на главную страницу

9 Октября 2004 года

Из зала суда

Суббота

Когда усердие опасно

Подполковник Дмитрий КАРПОВ. Дальневосточный военный округ.



     

     Дальневосточный окружной военный суд рассмотрел в кассационной инстанции дело командира взвода старшего прапорщика Юрия Станкявичюса. Уголовное дело в отношении военнослужащего было возбуждено в октябре прошлого года за нарушение правил охраны труда и халатность, повлекшие по неосторожности смерть человека.

     ЧП произошло 11 октября 2003 года, когда на технической территории воинской части проводились хозработы. Группа военнослужащих, в числе которых были крановщик сержант Шестак и стропальщик рядовой Французов, укладывали железобетонные плиты. Руководителем бригады был назначен старший прапорщик Юрий Станкявичюс.

     В организации работ были допущены грубейшие нарушения, в частности, кран работал в непосредственной близости от неотключенной линии электропередачи. Впоследствии это обстоятельство сыграло роковую роль. В тот момент, когда трос лебедки крана соприкоснулся с электропроводом, стропальщик Французов взялся за спускаемый трос. Парня поразило током. Хотя его оперативно доставили в военный госпиталь и врачи предприняли все возможное, чтобы вернуть солдата к жизни, попытки оказались безрезультатными.

     Для Станкявичюса это было тяжелым ударом. Рядовой Французов бывал у него дома, общался с детьми. Большим шоком для него стал и приговор, вынесенный 22 июля этого года судом первой инстанции. Согласно ему, Станкявичюсу было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год в колонии-поселении с лишением права занимать должности, связанные с руководством личным составом, сроком на три года. Крановщика Шестака осудили к лишению свободы сроком на три года условно.

     Станкявичюс со столь суровым наказанием в отношении себя не согласился, так как, на его взгляд, не только он был виновен в случившемся, и подал кассационную жалобу.

     Дело, которое рассматривал окружной суд второй инстанции, не такое простое, как может показаться. Закон четко оговаривает, какое наказание и за какое деяние должен понести виновный. Но только суд учитывает такие обстоятельства, как сложившиеся стереотипы поведения и условия, в которых совершено преступление.

     В частности, если бы всеми должностными лицами были неукоснительно соблюдены приказы министра обороны РФ № 314 от 17.07.1998г. и № 214 от 26.06.1995г. и другие инструкции, в которых исчерпывающе регламентированы требования по безопасной организации труда, происшествие не могло произойти в принципе. Однако ряд нарушений этих нормативных актов закономерно привел к трагическому финалу.

     Опустим такие обстоятельства, как порядок оформления наряда-допуска, проведение инструктажей, прием зачетов по знанию обязанностей при производстве работ с грузоподъемными кранами и ряд других. Хотя нарушения и этих формальностей свидетельствуют о низком уровне обеспечения безопасности работ. Тем не менее роковую роль в случившемся сыграла неотключенная ЛЭП.

     Примечательно, что в день, когда произошло ЧП, командование части о неотключенной ЛЭП знало. Об этом докладывал начальству Станкявичюс. Крановщик Шестак даже выразил устный отказ от опасной работы, но после уговоров согласился ее продолжить. Подчеркнем, что в тот день инструктаж по технике безопасности с ним не проводился. Из материалов дела следует, что Станкявичюс не имел возможности экстренно отключить ЛЭП, но он и Шестак до происшествия напомнили начальству об опасности поражения током. Командиры обещали разобраться, тем не менее работы с их молчаливого согласия продолжались.

     ЛЭП так и не была отключена, что было грубым нарушением техники безопасности. Поэтому приказ об укладке плит был юридически незаконным и не подлежал выполнению. Другими словами, Станкявичюс обязан был остановить работы и мотивировать это решение. И тут начинается то, что выходит за рамки чисто юридических формальностей.

     Отказаться от выполнения приказа… Многие ли военнослужащие, воспитанные в духе неукоснительного выполнения требований и распоряжений, могут ослушаться или отказаться выполнять распоряжение начальника? Скорее, они постараются выполнить его любой ценой. В этом и кроется главная опасность. Попробуем во всем разобраться.

     Если следовать юридическим канонам, то необходимо обратиться и к такому элементу состава преступления, как его субъективная сторона, то есть психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. Данный элемент состава преступления характеризует внутренний мир этого лица, психические процессы, которые протекали в момент совершения преступного деяния. Содержание субъективной стороны раскрывается при помощи таких признаков, как вина, мотив, цель и эмоции.

     В данном случае форма вины Станкявичюса – неосторожность в виде легкомыслия, когда он предвидел возможность наступления опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение. С мотивом, целью и эмоциями тоже все понятно. Это интересы службы, стремление как можно лучше и в срок справиться с поставленной задачей, наконец, нежелание создавать конфликтную ситуацию в отношениях с начальством, которое при необходимости нашло бы достаточно рычагов воздействия на строптивого старшего прапорщика.

     Чтобы лучше понять действия Станкявичюса, следует хотя бы в нескольких словах рассказать о нем самом. До армии он проходил службу в органах МВД. Отличник милиции, был в командировке в Чеченской Республике. В личном деле десяток благодарностей. Во время службы в армии награжден медалью, ему присвоено звание старшего прапорщика. Наконец, не случайно фотография Станкявичюса была размещена на стенде лучших военнослужащих части. Что можно еще добавить?

     По всей видимости, причина, по которой произошло ЧП, кроется в выборе, который стоял перед Станкявичюсом: проявить твердость перед начальством или, пренебрегая риском, продолжить работы. Увы, старший прапорщик предпочел последнее.

     Судебная коллегия по уголовным делам Дальневосточного окружного суда, рассмотрев дело в кассационной инстанции, учла характер и степень общественной опасности преступления, особенности личности виновного и сочла необходимым учесть смягчающие обстоятельства. Было вынесено следующее определение: считать старшего прапорщика Станкявичюса осужденным к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком два года.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства