист, как телефонная связь оборвалась... В результате на мои вопросы ответили временно исполняющий обязанности начальника военной школы поваров капитан Владимир Обогрелов и его заместитель по воспитательной работе капитан Анатолий Беленков.
     Конечно, перемены, которые происходили с майором Сергеем Губановым, офицеры заметили. В последние два года бывший начальник ВШП вел, можно сказать, довольно разгульный образ жизни. Сергей Николаевич ушел из дома, стал проживать в комнате напротив своего кабинета, специально оборудованной для командированных из штаба округа офицеров. Он стал чаще употреблять спиртные напитки.
     Все это не могло не сказаться на качестве организации службы в военной школе поваров. Некоторые должностные лица к своим обязанностям стали относиться с ленцой. Дисциплина начала резко падать. Преподаватель майор Виктор Ванин неоднократно наедине делал замечания своему командиру. Однако Сергей Николаевич высказывался недвусмысленно: «Я здесь начальник!» Офицеры воинской части также подтвердили тот факт, что их бывший начальник иногда использовал курсантов в личных целях, например для ремонта квартиры своей новой пассии, работ на даче.
     В материале молодежной газеты, о которой говорилось выше, просквозил намек: дескать, высокие должностные лица заранее предупреждали майора Губанова о предстоящих проверках. Но факты как раз говорят обратное. Несколько проверок, систематический анализ состояния дел в части привели к докладу на имя командующего войсками округа.
     По словам помощника начальника тыла ДВО по воспитательной работе подполковника Анатолия Алексеева, который готовил данный документ, майор Сергей Губанов самоустранился от выполнения служебных обязанностей, из-за личной безответственности и бездеятельности утратил управление повседневной жизнедеятельностью, воинской дисциплиной и правопорядком в части.
     3 октября 2003 года приказом командующего войсками ДВО начальник военной школы поваров майор Сергей Губанов был отстранен от занимаемой должности.
     
Секретный груз, о котором знали все

     Безусловно, приказ командующего войсками округа поставил точку в этом деле. Однако журналистка не сомневается, что офицеры части продолжали покрывать своего бывшего начальника. В подтверждение она приводит несколько фактов. При сдаче должности и увольнении майор Сергей Губанов вывез часть имущества из военной школы поваров. Между отстранением майора Сергея Губанова от занимаемой должности и его увольнением в запас прошло значительное время. На прощальный вечер Сергея Николаевича изымались поросята из подсобного хозяйства ВШП. Да и сейчас, дескать, военнослужащие работают в квартире бывшего начальника.
     Никто не спорит, даже после приказа командующего войсками округа офицер не извлек для себя должных выводов. При сдаче должности он действительно вывез некоторые вещи из военной школы поваров в свой гараж - тайком, ночью... Офицеры были возмущены этим фактом. Увезти солдатские тарелки... Новый начальник школы майор Алексей Ошмарин старался добиться возвращения пропавших вещей.
     - То, что увольнение заняло значительное время, вполне объяснимо, - пояснил исполняющий обязанности начальника ВШП капитан Владимир Обогрелов. - Сергей Николаевич отгулял основной и дополнительный отпуска, прошел военно-врачебную комиссию и уволился в запас в апреле 2004 года. Свой прощальный вечер он устраивал не на территории воинской части. Пригласил на него всего двух офицеров военной школы поваров. Видимо, знал - остальные все равно бы не пошли. На мероприятие поросята из подсобного хозяйства ВШП не изымались. Во-первых, их там просто не было. Во-вторых, никто бы этого и не позволил. И вообще ничего, кроме облегчения, после ухода своего бывшего начальника мы не испытали. Кстати, Сергей Губанов дважды просил выделить личный состав для ремонта квартиры. Майор Алексей Ошмарин отказал ему...
     На снимке: помощник начальника тыла округа по воспитательной работе подполковник Анатолий АЛЕКСЕЕВ в крестьянском фермерском хозяйстве Виктора ШУБИНА.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства