на главную страницу

15 Октября 2004 года

Взгляд на проблему

Пятница

Ненаучные опыты

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



Кажется, уже созданы все предпосылки для того, чтобы систему военного образования привести в соответствие с реалиями военной организации государства и адаптировать к современным стандартам российской высшей школы, а в перспективе – единого европейского пространства высшего образования. Его формирование к 2010 году предусмотрено Болонским процессом, к которому присоединилась и Россия.
Но может случиться, что некоторые военные училища и даже академии так и не «дотянутся» до европейского уровня.

     
Первый звонок

     В прошлом году новацией для военных вузов стали процедуры государственной регламентации образовательной деятельности: регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация. К сожалению, не все вузы оказались к этому готовы. На первом этапе государственной регламентации из 77 вузов только 39 прошли все процедуры успешно.
     К числу наиболее актуальных проблем, как считается, относится снижение уровня военно-профессиональной подготовки выпускников, неудовлетворительное материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности вузов, отток молодых, перспективных ученых в масштабах, превышающих их подготовку. В качестве одного из «лекарств» решено было прописать оптимизацию вузов и сокращение перечня реализуемых в них специальностей.
     Однако благие намерения, как это часто бывает, то ли не поняты исполнителями, то ли поняты превратно. Вместо выполнения комплекса научных исследований по важнейшим направлениям реформирования военного образования появились скороспелые предложения: сократить, перевести, объединить… Причем цели и задачи этого кавалерийского наскока на устоявшуюся за десятилетия вузовскую структуру никто не объясняет. А там, где не хватает информации, появляются слухи. О том, насколько близки они к действительности, свидетельствует письмо академиков Российской академии наук, направленное Президенту РФ Владимиру Путину.
     Вице-президент РАН, директор Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева академик Н. Платэ, заместитель главного ученого секретаря президиума РАН академик Б. Мясоедов, а также еще шесть членов РАН – руководителей институтов и университетов — выразили крайнюю озабоченность научной общественности России планами вывода из Москвы и Санкт-Петербурга ведущих военных академий с целью, как они пишут, «освобождения столиц от военных».
     
Прогноз ученых

     Перемещение военных академий, считают известные в стране деятели науки, предполагается осуществить на площади бывших училищ, дислоцированных в районных и областных центрах. При этом следует отметить, что в этих городах отсутствует материальная база, необходимая для размещения столь крупных научных и образовательных структур, нет специализированных научных и информационных центров, нет соответствующей инфраструктуры для функционирования академий, как, впрочем, и приемлемых социальных условий. Даже организаторы перевода соглашаются с тем, что он приведет к потере до 95 процентов профессорско-преподавательского состава. Таким образом, перемещение равносильно ликвидации самого вуза.
     Прогноз последствий перевода неутешительный, утверждают ученые. Будут приостановлены и в большинстве случаев прекращены специальные исследования в оборонной области, проводимые совместно с Российской академией наук и другими научными центрами. Прервутся налаженные связи между военной и фундаментальной наукой. Будут безвозвратно утрачены научно-педагогические школы этих академий, на подготовку которых ушли десятилетия и миллиарды рублей государственных средств.
     Академики РАН указывают на реальную опасность существенного снижения интеллектуального уровня кадрового состава Российской армии. Затраты на военное образование перестанут соответствовать качеству выпускаемых офицеров, поскольку образовательный процесс будет оторван от достижений современной науки. Произойдет фактическое уничтожение адъюнктуры и докторантуры, что подорвет основу подготовки научно-педагогических кадров вузов и научных центров Вооруженных Сил и исключит возможность их государственного лицензирования и аттестации.
     Насколько же реальны опасения светил российской науки за судьбу военных академий? Определенно можно готовить лишь о судьбе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, которая, можно сказать, почти предрешена. Уже создана рабочая группа, которая должна подготовить и согласовать проект постановления Правительства РФ о реорганизации Костромского высшего военного командно-инженерного училища РХБЗ в Военную академию РХБЗ. Иными словами, академию из Москвы планируют переместить в Кострому.
     Отдано и соответствующее распоряжение – направить основные усилия на перевод академии в полном составе к сентябрю 2005 года в этот областной центр.
     
Переезд: история

     Философы древности утверждали, что в одну реку нельзя войти дважды. Как они ошибались! История полна повторениями, а мы, неблагодарные, не торопимся извлекать уроки из прошлого.
     Без малого полвека назад академики И. Кнунянц и М. Дубинин обратились к Маршалу Советского Союза Ворошилову с таким письмом: «Дорогой Климент Ефремович! В связи с решением о передислокации Военной академии химической защиты Вашего имени из г. Москвы в г. Калинин мы решили вновь обратиться к Вам с просьбой, так как первое наше письмо из Вашей канцелярии было передано на рассмотрение Главкомата Сухопутных войск Маршала Советского Союза тов. Малиновского, который, по нашему мнению, не принял рационального решения…» (сохранена стилистика оригинала. – Авт.).
     Из первых же строк становится ясно, о чем идет речь. Остановимся на некоторых тезисах.
     «Несмотря на оставление в силе решения о передислокации академии маршал Малиновский, по-видимому, оценил трудности, связанные с переездом академии, что выразилось в указании о строительстве дополнительно двух жилых корпусов и казармы. Однако это не решает даже жилищного вопроса».
     «Академия располагает лабораторным фондом, сложнейшей химической и радиохимической аппаратурой, специальными подземными бетонированными камерами… Академия свободно вмещает в себя большое химическое высшее учебное заведение и научно-исследовательский институт (площадь лабораторий свыше 11 тысячи квадратных метров)».
     «Академия тесно связана со всеми научно-исследовательскими институтами Москвы, в том числе и институтами Академии наук, что обеспечивает решение поставленных задач на высоком научно-теоретическом уровне с использованием всех современных методов исследования. В результате этой тесной связи академии предоставляется возможность использовать в научно-исследовательской работе уникальное оборудование институтов Академии наук СССР и других научных специальных учреждений».
     «Профессора и доктора наук академии принимают активное участие в научной жизни страны, состоят членами ученых советов многих московских учебных и научно-исследовательских институтов, членами редакционных коллегий научно-технических изданий, а также руководят выполнением ряда научных тем в научно-исследовательских институтах и многочисленных химических производствах».
     «Научная деятельность академии требует снабжения специфическими реактивами и хладагентами (жидкий азот, жидкий воздух, жидкий кислород и др.), без которых немыслимо ни обучение слушателей, ни выполнение тем научно-исследовательских работ. Перевод академии в г. Калинин фактически приведет к прекращению ее научно-исследовательской деятельности на многие годы в области военной химии и к снижению уровня преподавания».
     Далее академики объясняют причины: в Калинине нет зданий, удовлетворяющих минимальным требованиям научного химического учреждения, нет производства хладагентов, нет химической промышленности, научных и высших учебных химических заведений, наконец, специалистов для привлечения к работе в лабораториях, виварии и других подразделениях.
     «Перевод академии, - писали ученые полвека назад, - не соответствует интересам государства, так как фактически приведет к ее ликвидации. Если имеются основания для ликвидации академии, то это целесообразно сделать в Москве без затрат огромных дополнительных средств (около 30 миллионов рублей). Общее отставание химической науки и военно-химической службы на фоне других родов войск еще более усугубится прекращением научно-исследовательской работы в академии на длительный срок, что, казалось бы, в первую очередь должно быть понятно начальнику Химических войск, настаивающему на переводе академии. Цель переезда до сих пор не удалось сформулировать, она остается неясной для всей научной общественности…»
     Это обращение ученых, очевидно, возымело действие. Академию химзащиты оставили в столице. Сегодня к аргументации в пользу такого решения видные деятели науки добавляют новые тезисы.
     
…И современность

     По мнению директора Института химической физики
     им. Н.Н. Семенова РАН академика А. Берлина, директора Института элементорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН академика Ю. Бубнова, директора Института физиологически активных веществ РАН академика Н. Зефирова, директора Института физической химии РАН академика А. Цивадзе, ректора Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева академика П. Саркисова и многих других ученых и руководителей научных учреждений, передислокация Военной академии РХБ защиты не соответствует положениям «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года». Особенно в той ее части, где говорится, что «интеграция науки и образования является важнейшим фактором сохранения и подготовки кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, в проведении научных исследований». А налицо попытка скорее отделить образование от науки.
     30 марта 2002 года Президент РФ Владимир Путин утвердил приоритетные направления развития науки, технологий и техники. В перечень критических технологий вошли «Базовые и критические военные и специальные технологии», «Обезвреживание техногенных средств» и другие. Всем этим активно занимаются ученые Военной академии РХБ защиты совместно с коллегами из других научно-исследовательских и образовательных институтов.
     Не следует забывать также реалии дня. Речь идет о возрастании террористических угроз радиационного, химического и биологического характера. Это особенно актуально для такого мегаполиса, как Москва. Военные ученые из Академии РХБЗ разработали средства контроля и предупреждения о наличии опасных примесей в атмосфере. Результаты их труда используются повсеместно, в том числе и в Кремле. Академия – единственный в стране вуз, имеющий опыт и лабораторную базу для работы с веществами любой категории опасности. Здесь создан отдел научной поддержки отряда чрезвычайного реагирования Войск РХБЗ, деятельность которого ориентирована на Москву и Московскую область. Здесь же находится и единственная в стране лаборатория, аккредитованная в числе десяти других лабораторий из 45 стран мира в Международной организации по запрещению химического оружия.
     
Портрет в интерьере

     Сам адрес Военной академии в Москве способен сказать о многом. Это бывшие казармы Ее Величества Фанагорийского Суворовского полка. С 1932 года именно в них располагается Академия РХБЗ.
     Сегодня академия – это более 70 тысяч квадратных метров помещений различного назначения, в том числе 30 тысяч – учебно-лабораторная площадь. Здесь осуществляют научную и преподавательскую деятельность десятки профессоров, сотни докторов и кандидатов наук. В подавляющем большинстве – уволенные в запас офицеры, сугубо гражданские люди. Это не исключение, а правило. Сегодня в военных вузах сосредоточено около 70 процентов научного потенциала Министерства обороны. Средняя укомплектованность учеными составляет лишь 58 процентов. 45 процентов преподавателей – офицеры запаса и в отставке, среди ученых 72 процента докторов наук – гражданский персонал.
     Обменять московскую квартиру на общежитие в Костроме никто из ветеранов академии не согласится, каким преданным науке и педагогике он бы ни был. Сейчас они обучают и руководят научной работой около двух сотен курсантов, более двухсот слушателей-офицеров. 74 человека обучаются в адъюнктуре и докторантуре Военной академии. Еще более сотни офицеров проходят обучение на академических курсах. Как без потерь для научного процесса перевести их из академической лаборатории в помещения бывшей школы рабочей молодежи?
     Лаборатории академии располагают уникальной аппаратурой. Стоимость только одного из ее компонентов - химико-аналитического комплекса, предназначенного для анализа токсических химикатов, составляет около 800 тысяч долларов. Но подлинное сокровище – научная библиотека, которая, по замыслу организаторов переезда в Кострому, должна остаться в Москве. Нетрудно предугадать последствия ее отделения от обучаемых. Передислокация вуза, по мнению ученых, нанесет серьезный урон реализации Доктрины радиационной, химической и биологической защиты, утвержденной в декабре 2003 года.
     
Академию – в школу рабочей молодежи

     Сегодня у слушателей и профессорско-преподавательского состава накопилось много вопросов по поводу организации научной и образовательной деятельности в областном центре. Химических предприятий в Костроме нет, следовательно, отсутствует и специализированная сеть снабжения химическими реактивами, лабораторной посудой, оборудованием, которое сейчас завозится в Москву оптом для всех НИИ, вузов и химических производств.
     В Костроме нет производства хладагентов. Как вести жидкий воздух за тридевять земель или пусть даже из соседней области, загадка со множеством неизвестных.
     В Костроме нет питомника лабораторных животных, нет вивария и нет специалистов, умеющих обращаться с подопытными животными.
     Еще в Костроме нет специализированных организаций, имеющих и поддерживающих библиотеку штаммов микроорганизмов, нет питательной среды и специального оборудования для микробиологических исследований. Нет химической библиотеки, нет стеклодувного цеха и специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.
     Одним словом, в Костроме многого нет. Уже сейчас, после передислокации родственного училища из Тамбова, в Костромском не хватает около 30 тысяч квадратных метров учебной площади. В дальнейшем, в 2007 – 2008 годах, дефицит учебных площадей сократится примерно до 15 тысяч квадратных метров. Но прежде предстоит выкупить и капитально отремонтировать здание бывшей школы рабочей молодежи. Получить (если отдадут) и отремонтировать бывший учебный корпус ракетного соединения (заметьте, не казарму Ее Величества кавалергардского полка) и построить еще два учебно-лабораторных корпуса.
     Сколько финансовых и материально-технических средств придется на это затратить, пока никто не считал. Но, думается, одним миллиардом не обойтись. Речь-то идет об индивидуальных проектах с особой системой вентиляции, газопроводными, воздухопроводными и водопроводными сетями, специальными свинцовыми коммуникациями и подземными бункерами для работы с радиоактивными излучениями и мощными нейтронными источниками.
     Авторы письма Президенту РФ указывают, что, по их сведениям, финансирование переезда будет осуществляться за счет выручки от продажи земли в центре Москвы, на которой сейчас расположена Военная академия РХБ защиты. Авторы же другого письма, направленного в Госдуму РФ, в частности заслуженные деятели науки РФ профессора А. Бринцев, А. Громов, И. Пушкин,
     В. Сюкрев, О. Укке, прямо указывают: «Видимо, площади и здания в центре г. Москвы, занимаемые академией, также являются мощным катализатором деструктивных процессов, поскольку планы продажи части из них даже не скрываются».
     
Будем верить в перспективу?

     В прошлом году академия успешно прошла государственную регламентацию образовательной деятельности. Лицензирование осуществлялось по одиннадцати показателям. По двум из них академия вошла в первую половину списка всех вузов страны. По семи – в первую четверть, еще по двум – в первую десятку.
     В новый учебный год Костромское высшее военное командно-инженерное училище радиационной, химической и биологической защиты вступило без государственной лицензии и аккредитации. После реорганизации из филиала академии в самостоятельный военный вуз оно еще не прошло процедур государственной регламентации образовательной деятельности. Новой академии в Костроме предстоит также заново пройти все процедуры. С учетом объективных и субъективных факторов успех этого предприятия у многих ученых вызывает большие сомнения. В отличие от тех, кто не испытывает тяги к исследовательской работе. Блажен, кто верует, легко ему на свете…


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства