на главную страницу

12 Октября 2004 года

Армия и общество

Вторник

Надежен ли экологический щит?

Беседовал Дмитрий ЮРОВ,«Красная звезда».



Предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий – одна из задач армии и флота, предусмотренных военной доктриной. О том, какова сегодня ситуация в сфере военной экологии, рассказывает начальник экологической безопасности Вооруженных Сил России генерал-лейтенант Алевтин ЮНАК.

     - Алевтин Иванович, на ваше управление возложены обязанности по контролю за выполнением в Вооруженных Силах требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативных правовых актов Минобороны по вопросам обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Как этот контроль осуществляется?
     - Если в 2001 году нами были проверены 92 военных объекта, то в 2002 году их число достигло 264, в 2003 году - 507, а в этом, полагаю, будет еще больше.
     В 2003 году в составе контрольно-ревизионных комиссий Тыла Вооруженных Сил проверены Московский, Приволжско-Уральский и Сибирский военные округа, РВСН, Космические войска, части центрального подчинения, Командование специального назначения Балтфлота. Всего было проверено 399 воинских частей. Проводились также совместные проверки с госинспекторами Министерства природных ресурсов, с Главной военной прокуратурой, с комиссиями Главного управления кадров и инспекциями министра обороны. Наше участие в подобных мероприятиях позволило снизить, а во многих случаях и исключить предъявление штрафных санкций к воинским частям, что сэкономило финансовые средства в рамках бюджета Минобороны.
     - Требования по защите и охране окружающей среды все время ужесточаются. Как в этой связи продвигается работа по нормированию природопользования?
     - Действительно, это также один из основных вопросов, поскольку именно от того, имеются ли соответствующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду или нет, зависит размер штрафных санкций к воинским частям (при отсутствии нормативов плата за загрязнение окружающей среды возрастает до 25 раз).
     Уже в 2003 году общая сумма штрафов и исков возросла по сравнению с 2002 годом в 362 раза и составила 309,9 млн. руб. В последующие годы в связи с окончанием сроков эксплуатации природоохранных сооружений и объектов, загрязняющих окружающую среду, прогнозируется увеличение количества техногенных и кризисных ситуаций и как следствие - дальнейший рост претензий к Вооруженным Силам.
     Нами разрабатываются, согласовываются с органами военного управления и утверждаются у начальника Тыла ВС РФ Сводный план разработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и План распределения денежных средств на выполнение данных работ. В 2004 году на эти цели выделено 35 млн. рублей, что обеспечило выход на уровень 47 процентов от необходимого количества нормативов. При выделении, как запланировано, на 2005 год 55 млн. рублей. будет обеспечен выход на уровень 62 процентов от необходимого количества проектов нормативов, что позволит армии и флоту в значительной степени снизить плату за загрязнение окружающей среды для воинских частей и организаций Минобороны, а также предотвратить наложение штрафных санкций на воинские части.
     - Мы неоднократно поднимали тему загрязнения на аэродромах Чкаловский, Энгельс, Украинка... Какие-то подвижки в разрешении этой ситуации намечаются?
     - Безусловно. Вот только последний пример: буквально недавно завершена рекультивация загрязненной территории одного из трех складов ГСМ на
     аэродроме Энгельс. Площадь загрязнения составляла 35,6 га, а объем ликвидированной так называемой «керосиновой линзы» – 12 тыс. тонн водоэмульсионной смеси. Напомню, что проблема не решалась с 1992 года, когда на нее впервые обратили серьезное внимание. И только когда в 2003 году работы по очистке и рекультивации земель начали финансироваться, дело сдвинулось с мертвой точки. Полностью же очистку этого аэродрома планируем закончить к 2006 году.
     Вообще в том, что проблемам экологической безопасности в армии и на флоте в последнее время стало уделяться повышенное внимание, прямая заслуга начальника Тыла Вооруженных Сил – заместителя министра обороны России генерала армии В.И. Исакова. Так, в 2003 году его решением на очистку и рекультивацию загрязненных земель было выделено 30 млн. рублей, в этом – уже 31,4 млн., а на следующий год запланировано 66,7 млн. рублей.
     Должен сказать, что вообще такой объект, как Энгельсский аэродром, у нас не единственный, а общая площадь загрязненных авиационным керосином, мазутом или дизельным топливом земель на объектах Минобороны составляет порядка 400 га. Тем не менее соответствующие работы ведутся уже на 26 наиболее трудных из них, и, я думаю, ситуация будет мало-помалу выправляться, поскольку, как я упоминал несколько выше, все предпосылки для этого имеются.
     - Алевтин Иванович, расскажите, пожалуйста, об участии вашего управления в разработке и реализации международных программ в области охраны окружающей среды при осуществлении военной деятельности.
     - Самая масштабная работа в этом плане нами проводится в рамках Комитета по вызовам современного общества Совета Россия —
     НАТО, декларации между Министерством обороны Российской Федерации, министерствами обороны Соединенных Штатов Америки и Королевства Норвегия о сотрудничестве в военной области по вопросам окружающей среды в Арктике (программа АМЕС).
     Что касается последних достижений, то в этом году создан пункт первичной переработки радиоактивных отходов в городе Полярный Мурманской области с целью решения радиоэкологических проблем, связанных с утилизацией атомных подводных лодок. Сдана в эксплуатацию накопительная площадка временного хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Мурманске. На реализацию этих проектов Россия получила внебюджетных финансовых средств на общую сумму 7 млн. 613 тыс. долларов США.
     В перспективе у нас три основных проекта в данной области. Это отработка вопроса обеспечения плавучести подводных лодок, стоящих на приколе, создание технических средств по обеспечению безопасной транспортировки АПЛ, находящихся на плаву, к местам утилизации и проект, связанный с утилизацией многоцелевых АПЛ первого поколения. Сейчас при привлечении МИДа и Минатома России проводятся консультации по подписанию очередного соглашения в рамках программы АМЕС с Великобританией, США и Норвегией по этим вопросам.
     Еще что касается международного сотрудничества: мы осуществляем координацию деятельности наших Вооруженных Сил по вопросам обеспечения экологической безопасности на военных объектах Минобороны России, дислоцирующихся на территориях государств — участников СНГ. Так, например, проводим активную работу по экономии финансовых средств путем исключения или минимизации штрафов в составе межведомственных комиссий по выводу российских войск из Приднестровского региона Республики Молдова и Грузии, а также участвуем в смешанной российско-украинской комиссии по решению проблемных вопросов, связанных с пребыванием Черноморского флота на территории Украины, что позволяет своевременно проводить мероприятия по локализации и ликвидации загрязнений на передаваемых территориях и избежать претензий и штрафов за возможный экологический ущерб.
     - И еще о перспективах на будущее. Министр обороны недавно заявил, что в будущем году военным ведомством будет завершено около трехсот НИОКР. А у военных экологов что-то предвидится в этом плане?
     - В части разработки и принятия на вооружение технических средств экологической безопасности нам, без преувеличения, есть чем похвастаться. Так, в этом году успешно прошли госиспытания и уже активно эксплуатируются авиационный комплект экологического мониторинга, установленный на борту самолета Ан-30РР, судовой комплект контроля загрязненности окружающей среды, установленный на катере (он используется для оценки состояния природной среды в акваториях Ладожского озера, Финского залива и Невы).
     В настоящее время разработан судовой комплекс контроля загрязненности окружающей среды, размещенный на судне «Петр Градов» Черноморского флота. В июне с.г. прошли госиспытания прибора для экспресс-оценки экологической обстановки «Биотокс», который со следующего года будет поставляться в войска. Начиная с 2005 года в рамках государственной программы вооружений до 2015 года планируются к разработке бортовой вертолетный комплекс оперативного экологического контроля и беспилотный летательный аппарат для дистанционной экологической разведки загрязненных территорий.
     На снимках: первый самолет для проведения экологического мониторинга Ан-30РР,загрузка на площадку хранения контейнера с радиоактивными отходами.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства