на главную страницу

9 Октября 2004 года

Тема номера

Суббота

Нашу «Ладу» ждут океаны

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».




     Уже в октябре на заводе «Адмиралтейские верфи» в северной столице пройдет торжественная церемония спуска на воду новой российской дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада». Об этом сообщил генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Спасский, коллектив которого разработал проект этой субмарины.

     «Санкт-Петербург» – головная подводная лодка не только нового проекта. Она открывает линию ДЭПЛ четвертого поколения. Ее рождение, по сути, означает прорыв в технико-экономических характеристиках и технологиях. В ней реализованы свыше ста новых научных и конструкторских решений. Радиоэлектронное вооружение, лодочное оборудование и материалы – последнее слово науки и техники. По мнению создателей субмарины, она представляет собой пилотный проект всех ДЭПЛ, которые будут строиться в новом веке.

     Основное отличие энерговооружения субмарины - так называемые «водородные батарейки». Это главная энергетическая установка (ГЭУ) замкнутого типа, благодаря которой по сравнению с традиционными аккумуляторами дизель-электрических подводных лодок в несколько раз увеличена автономность.

     Впрочем, российские конструкторы еще тридцать (!) лет тому назад предложили ГЭУ с электрохимическим генератором (ЭХГ). В качестве топливных элементов в нем использовались водород и кислород. Субмарину С-273 проекта 613 переоборудовали по проекту 613Э «Катран». Если обычные лодки на двухузловой скорости без подзарядки батарей могли находиться под водой не более четырех суток, то при использовании ЭХГ срок увеличился до месяца. Вторым направлением в конструкторских разработках стало создание дизелей, работающих по замкнутому циклу. Проект 615 (Quebec) с единым двигателем, воплощенный в металле еще в середине прошлого века, стал уникальным во всем мире. Но из-за частых пожаров эту субмарину сами подводники прозвали «зажигалкой».

     Проектанты «Санкт-Петербурга» гарантируют, что безопасность эксплуатации их ГЭУ – на порядок выше. Головной разработчик пропульсивных систем с ЭХГ - Специальное конструкторское бюро котлостроения. Используя опыт Уральского электрохимического комбината и НПО «Энергия» по созданию ЭХГ для космических аппаратов, СКБ разработало двигатель для подводных лодок «Кристалл-20», в котором используется кислород и водород.

     Новая субмарина обладает тактико-техническими элементами, которые, по утверждению авторов проекта, позволят в два, а то и в три раза превзойти по боевой эффективности подлодки третьего поколения. Новостройку отличает высокая степень автоматизации процессов централизованного управления всеми лодочными системами и оружием с операторских пультов, расположенных в главном командном пункте. Увеличена мощность ракетно-торпедного комплекса. «Санкт-Петербург» вооружат новым противокорабельным ракетным комплексом КЛАБ-С с новой автоматизированной информационной системой управления оружием. Будет установлен новый инерциальный навигационный комплекс. Гидроакустический комплекс также построен на новой элементной базе и с новейшим математическим обеспечением. В носовой оконечности размещена высокочувствительная шумопеленгаторная антенна. Установлен принципиально новый универсальный многофункциональный перископ, не проникающий в прочный корпус. Внедрена новая система приема радиоинформации с берега в подводном положении.

     Уровень подводного шума снижен более чем на 30 децибел, а уровень излучаемой звуковой мощности – более чем в тысячу раз! Таким образом, шумность новой лодки будет практически приближена к фоновым значениям моря. Следовательно, по скрытности она должна превзойти все субмарины, построенные до этого не только у нас, но и где-либо за рубежом.
     
Тактико-технические элементы подводной лодки проекта 677 «Лада»

           Количество торпедных аппаратов, ед. - 6.
     Надводное (нормальное) водоизме
     щение, м3 - 2.350.
     Длина, м - 73.8.
     Ширина (диаметр прочного корпуса), м - 9.9.
     Скорость полного подводного хода, уз. - 20.
     Дальность подводного плавания с экономической скоростью, миль - 400.
     Экипаж, чел. - 52.
     (Тактико-технические элементы подводной лодки взяты с официального сайта ФГУП «Адмиралтейские верфи»).



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства