на главную страницу

13 Октября 2004 года

Корабли и люди

Среда

Подлодка «Вепрь»:
«МОЩЬЮ ЗА ОТЕЧЕСТВО!»

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



«Это исторический момент. Впервые российская атомная подводная лодка вошла в порт НАТО. Беспрецедентный визит для русских со времен Второй мировой войны...»
«Associated press» («Ассошиэйтед пресс»), 22 сентября 2004 года.

     
Подводный «охотник»


     В сумеречных океанских глубинах неслышно скользит черное тело субмарины с оскалом звериной морды на обтекателе гидроакустического комплекса. «Вепрь» — на подводной охоте...
     Думаю, кто знает, подтвердит: в природе вепрь силен, осторожен и хитер. Его даже хозяин тайги - уссурийский тигр - остерегается. Когда же вепрь выходит из логова на лесную тропу, под его поступью травинка не шелохнется, веточка не «выстрелит»...
     В полной мере «звериный» инстинкт наземного тезки вобрал в себя и «Вепрь» - атомоход третьего поколения проекта 971А (по натовской классификации «Akula-II»). Конструкторские бюро, разработчики отечественной морской техники и кораблестроители «Севмашпредприятия», на чьем стапеле родился подводный «охотник», внедрили ему чуткое «обоняние» гидроакустического комплекса, острые «клыки» ракетного и торпедного вооружения, неистощимую энергию атомного «сердца», титаническую силу оборотистой турбины. Словом, вобрав в себя еще на стадии проектирования кладезь новейших достижений в области радиоэлектроники, металлургии, турбиностроения, комплексной автоматизации и теории акустического поля, АПЛ «Вепрь» приобрела характеристики, сделавшие российский корабль достойным соперником американским многоцелевым подлодкам класса «Лос-Анджелес». Уровень шума, производимый атомоходами проекта 971, настолько мал, что серьезно затрудняет их обнаружение. Эти субмарины - самые быстрые из всех, входящих ныне в боевой состав ВМФ. Поэтому не зря западные военно-морские специалисты рассматривают их реальной угрозой стремлению флотов НАТО к технологическому превосходству в такой перспективной сфере, как акустическая скрытность.
     Думаю, здесь показателен эпизод из боевой биографии атомной подводной лодки «Волк», однотипной с АПЛ «Вепрь».
     В зоне абсолютного господства противолодочных сил ВМС США российский атомоход обнаружил и длительное время скрытно следил за новейшим американским подводным ракетоносцем типа «Огайо», направлявшимся в район боевого патрулирования. В Соединенных Штатах стратегические подлодки этого класса считались практически недосягаемыми для гидроакустических станций субмарин противника, а к возможности скрытного слежения за ними, по крайней мере в своем районе, военные специалисты США вообще относились скептически. В итоге престиж американских подводников получил ощутимый удар, а сам факт обнаружения ПЛАРБ послужил поводом для конкретных «оргвыводов» на Капитолийском холме. При этом командование ВМС, ссылаясь на «русскую подводную угрозу», затребовало у Конгресса США немалые ассигнования на увеличение численности новых ПЛА типа «Си Вулф» - уже четвертого поколения. А командир АПЛ «Волк» Алексей Буриличев - ныне контр-адмирал, заместитель начальника штаба Северного флота - стал Героем России.
     Так что, резюмировал один из знакомых подводников, «правильные» исторические корни у «Вепря», в прочный корпус которого Северный флот вдохнул еще и достойную «душу»: сформировал экипаж, создавший прекрасные традиции, в чьей череде «Вепрь» всегда должен быть отличным кораблем, а если уж офицеры уходят с него, то исключительно на повышение. Все это сулит долголетие глубинным дорогам «Вепря». В том числе и по результатам предстоявшего российско-французского учения, посвященного безопасному плаванию подлодок за пределами территориальных вод.
     Призраком во тьме кралась под пологом арктических морей атомная субмарина «Вепрь», держа курс на северо-восток Атлантики. И «душа» ее принадлежала флоту, а вот действия в пути - уже самой Истории.
     
«Командир от Бога!..»

     Дорога капитана 1 ранга Юрия Кириченко к командирскому перископу атомной подлодки оказалась тернистой. Правда, поначалу ничто не предвещало мытарств. После десятилетки в брянском селе Рогово, как и загадывал, поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Считал, что штурманский факультет - это верная дорога в подплав, который приглянулся Юрию еще на третьем курсе. После курсантской практики в легендарной Западной Лице парень ни о чем ином, кроме как о службе на субмаринах, не мечтал. Поэтому и в Гремиху по выпуске лейтенант Кириченко летел как на крыльях, без оглядки: уж где-где, а на тамошней флотилии АПЛ обязательно сыщется для него заветное место инженера электронавигационной группы. Однако «кадры», как известно, решают все либо... ничего. И в отношении Юрия «ничего» прозвучало сродни приговору: надводный корабль, бригада охраны водного района (ОВР).
     «Судьба выбросила коленце. Смирись да и служи, насколько хватит духа, желания и терпения. Не ты первый, не ты последний», - возможно, именно так советовали молодому лейтенанту вновь обретенные коллеги. Однако лейтенант Кириченко советам «бывалых» не внял, не смирился и руки не опустил. А, регулярно нервируя штаб бригады ОВР рапортами о переводе в подплав, начал усердно править службу: вначале - на сторожевом корабле, затем - на малом «противолодочнике». Служил достойно: за три года поднялся до помощника командира МПК. И в конце концов командование не без досады, но все-таки удовлетворило очередной рапорт настырного офицера о переводе на атомоходы.
     В соединении АПЛ Кириченко начал командиром штурманской боевой части на втором экипаже подлодки, затем в течение полутора лет был помощником командира, после чего - старпомом на «Вепре». И старожилы дивизии сразу же отметили как факт, что «пришлый» офицер-надводник очень быстро сдал на допуск к самостоятельному управлению лодкой. Это, несомненно, стало окончательной «пропиской» Юрия в подплаве.
     Позже, закончив высшие специальные офицерские классы в Санкт-Петербурге, капитан
     2 ранга Кириченко возвратился в ставшее родным соединение с назначением командиром атомной подводной лодки «Пантера», которая находилась в ремонте в Северодвинске. Затем, с апреля 2002 года, тридцатичетырехлетний капитан 1 ранга Юрий Кириченко - уже командир «Вепря».
     С кем бы ни говорил в дивизии о Юрии Алексеевиче, все единодушно констатируют: то, что Кириченко стал командиром АПЛ, - закономерность. К этому он шел, этого добивался. Причем без чьей-либо «помощи», исключительно благодаря личным качествам: характеру, знаниям, отношению к службе.
     - Для меня большая ответственность и честь, - рассказывает капитан 1 ранга Юрий Кириченко, с которым удалось встретиться накануне похода, - командовать «Вепрем», одной из самых мощных и малошумных подводных лодок третьего поколения ВМФ, с которыми наш вероятный противник однозначно вынужден считаться.
     Не секрет, что основные черты «характера» экипажа закладываются еще при его формировании. Однако командирское стремление все задачи выполнять успешно, чтобы экипаж был на хорошем счету через призму ратного труда, - это главенствующее, что в конечном итоге и выковывает стержень коллектива. Поэтому если размышлять о роли Кириченко как личности в истории своего экипажа, то, отмечает заместитель командира соединения по воспитательной работе капитан 1 ранга Андрей Дмитраш, традиции экипажа и требования командира «Вепря» находятся в удачной взаимосвязи друг с другом, многогранном логическом комплексе.
     Один из ветеранов, принимавший АПЛ «Вепрь» у промышленности, поделился: «все в подплаве зависит от того, насколько подводники любят корабль, как к нему относятся. Чем ближе ты к подлодке, тем лучше ее материальная часть и качество выполнения поставленных задач. Так всегда было на «Вепре». И отрадно, что Юрий Алексеевич, уже третий наш командир, очень любит свой корабль».
     Более того, капитан 1 ранга Кириченко хорошо знает специфику всех боевых частей. Стремится, чтобы материальная часть находилась в строю, а если вдруг и «посыпалась», то в максимально короткий срок была восстановлена. Причем всегда на АПЛ заботами командира есть необходимый ЗИП, запас продуктов. Например, перед нынешним походом Юрий Алексеевич лично обращался в продовольственную службу Северного флота, чтобы к тем разносолам, которые уже загрузили на лодку, дополучить еще. Так сказать, для лучшего разнообразия подводного меню. Или пример с формой одежды: благодаря шефским связям с Череповцом перед плаванием североморцам прислали триста с иголочки комплектов рабочего платья «РБ». Завод «Азот» подарил на швартовую команду спецодежду: теплые брюки и куртки с подстежкой. Кроме того, для экипажа шефы пошили зимние утепленные куртки с гербом АПЛ. А если вспомнить, что Кириченко персонально о краске для корабля и новых швартовых концах договаривался, то станет ясно: ему небезразлично, как будут выглядеть его экипаж и лодка. Возможно, кто-то хозяйственную жилку в Юрии Алексеевиче аргументирует в первую очередь стремлением идти в ногу с аксиомой: мол, по одежке встречают. Однако более логично, на мой взгляд, приложить здесь иное утверждение: человек, который следит за собой, следит и за своими делами.
     Но жизнь иногда показывает, что человек может быть идеальным хозяйственником, однако «профи» - нулевым. Каков же из Кириченко подводник? Ведь лодки семейства «барсов» - это корабли широкого спектра применения. И способности каждого члена экипажа должны соответствовать их возможностям.
     - Даже со скидкой на еще продолжающийся процесс командирского становления, - рассказывает заместитель командира соединения капитан 1 ранга Владимир Воротников (у которого, кстати, Кириченко был в свое время старпомом), - Юрий Алексеевич - на сто процентов подводник от Бога. Начиная с элементов швартовки, отхода от пирса, подхода к нему. А тем более - плавание под водой. Что же касается командирского стиля в море, то и он своеобразен. Я уже без малого четверть века служу в подплаве, многих командиров лодок знал, со многими ходил в походы, сам был командиром. Так вот: есть командиры, которые, к примеру, при маневрировании либо выходе в торпедную атаку не прислушиваются к рекомендациям боевого корабельного расчета, а действуют исключительно на свой страх и риск. А есть и такие, которые, наоборот, на себя не надеются, а слушают всех. Кириченко же делает все в комплексе: слушает рекомендации боевого информационного центра и, основываясь на собственных знаниях, вырабатывает уже единственно верное командирское решение.
     Более того, Юрий Алексеевич не боится груза ответственности: если принял решение, выполнит. Настойчивости ему не занимать. Хотя может пойти и на компромисс. Но исключительно ради пользы дела.
     - Он не из тех людей, - говорит капитан 1 ранга Андрей Дмитраш, - которые боятся высказать свою позицию. Даже если она не стыкуется с изначальными выкладками, Кириченко все равно сумеет аргументированно доказать свою правоту.
     Вероятно, именно таким и должен быть командир современной АПЛ, прозванной в НАТО за ее скоростные характеристики «подводным истребителем».
     - Ну, здесь круг обязанностей очень широк, - рассказывает капитан 1 ранга Юрий Кириченко. - Командиру прежде всего нужно любить свою подлодку, морскую службу и поддерживать боевую готовность атомохода. Он должен заботиться о личном составе и воспитывать его в духе преданности кораблю, службе во благо России. Кстати, таков же и девиз экипажа «Вепря» - «Мощью за Отечество!»
     А еще у подводников Юрий Алексеевича есть «марка», которая, по словам того же командира, заключается прежде всего в организации подводной службы, культуре содержания подлодки, «поиске, слежении и торпедной атаке». Словом, в успешном использовании корабля по прямому предназначению, как говорится, на полную катушку его тактико-технических возможностей.
     Сейчас капитан 1 ранга Юрий Кириченко находится в своем первом командирском походе. Ему, образно говоря, и карты в руки. Даже заместитель командира соединения капитан 1 ранга Владимир Воротников, старший на борту АПЛ «Вепрь», заверил, что вмешиваться в действия Кириченко не станет.
     единения капитан 1 ранга Владимир Воротников, старший на борту АПЛ «Вепрь», заверил, что вмешиваться в действия Кириченко не станет. Еще бы: в рейтинге дивизии АПЛ Северного флота экипаж Юрия Алексеевича, в котором, кстати, нет военнослужащих, проходящих службу по призыву, - один из тех, кто способен успешно выполнить задачу длительного океанского плавания. И, на мой взгляд, огромная заслуга командира в том, что его подводники готовы вписать золотую строку в историю отечественного подплава - совершить первый визит российской АПЛ не просто в иностранный порт, а в главную военно-морскую базу государства - участника блока НАТО.
     
«Глаза и уши» субмарины

     Командир радиотехнической боевой части АПЛ «Вепрь» капитан 3 ранга Александр Мазур о себе сказал коротко: потомственный кубанский казак. Родился в краснодарском селе Воронцовка Ейского района. Но это если взять генеалогические корни. А в жизни вышло, что отец - военный моряк, мичман - местом службы выбрал Тихоокеанский флот, и пришлось казачьему семейству Мазуров на долгие годы избрать «малой родиной» заповедный Дальний Восток. Там Александр окончил среднюю школу, поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова. А по выпуске...
     - Еще в училище мечтал попасть в подплав, - рассказывает капитан 3 ранга Мазур. - Нравится сплоченность в коллективе атомной подводной лодки, где вместе побеждают или погибают. Словом, экипаж - одна семья. И, на мой взгляд, лучше «Вепря» лодки нет и быть не может.
     А уж в этом-то офицер имел и время, и возможность убедиться. Потому что пять с лишним лет назад именно на АПЛ «Вепрь» распределили молодого лейтенанта Александра Мазура. И в ее прочном корпусе он сделал первые шаги в качестве инженера гидроакустической группы БЧ-7, приведшие его в конечном итоге к должности командира боевой части. За плечами Мазура боевая служба. В свое время лучший неакустик на Северном флоте. Какими видит перспективы? Однозначно и дальше оставаться в подплаве.
     - Планирую окончить высшие специальные офицерские классы и достичь командирских высот, - делится сокровенным Александр. - Ведь в роду офицеров, кроме меня, нет. Поэтому земляком в селе гордятся: «А Сашка-то - подводник!» Радуются, когда приезжаю в отпуск. Праздник в доме, на который стремятся попасть чуть ли не все односельчане. К кому ни приду в гости, сразу вопрос: «Как там на флоте?» Когда погиб «Курск», это стало трагедией для Воронцовки. Мою маму чуть на руках не носили - мать подводника! Успокаивали ее, переживали. В наших весях это еще осталось. Словом, казачья станица.
     К совместному российско-французскому учению БЧ-7, по словам ее командира, «готова на сто процентов». «И вообще, — акцентировал Александр, — у меня, в радиотехнической боевой части, все - классные специалисты». А иначе и быть не может. Ведь они не просто структурное подразделение в экипаже, а, фигурально выражаясь, «глаза и уши» субмарины. Тут уж, как говорится, честь обязывает.
     - Основное звено в БЧ, - рассказывает капитан 3 ранга Мазур, - это, конечно, командиры гидроакустической группы капитан-лейтенант Юрий Гаврилов; вычислительной - капитан-лейтенант Денис Шуротин - первоклассный специалист, «компьютерный мозг» боевой части, и радиотехнической - старший лейтенант Александр Алексин, он - неакустик. Нас еще более сплотила подготовка к походу: ведь предстоит важное мероприятие. Уверен в каждом из подчиненных. И поставленные задачи выполним полностью.
     
На связи - «подводный мир»

     Вот уж поистине неисповедимы пути господни в подплаве. Но факт остается фактом: командир боевой части связи капитан 3 ранга Александр Кузенков до многоцелевого «Вепря» целых шесть лет прослужил командиром группы БЧ-4 в экипаже ракетной подводной лодки стратегического назначения «Рязань» - у капитана 1 ранга Тагира Каяева. «И чему здесь, собственно, удивляться?» - спросит иной читатель. Да просто сколько ни приходилось писать об экипажах РПЛСН, всегда - будь то «красная линия» в рассказе либо параллельная сюжетная канва - проходило такое понятие, как «философия стратега», которую, как убеждали ракетчики, «они не собираются никогда менять на рутину «многоцелевиков», чья участь - холерически рыскать в глубинах в поиске «добычи». Совсем же иной коленкор - меланхолично дефилировать в «стартовом коридоре», имея в ракетных шахтах полную загрузку, и под неспешный шаг винтов «грезить о судьбах мира сего». А для дела такого и люди нужны спокойные, обстоятельные, выдержанные в поступках и решениях: землю на атомы щепить - это не торпедами палить, как Сергеич в «Национальных особенностях...» из «ремингтона». Словом, «стратег» - это призвание, если хотите, - диагноз. И коль пришел на стратегические лодки, то, образно говоря, умри, но «баллистике не измени». А тут...
     - Все до банального просто, - улыбаясь в ответ на мою шутливую тираду, рассказывает Александр. - Нужно было дальше расти. Предложили командиром боевой части на многоцелевую лодку, и вот уже год, как служу в экипаже «Вепря». Конечно, разница есть: коллектив здесь гораздо меньше, чем на «стратеге», боевая часть также немногочисленна. А вот ответственности побольше: пока там кто-то находится в «стартовом коридоре», оберегаем его от потенциального «хвоста». Поэтому не жалею, что перешел на «Вепрь». Подводники в боевой части подготовленные, грамотные. Материальная часть в строю. И выражение «потеря связи - потеря управления» - это не про нас.
     Родом капитан 3 ранга Александр Кузенков из деревни Кривячка, что в Костромской области. В семье, кроме него, кадровых военных нет. Правда, дедушка был летчиком, стрелком-радистом. И Саша, считая себя также своего рода радистом, говорит, что дед ловил радиосигналы в воздушном океане, а он - в подводном мире. Хотя изначально и не предполагал, что свяжет судьбу с подплавом. Семь лет назад, аккурат перед выпуском из Калининградского высшего военно-морского училища, был курсантом на стажировке в заполярном гарнизоне подводников Гаджиево. До этого все практики - на надводных кораблях, но увидел субмарины - и, что называется, «запал» на лодки. Поэтому после окончания училища решил посвятить жизнь подводному флоту.
     - На учениях, - говорит капитан 3 ранга Александр Кузенков, - БЧ-4 готова выполнить все поставленные задачи, одна из которых - установление радиосвязи с атомной подлодкой ВМС Франции и надводными кораблями. В лучшую сторону хочу отметить командиров групп - капитан-лейтенанта Владимира Водопьянова и старшего лейтенанта Андрея Денисова. Исключительно ответственные офицеры, грамотно обучают подчиненных - мичманский состав. Я полностью уверен в их подготовке.
     Еще Александр рассказал, что для него подлодка - это маленький дом, автономный городок, где все есть и можно не всплывать по два-три месяца. Его «заведование» - связующая нить с «берегом». И все новости с родины первыми узнают, конечно же, связисты. Поэтому всегда чувствуешь ответственность, чтобы вовремя и качественно принять сеанс связи и передать «радио». А получить «квитанцию» - свидетельство того, что «берег» тебя услышал и понял, - это для командира боевой части сродни вздоху облегчения: они сработали четко!
     После этого доклад в ЦП: «Командир, «квитанция» получена».
     И приятно услышать в ответ всего лишь слово: «Добро!»
     
«Мы с тобой - одной крови!»

     Честно говоря, не часто, а уж если следовать исторической правде, то и достаточно редко, однако все же слышал, как отдельные командиры лодок, в основном выходцы из «люксов» (представителей всех боевых частей, кроме электромеханической), вполне серьезно шутят, выражая таким образом свое саркастическое отношение к БЧ-5: мол, перед реакторным отсеком лодка заканчивается, а дальше идут винты...
     - Ну нет. Это абсолютно не про нашего командира, - рассмеявшись, отвечает командир дивизиона движения БЧ-5 капитан 3 ранга Геннадий Калмык. - Юрий Алексеевич регулярно, даже, может, чересчур часто ходит в корму. И не только поверхностно изучает «железо», а, образно говоря, вникает в него. Так что БЧ-5 - отнюдь не «золушка» в экипаже «Вепря», который точно знает: после третьего отсека еще далеко до винтов. В море подводники всегда отрабатывают в кормовых отсеках борьбу за живучесть...
     Родом Геннадий Ферапонтович из Молдавии. В 1996 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского, куда успел поступить еще до развала Советского Союза. После выпуска попал в дивизию АПЛ на должность инженера группы БЧ-5 «Леопард». Через четыре года назначили на АПЛ «Вепрь». Затем командиром дивизиона послужил на «Волке», а после вновь вернулся на уже ставший родным «Вепрь».
     Признался, что те, для которых подплав, в общем-то, потемки, частенько спрашивают его: мол, лодки вашего проекта называют «подводными истребителями», не чувствует ли он себя эдаким «подводным летчиком»? Геннадий только пожимает плечами и отвечает неопределенно: «Наверное». Хотя (а вот это уже сугубо личное), когда «Вепрь» полным ходом «летит» вперед, говорит, адреналин в крови повышается: ведь такую громадину движет в подводном положении. Особенно скорость чувствуется в замкнутом пространстве кормовых отсеков.
     - Насколько привередливо атомное «сердце» подлодки? - переспрашивает комдив и, на мгновение задумавшись, неспешно отвечает: - Смотря как обращаться с ним. Чем дольше служу, тем больше понимаю, что с ним нужно обращаться на «вы» - техника не любит панибратства. Есть ритуал ввода реактора, но я о нем не скажу. Подводники - суеверный народ. Пусть это будет сокровенным.
     В дивизионе движения, по словам Калмыка, служит много людей, так же, как и он, преданных лодочному «железу». Например, командир группы дистанционного управления капитан 3 ранга Юрий Григорьев. Начинал со «стратега», был комдивом, но после вывода лодки из боевого состава ВМФ попросился на корабли их соединения. Кстати, у него восемь боевых служб на АПЛ второго поколения.
     А старший мичман Эдуард Чичерин, имея пять дальних походов, десять лет прослужил в штурманской боевой части лодки. Однако любовь к механике взяла свое: попросился в дивизион движения - старшиной реакторного отсека. Очень бережно относится к своему «заведованию». И таких людей еще поискать: добросовестный мичман, хороший человек и, со слов командира лодки, - «гордость экипажа».
     - В чем вижу смысл жизни, сидя за пультом управления реактором? - Геннадий Ферапонтович отвечает, как показалось, не столько на мой вопрос, сколько самому себе. - Сложно объяснить: любовь к лодкам, перемешанная с гордостью за эти грозные существа. Это ведь все то, чем живет человек из подплава. И в каждом экипаже есть что-то такое, что связывает его с «железом». Особенно после частых походов, когда даже металл «устает», начинает «хандрить», но ты его все равно побеждаешь, заставляя и дальше служить людям. Порою вспоминаю слова Киплинга: «Мы с тобой одной крови - ты и я!» Можно даже погладить его иной раз в знак благодарности. Вот такие смешанные чувства к «железу» у людей в «корме».
     Капитан 3 ранга Геннадий Калмык также уверен, что и работать с «железом» дано не каждому. А оно ведь чувствует отношение к себе, поэтому и отплачивает сторицей каждому по заслугам. Вообще в природе людей, влюбленных в «железо», не так уж и много, однако у Калмыка они все такие. Начиная с мичманов и заканчивая офицерами. У самого же комдива ни разу не было даже мысли сказать: мол, «все, прости, «железо» - больше не могу». Как, впрочем, и не случалось, чтобы командир кричал на пульт главной энергоустановки:
     - «Управленцы», где полный ход?..
     
«Здравствуй, Франция! Честь имеем!»

     В море «Вепрь» уходил с особым настроением: впервые в истории отечественного подплава он шел с визитом в порт страны блока НАТО. И Северный флот был уверен, что каждый из членов экипажа сделает все от него зависящее в дальнем походе, на совместном российско-французском учении, чтобы с честью представить Россию, достойно продемонстрировать Андреевский флаг. Более того, все ощущали ту огромную ответственность, которая легла на экипаж во время стоянки корабля в Бресте, где каждый моряк «Вепря» был на виду. За североморцами через прессу и телевидение пристально следили тысячи и миллионы глаз, которые, по словам капитана 1 ранга Андрея Дмитраша, наконец-то должны были узнать и понять, что русские - это не только те, кто имеет виллы на Лазурном берегу. Это еще и прекрасные люди, большей частью - романтики, которые служат на современной подлодке, преданы профессии защитника Отечества, знают свое дело и любят родной корабль. Капитаны 2 ранга Андрей Марченко и Дмитрий Маловица, капитаны 3 ранга Дмитрий Куманцов и Александр Кузенков, капитан-лейтенанты Антон Котлячков и Владимир Водопьянов, старший лейтенант Владимир Авдошин, старшие мичманы Эдуард Чичерин, Сергей Васильев, Султан Хамраев, Алексей Муртищев и Андрей Леляков, старшина 1-й статьи Сергей Павлюткин, старшина 2-й статьи Григорий Шужин и другие. Именно они - истинное олицетворение того, что и называют на Западе «загадочной русской душой», - сошли на причал в Бресте и, отдав воинское приветствие Андреевскому флагу, гордо сказали:
     - Здравствуй, Франция! Честь имеем!..
     ...А утро 22 сентября «Вепрь» встретил всемирно известным. Полосы ведущих французских и европейских печатных изданий пестрели заголовками: «Визит российской субмарины в Брест: впервые в истории», «Исторический визит российских военных кораблей», «Визит российской АПЛ во Францию». И общим во всех сенсационных материалах было одно, главное, ради чего, собственно, совершили подводники трехтысячемильный поход сквозь штормовую Атлантику и успешно выполнили задачи совместного российско-французского учения: «Дружественный визит проходит в рамках развития добрых отношений между флотами двух великих морских держав».
     

На снимках: атомная подводная лодка «Вепрь» в дальнем походе; командир АПЛ «Вепрь» - капитан ! ранга Юрий КИРИЧЕНКО, старшина команды электриков старший мичман Султан ХАМРАЕВ. Фото автора.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства