на главную страницу

5 Октября 2004 года

Планета людей

Вторник

ООН: НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

Вадим МАРКУШИН.



Завершившаяся на днях общеполитическая дискуссия на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН дала аналитикам основательный информационный материал. С главной мировой трибуны прозвучали речи, каждая из которых отразила доминирующую озабоченность той или иной нации, указала на региональный опыт, расширила или детализировала общие представления о самых злободневных проблемах современности. Мировая пресса уже сделала немало в плане отбора из информационного потока наиболее броских фрагментов, которые позволяют сделать по меньшей мере один существенный вывод: цивилизованный мир заметно вырос в своем понимании характера брошенного ему вызова.

     
Беспризорный экстремизм

     Вообще-то террористы чуть ли не ровесники человеческой истории. В Средние века, к примеру, существовали ближневосточные «ассасины» (то есть «убийцы»). Дело кончилось тем, что их под корень истребили не знавшие жалости монгольские конники. Аналогичным образом расправились с индийскими «душителями» англичане. Было много и других примеров жестоких местных войн на полное уничтожение загипнотизированной на убийства скверны. Но вот мир вовлечен в войну совсем иного масштаба. Он оказался перед лицом разноликой и в то же время безликой армии наемных убийц, оказавшихся не у дел после прекращения глобальной конфронтации между Западом и Востоком. Не прекратись «холодная война», не было бы и войны террористической.
     Однако произошло то, что произошло. И мировое сообщество, увидев, как террористическим атакам подвергаются не только Кашмир, Судан, Афганистан, Израиль, Балканы, но и первейшие столицы, признало безусловный факт новой глобальной войны.
     Впрочем, признание факта, выраженная на словах политическая солидарность и даже готовность внести конкретный вклад в дело общей борьбы еще не означают формирование единого антитеррористического фронта. И сессия Генассамблеи подтвердила это. Даже при наличии практически безусловной поддержки России в ее нынешней борьбе на своем фронте (не участке фронта!) антитеррор в ооновском масштабе - пока лишь проект, причем далекий от внятных очертаний. В силу этого основополагающего недостатка мировой политический экстремизм остается вне должного надзора. Хотя сил для профессионального и системного отслеживания его действий вполне достаточно.
     Собственно, в первую очередь на этот пробел пыталась обратить внимание коллег российская делегация, определяя в качестве главных ориентиров реформирования ООН прагматизм, быструю адаптацию к характеру угроз, максимально широкое согласие в том, что касается коллективной безопасности.
     Россия активно поддержала созданную генсеком ООН Кофи Аннаном Группу высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. «Важно, чтобы рассмотрение государствами рекомендаций Группы привело к укреплению коллективных начал в мировых делах, выработке общеприемлемых критериев для борьбы с новыми вызовами и угрозами, повышению качества работы органов ООН, включая ее Совет Безопасности», - указал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, Россия будет «вносить прямой и заинтересованный вклад в реформирование ООН, с тем чтобы Организация продолжала уверенно выполнять центральную координирующую роль в обеспечении международного мира, безопасности и сотрудничества».
     
Покончить с двойными стандартами

     Главным тормозом в движении к единому фронту остаются набившие оскомину двойные стандарты. При том, что, как выразился Сергей Лавров, «момент истины» наступил и не осталось никаких сомнений относительно подлинной природы международного терроризма. В России давно поняли, чем может обернуться для огромной страны даже такой «пустяк», как неопределенность в терминологии. В России уяснили, почему ей навязывают «дифференцированное» отношение к сепаратизму - умеренному и воинственному, почему ее учат чаще употреблять слова «боевик» и «повстанец», а не красить всех в черный цвет террориста. Отвечая на эти поучения, она говорит, что никому не позволит посягать на свой суверенитет.
     Призывая отказаться от двойных стандартов, Москва терпеливо разъясняет не только свой национальный интерес в этом, но и интересы других. Она вновь и вновь повторяет, что умиротворение организаторов терактов недопустимо, что оно рано или поздно ударит по тем, кто выступает замаскированным пособником террористов, их спонсором и адвокатом в одежде правозащитника. Став на такие беспринципные позиции, зарубежные и отечественные идеологи попятного «переговорного процесса» с террористами фактически поощряют своих подзащитных на совершение преступлений в других странах.
     В России считают, говорил на сессии Генассамблеи глава МИД РФ, что в деятельности антитеррористической коалиции должен наступить качественно новый этап. И хотя за три года, прошедшие после террористических атак в Нью-Йорке и Вашингтоне, было сделано немало для налаживания эффективного партнерства в этой сфере, результат в сравнении с масштабом угрозы нельзя считать удовлетворительным. Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной стратегии и общепринятой, универсальной правовой основы.
     Такая основа уже заложена в решениях Совета Безопасности ООН. Тем не менее требуются дополнительные усилия в этой области. Это касается и внесения необходимых изменений в национальные законодательства, и присоединения к международным конвенциям, и завершения работы над новыми международно-правовыми антитеррористическими документами. В условиях, когда международный терроризм объявил войну всей цивилизации, государства должны использовать свое право на самооборону в соответствии с 51-й статьей Устава ООН.
     Глава российской дипломатии предложил разработать новую резолюцию Совета Безопасности ООН, которая бы обеспечила максимально эффективную работу Контртеррористического комитета СБ ООН. Такая резолюция позволит своевременно выявлять слабые звенья в антитеррористической сети, наращивать практическое взаимодействие с международными и региональными организациями, включая СНГ, Организацию Договора о коллективной безопасности и Шанхайскую организацию сотрудничества. Центральная роль в объединении усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом должна и впредь принадлежать ООН. Коллеги России по «восьмерке» и постоянные члены Совбеза положительно откликнулись на инициативу разработки новой резолюции.
     Предложенный Россией проект предусматривает выработку дополнительных мер для облегчения порядка выдачи террористов и их пособников. В документе оговаривается необходимость пресекать финансирование террористов, их свободное передвижение и доступ к любым типам вооружений. В нем ставятся задачи по расширению сотрудничества между различными международными региональными и субрегиональными организациями и координации с Контртеррористическим комитетом.
     Российская сторона предлагает и другие проекты, в частности проект Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма. В Москве считают, что в нынешних условиях, когда опасность новых выходок со стороны террористического интернационала для всех уже очевидна, работа над этим проектом должна быть ускорена.
     
В Совбезе возможно пополнение

     На сессии Генеральной Ассамблеи вновь был поднят вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности. Причем в увязке с главной темой - противостояния международному терроризму.
     Напомним, что СБ ООН состоит из пяти постоянных (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция) и десяти непостоянных, избираемых на два года членов. Для принятия резолюции необходимо, чтобы за нее проголосовали 9 членов Совбеза, в том числе все пять постоянных. Иными словами, каждый постоянный член СБ имеет право на вето, что и обусловливает его практически решающую роль в определении любых мер воздействия главного международного органа по обеспечению мира и безопасности.
     Порядок формирования СБ ООН не менялся уже 40 лет. За этот период (воистину исторический) менялась расстановка сил на мировой арене, о себе заявляли новые державы, без участия которых фактически немыслим цивилизованный, согласованный ход международной жизни. Соответственно постепенно созревала идея расширения «клуба самых-самых», продвигали же ее, разумеется, те, кто считал себя «созревшим». Сейчас практически все государства согласны с тем, что постоянное членство в Совете должно быть расширено, что необходимо придать больше легитимности органу, который должен более широко представлять мировое сообщество, насчитывающее 191 страну. Однако нет согласия относительно деталей.
     Исходя из прозвучавших в последнее время предложений можно определить более-менее четкую группу кандидатов: Германия, Япония, Индия, Бразилия, Египет, Индонезия. Как видим, эти страны представляют крупнейшие мировые регионы. И уже по этой причине вопрос об увеличении числа постоянных членов Совбеза может рассматриваться как некая корректировка мирового политического баланса сил.
     Взять, к примеру, Германию. Европейский экономический гигант, еще больше упрочивший свое положение после воссоединения, в политическом плане таковым не является. В сравнении с ядерными державами Великобританией и Францией ФРГ называют даже «политическим пигмеем». Но теперь, когда немцы уже сто раз покаялись в содеянном, когда они «вросли» в Евросоюз, став одной из его главных опор, положение качественно изменилось. И, как считают, возврат Германии к прошлым позорным страницам невозможен.
     Хотя, если уж быть объективным, призрак непомерно сильной Германии все еще бродит по континенту. Да и не только здесь. Даже в Америке кандидатура Германии при всем ее высоком достоинстве по-прежнему вызывает некоторые опасения. Вашингтон ревностно следит за обретением Европой все большей политической и военной самостоятельности. Американцы без восторга наблюдали за тем, как согласованно повели себя Берлин и Париж в ситуации, когда готовилось и осуществлялось военное вторжение в Ирак.
     На Дальнем Востоке с севера на юг растянулась другая страна, поразившая мир изобретательностью ума и экономическим напором. Как и Германия, она долго отмывала позорные пятна неистового милитаризма, прежде чем убедить других в утверждении миролюбивых устоев. Но, как и Германия, она все еще источает такие потенциальные возможности, которые не могут не возбуждать смутные предчувствия соседей.
     С другой стороны, и Токио не может равнодушно взирать, как рядом крепнет китайская военная мощь. Апеллируя к международному сообществу, японцы, в частности, выражают обеспокоенность перспективой снятия Евросоюзом запрета на экспорт оружия Китаю. Они предостерегают от нарушения баланса сил и ослабления коллективной безопасности Восточной Азии. Министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер, кстати, пообещал принять во внимание озабоченность Токио. По его словам, ЕС пока не принял решения отменить запрет на поставки вооружений КНР, поскольку, мол, одни страны выступают за его упразднение, а другие призывают к более осмотрительному подходу.
     Южную Азию в группе постоянных членов может представить Индия. Эту идею всецело поддерживает Россия. Как считают в МИД РФ, в коллективной борьбе против международного терроризма, наркобизнеса, организованной преступности, равно как и в сдерживании расползания оружия массового поражения, предотвращении угроз его попадания в руки террористов Россия, Китай и Индия сообща могли бы сделать немало. Эта уверенность основывается на том, что три страны исповедуют совпадающие взгляды на становление справедливого многополюсного мироустройства.
     В число претендентов на право войти в СБ ООН в качестве постоянного члена вошла и 240-миллионная Индонезия - страна с самым большим в мире мусульманским населением. С трибуны ООН министр иностранных дел этой страны Хасан Вираюда заявил, что Индонезия «доказала, что ислам может быть бастионом демократии и социальной справедливости». Он обратил внимание на то, что Индонезия участвовала более чем в 30 миротворческих миссиях ООН, помогая, в частности, урегулированию региональных конфликтов на Филиппинах и в Камбодже.
     Особое мнение по вопросу увеличения численности Совбеза имеет Италия. Она считает, что Совет можно было бы расширить путем создания группы «полупостоянных» членов, оставляя неизменным количество постоянных и непостоянных. В перспективе же Рим хотел, чтобы представительство в руководящих органах ООН строилось не столько по национальному признаку, сколько в виде представительства региональных и международных организаций и союзов, в которые входят различные государства. Таким образом, речь может идти о членстве в СБ ООН Евросоюза.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства