на главную страницу

12 Октября 2004 года

Армия сегодня

Вторник

Над океаном

Капитан 2 ранга Игорь БАБЕНКО.Борт ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Атлантический океан.



     МОЖНО было заранее предположить, что 70-е широты Атлантики встретят нас в октябре ветрами и штормами. Но даже опытные моряки, походившие в этих районах немало, говорили о том, что три погожих дня, которые отвела природа за шестнадцать суток похода, — это слишком мало. Палубной авиации, размещенной на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», удалось выполнить несколько летных смен, после чего самолеты и вертолеты пришлось перевести с полетной палубы в ангар.
     Корабли авианосной группы Северного флота, наскоро переведя дух в месте якорной стоянки на отмели с труднопроизносимым названием Вопнафьярдаргрюнн, уходят от берегов Исландии дальше на север. Порывистый ветер, временами достигающий 30 метров в секунду, и низкая облачность, усиливающееся волнение моря – все говорило о том, что встречи со штормом избежать не удастся.
     Давно уже по полетной палубе «Кузнецова» не перекатывались волны (а расстояние по высоте от ватерлинии до среза полетной палубы в носу корабля 21 метр). Но авианосец проявил свои лучшие мореходные качества – качка ощущалась не слишком сильно. Другим кораблям, меньшим по водоизмещению, досталось все же от стихии изрядно. Восемь баллов сильнее всех потрепали эсминец «Адмирал Ушаков» - крен в какой-то момент достиг 50 градусов, корабль практически черпал воду левым бортом… Но все обошлось: техника и экипаж выдержали, стихия медленно уходила на юг. Шторма (как говорят моряки, делая ударение на «а») рано или поздно заканчиваются, и жизнь начинает налаживаться…
     Осмотревшись и приведя себя в порядок, экипажи кораблей продолжили выполнение намеченного плана боевой подготовки. На “Кузнецове” вновь заговорили о полетах. Кстати, нельзя сказать, что авиакрыло все непогожие дни било баклуши. В иной раз застать того или иного летного специалиста было практически невозможно: инструктажи, занятия, проверки техники. Главными в этот период становились офицеры и прапорщики инженерно-технического состава. На их совести - проверки, контрольные осмотры авиационной техники. Ведь самолет – это сложный боевой комплекс, в котором сконцентрировано более пятисот тысяч различных механизмов, приборов и деталей. Поэтому работы у инженеров и техников всегда хоть отбавляй. А в море и вовсе обслуживание самолетов и вертолетов проходит несладко: на детали и механизмы откладывается соль, мешают качка и ограниченное пространство ангара. Но эти люди прекрасно понимают, что их знания, опыт, ответственность составляют основу сложного и многогранного понятия – «авиационная безопасность». Их труд, быть может, для кого-то и незаметен, но о нем всегда помнят и с большим уважением относятся те, кому завтра поднимать самолеты и вертолеты в небо.
     НАКОНЕЦ на утреннем совещании походного штаба дежурный синоптик докладывает, что погода будет благоприятна для полетов авиации. Командир КАГ заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко отдает соответствующие указания - за два часа, необходимые на подготовку к полетам, надо успеть многое.
     И вот по корабельной трансляции звучит долгожданное: «Корабль к полетам авиации приготовить!..» Впереди одна из самых главных задач похода корабельной авианосной группы Северного флота – обеспечение полетов палубных самолетов.
     Из ангара на подъемник первым переводят вертолет Ка-29, который называют летающей лабораторией. Экипажу подполковника Валерия Миронова предстоит произвести разведку погоды и проверить радиотехнические средства, светотехническое оборудование корабля.
     После необходимой подготовки вертолет медленно, словно еще не веря в то, что его выпустили в полет после долгого перерыва, отрывается от палубы и, повисев на полутораметровой высоте минуту-другую, уходит в небо. А на подъемнике появляются сначала один вертолет
     Ка-27 ПС, затем второй. Экипажам вертолетных отрядов предстоит сегодня обеспечивать безопасность полетов палубных самолетов. Это авиационное правило выполняется неукоснительно – пока «сушки» отрабатывают полетные задания, вертолет курсирует по правому борту авианосца. Его посадка в конце летного дня будет означать, что полеты закончены.
     Кипит работа и в ангаре – старшие техники и механики авиагруппы уже провели осмотр своих планеров, заправили их топливом, спецжидкостями, азотом и кислородом. Подвешено и снаряжено авиационное вооружение, проверены электрооборудование, пилотажно-навигационные и радиолокационные прицельные комплексы, связь, системы оповещения экипажей об отказах и неисправностях, средства аварийного покидания самолета. Надо быть уверенным во всем – мелочей тут быть не может.
     И вот техники с помощью ярко-желтого транспортера выкатывают из ангара Су-25 УТГ. Он несколько меньше своего собрата Су-33, а потому помещается на подъемнике полностью. Палубному же истребителю Су-33 приходится, как говорится, складывать крылышки. Но это не влияет серьезным образом на время подготовки самолета к взлету - во всяком случае, не заметно, что делается это медленнее, чем при подготовке Су-25 УТГ.
     На полетной палубе появляются летчики в оранжевых костюмах. Переговариваясь друг с другом, уточняя что-то и заглядывая периодически в планшеты, пилоты занимают свои места в самолетах. Узнаю командира полка летчика-снайпера полковника Сергея Рассказова, военных летчиков 1-го класса подполковников Павла Подгузова, Юрия Корнеева... Вовсе не составляет никакого труда запомнить в лицо летчиков палубной авиации, выполняющих полеты с авианосца, их на сегодня, как они полушутя высказываются сами, меньше, чем космонавтов!
     Перевод самолета с помощью тягача с технической позиции на стартовую занимает несколько минут. Запуск двигателя, прогрев - и самолет начинает стремительно набирать скорость по направлению к трамплину полетной палубы. Еще мгновение - и первый оказывается воздухе. Форсаж – и в небо уходят второй, третий… Полеты над морем начались!
     Пройдя разными курсами вблизи «Адмирала Кузнецова», «сушки» взмывают вертикально вверх за облака, стремительно пикируют, устраивают на средних высотах «воздушный бой». И уже в конце - отработка посадки на корабль: сначала пролет над палубой без касания, затем шасси едва коснутся твердой поверхности. Только потом, включив посадочные огни и выпустив закрылки, самолет садится. Не успеваешь и глазом моргнуть, как происходит зацепление гаком за аэрофинишерный трос — и Су-33 замирает на палубе. Сел! За пару секунд самолет, двигавшийся со скоростью около 250 километров в час, сбрасывает скорость до полной остановки.
     Транспортер быстро откатывает самолет на техническую позицию, давая место для посадки следующего. Слышен гул - с кормы заходит второй самолет. Есть зацеп гаком!
     ВСЕ, кто имел возможность наблюдать в этот раз за полетами с наших надводных кораблей, стали свидетелями интересного зрелища. Мастерство летчиков-палубников оказалось выше всяких похвал. Теперь даже тем, кто наблюдал за полетами над морем впервые, не надо было объяснять, что такое высший пилотаж и какому риску подвергают свои жизни пилоты.
     План полетов выполнен полностью. Самолеты надежно крепят цепными тандерами к палубе до следующего летного дня. А курс кораблей авианосной группы - в Гренландское море. Хочется верить, что там – после Баренцева и Норвежского - взлетов и посадок с палубы авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» будет еще немало. Эта трудная дорога в небо над бескрайними просторами Мирового океана для палубных летчиков продолжится. Продолжится уже над Западным полушарием.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства