на главную страницу

9 Октября 2004 года

Чечня и ПАСЕ

Суббота

У Биндига прежний репертуар

Вадим МАРКУШИН.



     

     Очередная дискуссия по Чечне, состоявшаяся в Парламентской ассамблее Совета Европы, показала некоторый прогресс в освоении депутатами реального положения вещей на Северном Кавказе. Его отметили члены российской делегации, в частности Михаил Маргелов и Константин Косачев. По словам последнего, два из трех представленных вниманию участников осенней сессии ПАСЕ доклада достаточно объективны. Речь идет о выступлениях Андреаса Гросса (Швейцария) о политической ситуации в Чечне и Тадеуша Ивиньского (Польша) о положении перемещенных лиц, уточнил Косачев в интервью агентству ИТАР-ТАСС.

     Прогресс заключается в том, что в Страсбурге наконец внятно выговорили простой и естественный для россиян тезис о территориальной целостности Российской Федерации и признании Чечни ее неотъемлемой частью.
Прозвучало «безусловное осуждение терроризма, какими бы целями он ни оправдывался». Отмечены как фактор стабилизации выборы президента в Чечне.

     В целом же пока приходится констатировать, что до полного взаимного понимания, до политической однозначности оценок еще далековато. Причина в том, что, с одной стороны, сама обстановка в Чечне и вокруг нее не такая, чтобы Европа хором заговорила о благополучии в этом регионе. С другой стороны, доминирующие взгляды в ПАСЕ, к сожалению, все еще формируются на субъективных представлениях, а не на точном знании реального положения дел.

     Принятая по итогам обсуждения чеченской темы резолюция характеризует северокавказский конфликт как «разрастающуюся эпидемию», на которую Совет Европы, дескать, не может смотреть равнодушно. Она указывает российским властям на необходимость «следить за тем, чтобы меры, принятые и предусмотренные в борьбе против терроризма, соответствовали нормам прав человека и гуманитарному праву». Она делает вывод о неспособности России самостоятельно справиться с урегулированием ситуации и настаивает на внешнем вмешательстве. С подобными оценками российская делегация согласиться не могла, голосовать за предложенную резолюцию отказалась.

     И уж, конечно, нельзя было согласиться с такими утверждениями, какие прозвучали в докладе Рудольфа Биндига, начинавшегося словами: «Ситуация с правами человека в Чеченской Республике катастрофическая».

     Выступивший в прениях президент Чеченской Республики Алу Алханов опроверг эти слова. Общественно-политическая ситуация в Чечне остается сложной, сказал он, однако в целом она контролируется властями. И главное – стабилизируется. Лидер Чечни признал, что в республике еще имеют место похищения людей, но число таких происшествий резко сокращается. Так, в 2003 г. было 537 подобных дел, в этом году - 129. Алханов заявил о своей уверенности в том, что проблема похищения людей будет решена в ближайшее время. Он сообщил ассамблее, что практически решена проблема вынужденных переселенцев из Чечни, находящихся в Ингушетии. Глава республики подтвердил готовность к диалогу с теми силами, которые выступают за консолидацию чеченского общества. Но нет и речи о переговорах с террористами, виновными в бедах чеченского народа.

     О позитивных процессах на Северном Кавказе говорил в Страсбурге и президент Ингушетии Мурат Зязиков. Однако, по его мнению, именно с этими позитивами и не могут смириться те, кто стремится разжечь в регионе большой пожар.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства