на главную страницу

12 Октября 2004 года

Планета людей

Вторник

За что Вашингтон грозит Бушеру

Сергей СУМБАЕВ.



«Иран – древняя страна, родина великой культуры с богатым наследием учения и прогресса. Будущее Ирана будет решаться народом Ирана. Прямо сейчас иранский народ справляется с трудными вопросами относительно того, как строить современное общество XXI века, которое одновременно является мусульманским, процветающим и свободным. Существует долгая история дружбы между народом Америки и народом Ирана. И если народ Ирана будет двигаться в будущее, определяемое большей свободой, большей терпимостью, то у него не будет лучшего друга, чем Соединенные Штаты Америки».
Эти слова, сказанные в июле 2002 года, принадлежат президенту США Джорджу Бушу-младшему. К тому времени отношений между Ираном и США не существовало почти четверть века. Нет их и сегодня. Интересы США в Тегеране представляет Швейцария. Иранские представители работают в США в специальном отделе посольства Пакистана.
Тегеран лежит на американской «оси зла», соединяя Ливию и КНДР. Иран считается чуть ли не основной целью для американских войск, как только они урегулируют ситуацию в Ираке. Более того, многие эксперты полагают, что оккупация Ирака была затеяна лишь для того, чтобы получить плацдарм для наступления на Иран.

     
Сослагательное наклонение

     Основные обвинения, которые выдвигает Вашингтон в отношении Тегерана, – разработка Ираном оружия массового поражения (ОМП). В июне этого года помощник госсекретаря США по вопросам разоружения и международной безопасности Джон Р. Болтон выступал на тему иранского ОМП перед конгрессменами из комитета по международным отношениям. В его выступлении как раз и были сформулированы претензии Вашингтона к Ирану.
     В частности, указывается, что Иран имеет закрытую программу по разработке и накоплению запасов химического оружия. Основанием для этих утверждений служит «Отчет 721» американского разведсообщества. В том же отчете говорится о возможной разработке Тегераном программы создания наступательного биологического оружия, в которой используются биотехнические материалы и оборудование двойного назначения.
     Однако упор все же делается на наличие у Ирана тайной программы по созданию ядерного оружия. В подтверждение этих обвинений приведены создание Тегераном каскада центрифуг для обогащения урана, нежелание сотрудничать с МАГАТЭ в полном объеме, стремление построить реактор на тяжелой воде и так далее.
     Одним из основных источников беспокойства для американцев стал и атомный реактор в Бушере, которой строится с помощью России. По расчетам Пауля Левенталя из Института ядерного контроля, реактор в Бушере способен будет производить в год около 250 кг плутония, что достаточно по меньшей мере для 30 атомных бомб.
     Недавно побывавший в Москве заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями Стивен Радемейкер уделил этому особое внимание. По его словам, США очень озабочены ядерной программой Ирана и считают, что Россия поставляет ему технологии. Однако Москва категорически опровергает эти утверждения, а Америка верит российскому Правительству. Поэтому Америка наказывает не российское Правительство, а лишь отдельные предприятия.
     США также обвиняют Иран в создании баллистических ракет. По словам Болтона, в разработке этого типа оружия Тегерану помогали предприятия, в том числе и государственные, из Северной Кореи, России и Китая. Известно также, что в отношении некоторых российских предприятий американцы ввели санкции за сотрудничество с Ираном и возможную передачу ракетных технологий.
     Вообще же у американцев основную озабоченность вызывают не иранские баллистические ракеты радиусом действия до
     1.300 км. Опять же Радемейкер по этому поводу предложил оценить расстояние до США, чтобы понять, почему ракет можно не бояться. Но заместитель госсекретаря выразил озабоченность тем, что «Иран поддерживает террористов, одна из террористических групп может приобрести у него ядерное оружие, и последствия такого теракта превратят 11 сентября и Беслан в незначительные происшествия».
     Следует отметить, что в июньском выступлении Болтона было слишком много оговорок. В частности, касательно возможности производства плутония в Бушере было сказано следующее: «Реактор находится под наблюдением МАГАТЭ, Иран и Россия обсуждают возможность соглашения о возврате отработанного ядерного топлива в Россию. Однако если Иран выйдет из Соглашения о нераспространении и денонсирует соглашение с Россией, в Бушере можно будет производить плутоний». Почему Иран должен выйти из всех соглашений, неясно.
     
Совет управляющих

     Обострение ситуации вокруг иранской ядерной программы началось в августе 2002 года и было инициировано американцами. Ссылаясь на данные иранских неправительственных организаций (то есть оппозиции, базирующейся в основном за границей), они заявили о секретной ядерной программе Тегерана.
     Заметим, что Иран имеет соглашение о сотрудничестве с МАГАТЭ, начавшим разбирательство. Был обнаружен ряд серьезных упущений. В частности, Иран неполно информировал агентство о ряде работ и закупок. К примеру, на протяжении почти 20 лет иранцы иногда по каналам «черного рынка» приобретали материалы и технологии для центрифужного обогащения урана. Проводились эксперименты по выделению плутония.
     Здесь необходимо пояснить, что при наличии к государству вопросов со стороны МАГАТЭ туда направляются инспектора. На основании их работы генеральный директор агентства делает доклад. Доклад публикуется за две недели до очередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, который собирается где-то три раза в год. И если Совет управляющих видит, что нарушения слишком серьезны, дело передается в Совет Безопасности ООН.
     В июне, сентябре и ноябре 2003 г., в марте, июне и сентябре 2004 г. Совет управляющих
     МАГАТЭ писал резолюции по Ирану. Но не было обнаружено фактов переключения мирной деятельности на военные цели. Несмотря на это, американцы при поддержке некоторых стран требуют передачи дел в СБ ООН.
     Но Россия и тройка ЕС по Ирану (Великобритания, Франция, Германия) все это время пытались договориться с Ираном и уладить дело мирным путем.
     По словам самих иранцев, развитие мощностей по обогащению урана им необходимо для самообеспечения топливом своих АЭС. Существует план строительства к 2020 году сети АЭС общей мощностью 7 тыс. МВт. Но пока что есть только недостроенная АЭС в Бушере.
     Есть также постоянный спор о том, что тройка ЕС заставляет Иран свертывать программу, в то время как сама не выполняет обязательства. Именно поэтому в июне нынешнего года Иран заявил о том, что он считает себя свободным от моратория на работы по обогащению урана. Кроме того, Иран подписал дополнительный протокол о сотрудничестве с МАГАТЭ, согласно которому серьезно, вплоть до нескольких часов сокращается срок уведомления о прибытии инспекторов агентства. Протокол подписан, но до сих пор Тегеран его не ратифицировал.
     
Топливо поедет назад

     Один из основных вопросов о возврате отработанного ядерного топлива в Россию частично был решен в минувшее воскресенье. В ходе визита в Иран министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова было принято решение о согласовании позиций сторон с целью скорейшего подписания соответствующего соглашения. Таким образом, возможно, что уже в 2006 году реактор будет запущен.
     Строительство атомного реактора Россией вызывает озабоченность не только из-за возможности создания ядерного оружия. Стоимость контракта — 800 млн. долл., за эту сумму можно бороться. Так же как и за иранский рынок в целом.
     Сергей Лавров также от имени МАГАТЭ призвал Тегеран добровольно приостановить все работы по обогащению урана. Однако иранский коллега Камаль Харрази отклонил призыв, заметив, что это «законное право Ирана заниматься ядерными исследованиями, в том числе и обогащением урана». В то же время Харрази сообщил, что Иран готов принять любой механизм контроля над своей программой. При этом формально Тегеран прав: обогащение урана и прочие опыты не запрещены соглашением о ядерном нераспространении. Мораторий на нее может быть только жестом доброй воли. Но ядерная программа – предмет национальной гордости и один из пунктов, по которому сходятся мнения реформистского правительства президента Мохаммада Хатами и консервативного парламента.
     Видимо, визит российского министра в Тегеран побудил некоторые антииранские СМИ опубликовать ряд заметок, в которых говорится о возможных способах ликвидации ядерной программы Ирана. Израиль и США рассматривают саботаж и диверсии как один из способов, чтобы если не уничтожить, то хотя бы приостановить программу.
     Возможны и бомбардировки реактора в Бушере. Тем более что имеется подобный опыт 1981 года, когда израильские самолеты нанесли удар по иракскому ядерному реактору в Осираке. А в этом году в июле израильский кнессет заявил, что ядерная программа Ирана – основная угроза Израилю. При этом Израиль понимает, что подобные заявления и действия могут серьезно осложнить отношения с Европой. Да и американцы вряд ли поддержат столь воинственную инициативу, понимая, что тем самым могут поставить под удар свои войска в Ираке.
     Кроме того, согласно сентябрьскому докладу Образовательного центра по политике нераспространения, «США и Израиль не располагают достаточной информацией о нахождении объектов атаки… Таким образом, Иран может уже иметь все необходимые мощности для воссоздания программы по созданию атомной бомбы, после того как известный реактор будет уничтожен».
     США вряд ли сейчас готовы к новой полномасштабной военной операции. Ирак и Афганистан отнимают и так достаточно сил и средств. Вряд ли что-то будет ясно и до конца президентских выборов, хотя и Буш, и Керри считают «КНДР и Иран основными угрозами для США».
     
Плюс личные амбиции

     И это при том, что нынешний Тегеран проводит достаточно мирную политику, если не считать поддержки палестинцев, в основном ограничивающейся организацией «Хезболлах». Даже наличие ядерного оружия вряд ли позволит Тегерану претендовать на роль сверхдержавы в регионе, особенно имея неподалеку ядерные Пакистан, Индию, Израиль и американские базы в Ираке.
     Взять хотя бы недавнее интервью Камаля Харрази американской телекомпании Си-эн-эн, когда он сказал: «Мы выступаем против ядерного оружия. Оно не входит в нашу стратегию обороны». При этом Харрази признал, что в стране имеются ракеты средней и большой дальности для защиты от возможных угроз.
     А вот отвечая на вопрос, как Иран отреагировал бы в случае удара Израиля по ядерным объектам, Харрази заявил: «Мы были бы в состоянии отреагировать. А каким образом - об этом я не хочу говорить».
     Да и отношения между Ираном и США иной раз кажутся довольно странными. К примеру, ни разу американцами не было сделано заявления, что мятежные иракские шииты получают поддержку от Тегерана. Хотя связи между единоверцами имеются. Но то ли они налажены не на должном уровне, то ли американцы по каким-то своим причинам не желают видеть иранский след в шиитском восстании.
     Или сообщение этой весной о том, что министр экономики и финансов Ирана Сафдар Хусейни, отправившийся вместе с генеральным директором центрального банка Ибрахимом Шейбани и председателем экономической комиссии Ирана Данешом Джафари в Вашингтон, поощрил иранских инвесторов в этой стране к капиталовложениям в Иран. Министр даже принял участие в работе заседания МВФ.
     Создается ощущение, что просто идет борьба за иранский рынок. Все-таки страна имеет достаточный потенциал, да и разведанные запасы нефти опять же четвертые в мире. И каждая страна пытается прорваться на рынок по-своему: кто-то — угрозами, кто-то — переговорами.
     Есть и еще несколько причин для США, чтобы подчинить себе эту страну. Иран способен угрожать нефтепромыслам и маршрутам транспортировки нефти в Персидском заливе и Аравийском море. Иран является одним из наиболее непримиримых противников Израиля – основного американского союзника на Ближнем Востоке.
     Наконец, причина, которая вполне может перевесить все остальные. США, особенно военное и политическое руководство, до сих пор переживают из-за проваленной в 1979 году операции по спасению заложников в американском посольстве в Тегеране. Об этом очень хорошо помнят в Вашингтоне. А, как известно, личные амбиции могут привести к самым непредсказуемым результатам. В конце концов и в Ираке Буш-младший сделал то, что по разным причинам не сделал его отец.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства