Перейти на главную страницу

9 Октября 2004 года

Азимут

Суббота




Инженеры с Захарьевской

    Гость клуба

    В Военном инженерно-техническом университете (ВИТУ) к своему 65-летию, отмечавшемуся в первых числах сентября, открыли сразу несколько объектов. Сначала, 2 сентября в учебном центре в Приветинском был освящен построенный личным составом вуза храм-часовня Воскресения Христова. А на следующий день уже на основной базе в Санкт-Петербурге на Захарьевской улице торжественно открыли учебный корпус, поликлинику, курсантскую столовую. Столь масштабных ремонтных работ здесь не было более сорока лет. Какие еще аргументы нужны для того, чтобы стало ясно: главный строительный вуз Вооруженных Сил России успешно развивается, выходит на новые рубежи в подготовке кадров. О том, чем сегодня живет ВИТУ, нашему корреспонденту Олегу Починюку рассказал начальник учебного заведения генерал-лейтенант Павел ЗАЙЧЕНКО.

    - Сегодня на шести факультетах нашего университета готовятся военные инженеры по десяти специальностям и специализациям. Диапазон специальностей весьма широк, причем некоторые из них не имеют аналогов в системе высшего образования страны. А с позапрошлого года, набрав новую группу курсантов, мы начали подготовку военных педагогов-психологов. В стенах
    ВИТУ вот уже четвертый год действует также факультет подготовки гражданских инженеров, готовящий специалистов на платной основе. Кстати, на этот факультет принимаются не только юноши, но и девушки. В будущем году здесь состоится первый выпуск.
    В ВИТУ разработаны новые учебные программы и планы, которые соответствуют жестким требованиям государственных стандартов по высшему образованию. В частности, появились новые дисциплины, такие как «Управление повседневной деятельностью войск», «Культурология», «Экология» и другие.
    В университете работают 25 академиков и членов-корреспондентов российских, международных и других академий, 44 доктора наук, 60 профессоров, около 300 доцентов и кандидатов наук. О признании авторитета ученых и преподавателей вуза говорит тот факт, что в 1996 году ВИТУ определили головной организацией в области научного сопровождения проектирования, строительства и эксплуатации технических систем специальных объектов и военно-строительного комплекса.
    В университете действуют научно-исследовательский отдел, четыре научно-исследовательские группы, создана уникальная научно-экспериментальная база, по многим позициям не имеющая аналогов в стране. Не случайно на базе ВИТУ систематически проходят общероссийские и международные конференции, симпозиумы и съезды научных организаций.
    Учитывая реалии дня, ученые университета не только выполняют первичные функции военного вуза, но и активно подключаются к гражданским проектам и программам. К примеру, многие уникальные объекты Санкт-Петербурга при реконструкции обследовались специалистами
    ВИТУ под руководством профессора В. Гроздова. В интересах Северо-Западного региона в университете выполнены многие конверсионные разработки. Специалистам ВИТУ также принадлежит концепция развития подземной части центра северной столицы. Ученые университета внесли ряд технических предложений в Государственную региональную программу первоочередных мер по защите населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. О нескольких проектах в ближайшее время будет доложено губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко.
    Конечно, есть и проблемы. Одна из главных - текучесть кадров. Многие офицеры, у которых завершился срок контракта, не желают продолжать служить. Причина? Денежное довольствие, получаемое офицером за служебную и научную деятельность, не позволяет ему должным образом содержать семью, дать образование детям. Из-за безысходности опытные преподаватели с соответствующими учеными степенями подают рапорта с просьбой уволить в запас. Увы, аргументы офицера-ученого, который с трудом сводит концы с концами, выглядят весомо. Таким образом, к великому сожалению, постепенно уменьшается научно-педагогический потенциал вуза, который за долгие годы был с трудом сформирован. Выход из сложившейся ситуации очевиден: офицеры, тем более ученые, должны получать достойное денежное содержание, учитывающее прожиточный минимум и сегодняшний уровень цен. Тут требуется решение на государственном уровне.
    Другая проблема - некомплект офицеров командного звена, прежде всего командиров взводов, курсовых офицеров, начальников курсов. Как правило, выпускники университета, получив инженерное образование, стараются работать по своей специальности и на командные должности идут с неохотой. А в войсках младших офицеров тоже не хватает. Военные вузы, которые готовили командные кадры, в свое время резко сократили. Даже если удается подобрать в войсках подходящего офицера на командную должность, не всегда есть возможность перевести его в
    ВИТУ. Позиция начальников понятна: у них производство, стройка, свои сложности и задачи, которые тоже нужно решать. Но если сегодня в вузе не научить будущего офицера, то кто придет завтра в войска? Над решением этой проблемы приходится постоянно работать.
    Помимо эффективного учебного процесса в ВИТУ гордятся и другими успехами. Курсанты отличились на прошедшей недавно в Коломне 9-й Всеармейской олимпиаде по математике, где команда ВИТУ заняла первое место среди военно-инженерных учебных заведений. Другая команда удостоилась второго места на Всеармейской олимпиаде по военной истории в Твери. Сборная команда КВН «Ясный перец» прорвалась в российскую премьер-лигу «Клуба веселых и находчивых». Согласитесь, за этим престиж не только самого университета, но других военных вузов. Как говорится, до встречи на телеэкране...
    Вот уже шесть лет спортивный коллектив вуза прочно удерживает первое место в Ленинградском военном округе. По итогам физической подготовки и спорта ВИТУ входит в десятку лучших вузов Министерства обороны РФ. Команды по самбо, боксу, рукопашному бою, вольной и греко-римской борьбе, дзюдо, многоборью и легкой атлетике на соревнованиях показывают стабильно высокие результаты и составляют костяк сборной команды ЛВО.
    ...На 65-летие в ВИТУ пришли многие ветераны. Они в очередной раз убедились: молодые люди, искренне желающие стать высококвалифицированными военными инженерами, созидателями, реально могут осуществить мечту. Полученные в университете знания и навыки позволяют энергичным офицерам в перспективе сделать карьеру от военного инженера до руководителя крупного производства. Именно таким сложился жизненный путь для многих наших питомцев.
    На снимке: Президент России В. ПУТИН приветствует начальника ВИТУ П. ЗАЙЧЕНКО на торжественном приеме в Кремле.

А девочки — потом

    Иногда подумаешь, какое будущее ждет Россию, и становится не по себе. Смертность превышает рождаемость, чуть ли не каждый второй старшеклассник чем-то хронически болен, среди подростков растут наркомания и алкоголизм, кругом полно беспризорников. Тревожные статистические данные то и дело появляются в газетах, озвучиваются по радио или телевидению.
    Но есть все же среди этих навевающих грусть обстоятельств и островки радости. Вот один из них.
    Уже десять лет в школе № 1 подмосковного Серпухова действует кадетский класс. В него могут поступить юноши, решившие связать жизнь с Вооруженными Силами. 90 процентов выпускников поступают в военные учебные заведения, в основном в Серпуховской военный институт Ракетных войск. В этом году, например, из 15 выпускников кадетского класса 9 поступили именно сюда.
    В том, что этот вуз пользуется такой популярностью у кадетов, нет ничего удивительного. Институт шефствует над классом. Ряд занятий у кадетов ведут его преподаватели. Уровень обучения по таким предметам, как физика, алгебра, приближен к первому курсу института.
    Юноши из кадетского класса занимаются строевой и огневой подготовкой, изучают автодело. Большое внимание уделяется физкультуре: легкой атлетике, рукопашному бою, лыжной подготовке. Кадеты учатся танцевать, ходят в культпоходы. Словом, за три года обучения превращаются в физически крепких с широким кругозором парней. В результате вступительные экзамены в вуз сдают успешно, а став курсантами, быстро завоевывают лидирующие позиции.
    Как рассказывала дежурному по «Азимуту» заместитель директора школы Эльвира Федоровна Сухорукова, желающих учиться в кадетском классе немало. Каждый год среди поступающих сюда конкурс не менее двух человек на место. Причем принимают только представителей сильного пола. А если бы еще девочки здесь учиться могли...
    Кстати, кадетский класс в городе не один. В других школах Серпухова есть несколько подобных. Там такая же картина. Желающих целенаправленно подготовиться к поступлению в военные вузы предостаточно.
    Отрадно, что такой популярностью пользуется появившаяся совсем недавно новая форма обучения. Пожалуй, кадетские классы - это действительно школа патриотизма и жизненной стойкости.
    

На снимке: кадеты из Серпухова.

Бакалавры в погонах


    По словам заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по обороне генерал-майора Сергея Григорьева, на реализацию Федеральной целевой программы (ФЦП) по реформированию системы военного образования в России в следующем году планируется выделить 209,4 млн. рублей. Вам интересно, куда пойдут эти деньги и каким будет военное образование России? Тогда вникайте.
    Средства эти направят, в частности, на то, чтобы в военных вузах были полностью выполнены требования государственных образовательных стандартов. Цель у ФЦП «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года» по-государственному серьезная - приведение количественных и качественных параметров российских военных вузов в соответствие со структурой, численностью и задачами национальных Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Программа предусматривает создание организационно-правовых условий для обеспечения потребностей силовых структур в офицерах, качество подготовки которых будет отвечать требованиям военно-профессиональной деятельности. Также в военно-учебных заведениях должны быть созданы материально-технические условия для реализации военных профессиональных образовательных программ.
    Для тех, кто не знает: в 2003 году на реализацию программы выделялось 24,8 млн. рублей, в нынешнем - 139,7 млн. рублей. В частности, за счет этих средств планируется организовать подключение всех военных вузов к сети Интернет.
    Кроме того, до конца текущего года военно-учебные заведения обеспечат учебниками для выполнения требований государственной аккредитации. В вузы поставят более 3,5 тыс. наименований учебных изданий общим тиражом около 650 тыс. экземпляров.
    Планируется также завершить научные исследования в области совершенствования содержания военного образования, подготовить предложения по оптимизации учебных заведений, сокращению перечня реализуемых в них специальностей, сохранению научно-педагогических кадров. Предстоит разработать механизм подготовки кадров для Вооруженных Сил по уникальным специальностям в гражданских вузах, сформулировать концепцию управления военным образованием. Этим занимаются отобранные на конкурсной основе ведущие вузы и научно-исследовательские организации.
    Половине военных высших учебных заведений предстоит пройти аттестацию и государственную аккредитацию. В прошлом учебном году завершился первый этап государственной регламентации образовательной деятельности. Между министерствами обороны и образования заключено соглашение о взаимодействии при проведении аттестации, государственной аккредитации и лицензирования военных вузов.
    Результативность и объем финансирования научных исследований теперь определяются по общей сумме затрат на закупку материалов и оборудования для проведения научных исследований, на патентно-лицензионную, изобретательскую и рационализаторскую деятельность, на содержание преподавательского состава. Внесены дополнения и в такой аккредитационный показатель, как качественный состав научно-педагогических кадров. Теперь к преподавателям с учеными степенями и званиями отнесены преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин без ученых степеней и званий, имеющие профильное высшее образование, опыт службы не менее десяти лет, воинское звание не ниже подполковника, а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии. А к докторам наук и профессорам - преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, лауреаты государственных премий.
    За последнее время в военных вузах был расширен перечень воинских должностей, на которых могут присвоить ученые звания доцент и профессор, восстановлены более четырехсот должностей со штатной категорией полковник. Ведется работа по внесению еще некоторых изменений. Так, руководителям силовых министерств и ведомств, возможно, предоставят право присваивать воинские звания на ступень выше штатной должностной категории до полковника включительно преподавателям, имеющим ученые звания или степени. Решаются вопросы о выплате офицерам надбавки за ученые звания доцента и профессора - 10 и 20 процентов от должностного оклада соответственно, а также о выплате надбавки за исполнение преподавателями-военнослужащими должности доцента и профессора - 40 и 60 процентов от оклада по воинской должности. В стадии проработки и вопрос о выплате надбавки за педагогический стаж, а также надбавок за ученую степень кандидата наук и доктора наук офицерам-ученым, проходящим службу в органах военного управления.
    Все это, как и введение в ближайшей перспективе двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура), в конечном итоге должно привести к повышению престижа военного образования России.

В поиске «золотого ключика»

    Сильная личность

    Принято считать, что дать кому-то единственно верный совет просто. Ерунда. Даже опытные психологи не всегда уверены в правильности собственной консультации. И научиться на ошибках других почти невозможно. Потому что жизнь наша соткана из «да» и «нет», черного и белого, плюсов и минусов. И разобраться в той или иной ситуации с более точными выводами и правильными посылами к действию каждому легче самому.

    Часто случается, что мы сами навлекаем на свою голову неприятности только лишь из-за неумения вовремя сдержаться. А любое возбуждение - враг размышления. И, между прочим, может иметь неприятные внешние проявления. Например, человек краснеет по поводу и без него, становясь объектом более пристального внимания окружающих. Для кого-то эта особенность физиологии становится серьезной проблемой (читайте одно из последних писем в «Азимут» в рубрике «Группа поддержки»). Есть немало приемов для развития самоконтроля. Но подбирать индивидуальный «золотой ключик» к наиболее полному раскрытию собственного я надо самостоятельно. Только так вы лучше поймете себя и окружающих. Одна из составляющих этого волшебного ключика - умение снимать напряжение. Вот несколько доступных советов и простых приемов.
    Расслабление с помощью дыхания. Душевное напряжение сильно влияет на то, как мы дышим. Получается так, что дыхание наше в состоянии страха и напряжения становится поверхностным и учащенным. Но если мы дышим спокойно, то успокаиваемся сами. Между прочим, в восточных системах борьбы дыхание имеет первостепенное значение. Ваши отношения с противником начинаются с того, что вы нормализуете дыхание. Как это делается? Сжать одну кисть в кулак и охватить его другой. Обе руки будут давить друг на друга. Такое давление приводит к временному расслаблению диафрагмы.
    Положить открытые ладони на ребра, закрыть глаза и пассивно ощутить, как прохладный воздух «течет» через ноздри.
    Существуют и разные виды медитаций. Например, медитация по системе дзэн-буддизма, когда вначале учатся расслаблению и концентрации внимания во время физических упражнений. Система расслабления, распространенная в Европе и не заимствованная с Востока, - это самовнушение (аутосуггестия). Принцип здесь следующий: мозг как бы отдает прямой приказ организму выполнить некое действие. Упражнение состоит из шести стадий - последовательного расслабления мышц позвоночника, кровеносных сосудов, сердца, органов дыхания, внутренних органов и головы. Каждый последующий этап начинается после окончания предыдущего, когда соответствующий орган уже расслаблен. Расслабление мышц помогает осознать, что мы находимся в напряжении. Благодаря этому мы получаем сигнал тревоги раньше, чем получили бы его без расслабления. Для самостоятельного выполнения упражнений описываем первый этап расслабления (остальные - по аналогии). Надо лечь на спину с закрытыми глазами и шесть раз мысленно произнести: «Правая нога у меня тяжелая» (левша, соответственно, - «левая»). Затем мысленно же произнести один раз: «Я спокоен, мое дыхание спокойно и ровно». Можно еще представить эти слова написанными большими буквами напротив себя. Можно просто «читать» эти слова, если у вас лучше получается «видеть». Если кому-то удобнее «слышать», представьте себе, что кто-то произносит эти слова. Затем следует перейти к другой ноге, рукам, животу, груди. Когда вы достаточно натренируетесь, все тело будет расслабляться само, как только вы начнете упражнение. Вначале упражнение не должно длиться более трех-пяти минут. И ни в коем случае не следует прилагать специальных усилий. Наконец, формула выхода из состояния расслабления: «А сейчас я сосчитаю до трех, и мое тело вновь станет легким (т.е. вернется к своему обычному весу)». После чего вы считаете до трех, говоря при этом: «Руки стали легкие, глаза открыты, дыхание глубокое». Произнося эти слова, вы шевелите руками, открываете глаза, делаете глубокий вдох и выдох, после чего упражнение закончено.
    Все вышеперечисленное - это так, для «затравки».
    На самом деле искусство снимать напряжение связано с массой полезных вещей. Задайте себе вопрос: много ли вы слышите из сказанного? Многое ли из услышанного запоминаете? Научиться как можно полнее воспринимать сказанное можно с помощью упражнения «Переключение внимания».
    Оно выполняется в течение 15-30 минут в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу. Попробуйте одновременно ее читать и «краем глаза» смотреть на экран. Последите за собой: через какое время вы почувствуете себя утомленным? Затем попробуйте кратко воспроизвести на бумаге то, что вы читали, и восстановить виденное по телевизору. Регулярно выполняя это упражнение, с каждым разом вы будете эффективнее переключать свое внимание. Главное - не напрягаться. И это умение оценивать ситуацию со всех сторон, вовремя адекватно на все реагировать очень пригодится в жизни.

Стипендии - лучшим

    Внимание, конкурс!

    В системе военных образовательных учреждений высшего и профессионального образования Минобороны РФ проводятся мероприятия по отбору кандидатов на получение стипендии Благотворительного фонда В. Потанина среди курсантов военных вузов. Делается это в рамках соглашения о сотрудничестве между Министерством обороны Российской Федерации и некоммерческой благотворительной организацией «Благотворительный фонд В. Потанина» и в соответствии с приказом министра обороны РФ от 27.03.2003 г.
    Отбор на конкурсной основе проходит в два этапа. Первый организуется в вузах. Основные требования к кандидатам высокие результаты в учебе и наличие определенных организаторских способностей.
    Второй этап проводится на базе трех заранее отобранных вузов, месторасположение которых должно обеспечивать участие в конкурсе кандидатов из всех регионов Российской Федерации (военных округов). В 2004 году - это Новосибирское и Казанское высшие командные училища (военные институты) и Военный университет (г. Москва). Конкурсный отбор здесь проходит в форме ролевой игры, результат которой направлен на выявление личностного потенциала кандидата. В основе конкурса лежат методики, используемые в специальных игровых тренингах по эффективному управлению. С их помощью выявляются лидеры коллективов, грамотные организаторы. Ведущее место при этом занимает оценка способности конкурсанта творчески решать проблемы нестандартными способами.
    Победителей конкурсного отбора определяет комиссия в составе представителей Министерства обороны Российской Федерации и Благотворительного фонда В. Потанина. В сентябре 2004 года в конкурсном отборе приняли участие около 700 курсантов 72 вузов. Двумстам из них приказом начальника Главного управления кадров - заместителя министра обороны РФ по кадрам на один календарный год назначена стипендия Благотворительного фонда В. Потанина - 2.000 рублей в месяц.
    Первые конкурсные отборы прошли в вузах Сибирского и Дальневосточного военных округов. В состязаниях на получение стипендии принял участие 61 курсант восьми военно-учебных заведений, стипендиатами стали 17 будущих офицеров.
    Приволжско-Уральский и Северо-Кавказский военные округа представили 24 высших военно-образовательных учреждения. В конкурсном отборе на соискание стипендии участвовали 223 курсанта, из них стипендиатами стали 65 человек.
    А вот Московский и Ленинградский военные округа представили 40 высших военно-образовательных учреждений. Участниками конкурсного отбора стали 416 человек, из них стипендиатами - 118 курсантов.
    К сожалению, в некоторых вузах (преимущественно дислоцированных на территории Приволжско-Уральского военного округа) курсанты получали стипендию, назначенную несвоевременно. Вопрос ее выплаты теперь взят под жесткий контроль.

Летом - бесплатно, зимой - за свои

    За буквой закона

    Недавно я стал курсантом одного из московских военных вузов. Учиться, конечно, нелегко. Но зимой у меня должен быть первый каникулярный отпуск. Собираюсь поехать домой, к родителям. Интересно, на сколько суток отпуска могу рассчитывать и надо ли собирать средства на проезд?
    Александр МАТВЕЕВ. Самара.


    Отвечает военный юрист Максим ЗВЯГИНЦЕВ.

    Каникулярные отпуска предоставляются курсантам образовательных учреждений среднего и профессионального образования во время перерывов в учебных занятиях. Различают два вида каникулярных отпусков: летний (основной, обязательный) продолжительностью 30 суток и зимний (дополнительный, необязательный) продолжительностью 15 суток. Кроме того, в соответствии со ст. 90 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Минобороны РФ, утвержденного приказом № 10 министра обороны РФ 4 января 2000 года, слушатели и курсанты, обучающиеся в военно-учебных заведениях Минобороны и успевающие на «хорошо» и «отлично», могут быть поощрены увеличением продолжительности каникулярных отпусков, при этом суммарная продолжительность зимнего и летнего отпусков не должна превышать 60 суток. Право на бесплатный проезд к месту использования основного (летнего) каникулярного отпуска предоставляется ежегодно. Проезд к месту использования дополнительного (зимнего) каникулярного отпуска оплачивается военнослужащим за свой счет.

Рандеву



    18.Татьяна. 1983 г.р. Стрелец.
    Рост 168 см. Вес 55 кг
    По профессии я хореограф. Люблю цветы. Современную музыку предпочитаю слушать дома или на концертах. Самый любимый месяц в году - июль, когда солнечно и тепло. Дорожу возможностью провести время с компанией друзей на природе, в лесу.
    Еще мне нравится езда на мотоцикле. Можно сказать, я настоящий байкер. Люблю возиться с детьми и общаться с добрыми и веселыми людьми, а грустных всегда стараюсь подбодрить.



Анекдоты школяра

    Только что окончивший военный вуз лейтенант получает распределение. Его отправляют в самый дальний, заполярный гарнизон.
    - Ну почему именно туда? А не в Москву или Питер? Я ведь учился хорошо, - возмущается тот.
    - А заработать хочешь? - спрашивает его кадровик.
    - Разумеется.
    - Так ведь там полтора оклада будут платить. А самое главное - монетизация льгот принесет тебе дополнительную прибыль, ведь в гарнизоне общественного транспорта нет.
    
* * *

    Лейтенант получает свою первую зарплату - чуть больше 4 тысяч рублей. Приходит домой. Отдает деньги жене.
    - Дорогая, гуляем на все!
    На следующий день возвращается со службы. Жена подает на стол постный суп и краюху хлеба.
    - Дорогая, и где же мясо, булочка и компот?
    - Милый, ну ты ведь сказал, «гуляй на все». Вот я и погуляла. Купила колготки. Сходила в парикмахерскую, сделала маникюр. А на оставшееся приготовила обед.
Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства