на главную страницу

8 Октября 2004 года

Планета людей

Пятница

Ислам, Запад и миссия России

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     Проблема терроризма, что называется, встала «во весь рост». В Москве на самом высоком уровне заявлено, что международный терроризм объявил России войну. Серия терактов, апофеозом которой стала трагедия в Беслане, наглядно продемонстрировала, что разгром крупных незаконных формирований в Чечне - это еще не победа. Главная проблема сегодня - наличие в России достаточно сильного ваххабитского подполья, являющегося частью мировой террористической сети.
     Очевидно, что без подпитки из-за рубежа, без финансовой, организационной, кадровой и идеологической поддержки ваххабиты на российских просторах были бы мало на что способны. И дело здесь вовсе не в афганских талибах, которые могли лишь предоставить учебные лагеря для подготовки боевиков. Главная проблема в том, как сегодня развивается исламский мир. А он действительно переживает особый период своего развития.
     Когда речь заходит именно об исламском мире, немедленно появляются возражения в том духе, что, мол, исламского мира как цельной цивилизации не существует, что все попытки представить некую «исламскую идею» XXI века методологически ущербны, и т.д., и т.п. Так есть ли он, исламский мир?
     Возьмем на себя смелость утверждать, что есть. Во-первых, существует одна из мировых религий - ислам. Эта религия объединяет сотни миллионов людей.
     Во-вторых, мир ислама имеет единое священное писание - Коран и его языком для всех остается арабский язык. Именно язык лежит в основе цивилизации, и уже одна языковая культурная общность подтверждает реальность исламского мира.
     В-третьих, общим является наличие довольно детально разработанной исламскими правоведами в первые века ислама системы права - шариата, охватывающего буквально все сферы жизни. У христиан также существует система определенных жизненных правил и помимо Десяти заповедей. Однако они ни в коей мере не могут сравниться по всеохватности (от правил ведения войны до бытовых правил) с шариатом.
     В Великобритании недавно заработал Исламский банк, который ведет свою работу согласно правилам шариата. И это примета именно XXI века. А вот, к примеру, в середине XX века ничего подобного ни в России, ни во Франции, ни в Великобритании не было. Влияние ислама стремительно растет. Даже в России, где началось восстановление позиций Русской Православной церкви, происходит не только расширение популярности ислама, но и небывалое ранее - переход из христианства в ислам.
     Влияние ислама существенно возросло во всех без исключения мусульманских странах - даже там, где существуют весьма суровые светские режимы (к примеру, Египет, Сирия, тот же Ирак при Саддаме Хусейне). В сферу этой религии вернулись республики Средней Азии, Азербайджан. На Балканах ислам восстановил свое влияние в Албании, в части Боснии и Герцеговины. Исламский прозелитизм активен в Европе, Африке и Америке. В США, к примеру, значительная часть мусульман - новообращенные (в основном из негров) уроженцы этой страны. Активно идет и проникновение масс мусульман на постоянное место жительства в Западную Европу, США и Канаду.
     Безусловно, важнейшими событиями для исламского мира стали Афганская война и победа там сначала правительства моджахедов, а затем и талибов. Это привело к росту военной активности исламистов во многих регионах мира. Помимо известных событий в Таджикистане и на российском Северном Кавказе следует упомянуть войну в Боснии и Герцеговине в 1992—1995 гг., в Косово в 1998—1999 гг., вспыхнувшую еще в 1992 г. и до сих пор не законченную (хотя и заметно ослабевшую) террористическую войну в Алжире, события в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, на юге Филиппин и Таиланда, на северо-западе Бирмы. Понятно, что исключительное значение имеет палестинская интифада, которая превратила светское освободительное движение арабов в настоящую религиозную войну.
     На этом фоне события 11 сентября 2001 г. явились своеобразным переломным моментом. С одной стороны, Западу был брошен (не будем рассматривать конспирологические версии - важно следствие) вызов, и Соединенные Штаты этот вызов приняли. Но в результате они получили два новых ТВД, где могут приложить свои усилия и «таланты» исламисты - Афганистан и Ирак.
     Не стоит удивляться тому, с какой яростью исламисты ведут борьбу против американцев и их союзников в Ираке. Предписания ислама требуют от «правоверных» бороться с иноверцами, захватившими какие-либо земли «уммы» (мусульманской общины). Правда, может показаться странным, что в 1940 г. англичанам удалось практически без труда подавить иракское восстание (по сути дела, иракские части сами разбежались), а спустя всего шесть десятилетий американцам и их партнерам приходится иметь дело с нарастающим упорным сопротивлением. Это как раз и свидетельствует о том, что исламский мир изменился.
     И здесь следует отметить четвертый фактор - наличие в исламском мире цементирующего ядра в виде арабской нации.
     Обычно утверждается, что в исламе не признаются национальные различия, и это отчасти верно. Но только отчасти. Потому что, как сказано у Оруэлла, «все равны, но есть равнее». Не стоит забывать, что, как уже сказано выше, язык ислама - арабский. Что пророк Муххамед - араб. И его потомки (почитаемые в исламском мире) происходят от арабского корня. Что именно арабы создали Халифат и распространили свою культуру от Месопотамии до Испании. Их привилегированное положение было нормой во времена первых веков ислама.
     Однако в Средние века арабы постепенно теряют этот статус. Поражение в Испании, диктатура мамлюков в Египте, сельджукское нашествие XI века, крестовые походы, а затем монгольское нашествие XIII века серьезно ослабили арабский мир. В результате тюрки-османы в XVI веке подчинили себе большую часть арабского мира включая Мекку и Медину. В Иране в то же время утвердилась местная династия, боровшаяся с османами за Месопотамию (Ирак), Курдистан и Кавказ. В XIX - XX веках на смену османам пришли европейские колонизаторы, которые не покорили за ненадобностью лишь центр Аравийского полуострова, где как раз утвердилась власть рода Саудидов, исповедовавших ваххабизм.
     Постепенный подъем арабского мира начинается уже в конце Первой мировой войны. Знал бы Лоуренс Аравийский, поднимавший на борьбу с турками арабские племена, каковы будут плоды его трудов спустя десятилетия! Крах Османской империи привел к фактическому восстановлению арабской государственности в Египте (ее возрождение началось еще в ХIХ в.), на западном побережье Аравийского полуострова, в Иордании (Трансиордания), Ираке и Сирии (в трех последних были поставлены у власти сыновья правителя Мекки, но в настоящее время королевская власть сохранилась лишь в Иордании).
     После Второй мировой войны арабские страны одна за другой получили независимость. Поначалу существенным фактором их развития были идеи общеарабского единства (сторонники этих идей взяли власть в Египте, Ираке, Сирии). Особую роль сыграло наличие во многих арабских странах огромных запасов нефти и газа.
     Со временем проекты светских режимов, равно как и их эффективность в борьбе с Израилем, оказались дискредитированы в глазах широких арабских масс. И началось стремительное исламское возрождение, которое столкнулось с тенденцией «глобализации» как всеохватывающей экспансии и «перестройки» всего мира по западному образцу. И этот конфликт быстро приобрел для исламского мира характер религиозного противостояния.
     В этой ситуации арабский мир выступает главным идеологом, организатором и спонсором «исламского противостояния» Западу во всем мире. Причем речь идет не об агрессии «плохих» против «хороших», а о столкновении двух экспансий - западной и арабско-исламской. Остальной исламский мир становится для экстремистски настроенных групп арабов «военной периферией». Если в VII—IX веках речь шла о завоеваниях новых земель и распространении там ислама, то сегодня - просто о «восстановлении истинной веры» на «ранее утраченных территориях».
     Конечно, говорить о «глобальном мусульманском заговоре» было бы неверно. Единого Халифата с единым правительством не существует. И исламский мир не един в политическом отношении. Для примера можно сказать, что Турция поддерживает Азербайджан в его споре с Арменией, а к помощи последней склоняется Иран. Ту же Саудовскую Аравию было бы неправильно обвинять в «злодейской» поддержке терроризма в том смысле, что это осуществляет верховная власть королевства. Но род Саудидов - это огромный клан, представители которого имеют, мягко говоря, большие финансовые и прочие возможности для самостоятельных действий. А есть еще семейки, наподобие той, откуда происходит Усама бен Ладен. Есть тысячи и тысячи экстремистски настроенных богословов, мулл, проповедников, для которых борьба не только с «империей зла» (теперь это для них США), но и с Россией - веление религиозного долга. И в исламском мире есть тысячи и тысячи «гази» (воинов за веру), готовых сражаться под зеленым знаменем хоть в Чечне, хоть на Тамбовщине, хоть в Аризоне...
     Исламский мир пришел в движение не вчера и перспективы его развития отнюдь не ясны. Россия в противостоянии Запада и мусульманского Востока занимает особое положение. Ей, на мой взгляд, не выгодны ни полная победа Запада, ни полная победа Востока. Это вовсе не значит, что России удастся, как той китайской обезьяне, усидеть на холме, пока тигры в долине порвут друг друга в клочья. И дело не только в том, что наша страна уже втянута в борьбу с экстремизмом ваххабитского толка, и эта борьба закончится не завтра.
     Ввиду своих геополитических и цивилизационных особенностей Россия является силой, поддерживающей в мире равновесие. России вовсе не нужно, чтобы Запад разнес исламский Восток вдребезги и превратил его в помойку глобализированного мира. Но России нельзя и терпеть агрессию исламских экстремистов.
     России требуется ПЕРЕЖИТЬ эту войну, чтобы у мира остался шанс на дальнейшее свободное развитие всех самобытных цивилизаций. Такова историческая миссия нашей страны. Если хотите - ее судьба.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства