на главную страницу

16 Октября 2004 года

Тревога!

Суббота

ДЕЛО - ТРУБА

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Гюмри – Тбилиси.



     Каждый год в преддверии отопительного сезона на 102-й военной базе (ВБ) Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), дислоцирующейся в г. Гюмри (Армения), разворачивается настоящая битва за попытку обогреть в зимний период дома офицерского состава. В прошлом году, несмотря на все прилагаемые усилия, этого так и не удалось сделать. Практически все три зимних месяца батареи центрального отопления в квартирах военнослужащих оставались холодными. Прибавим сюда ноябрь и март, именно столько в этой высокогорной местности (1.500 м над уровнем моря) длится отопительный сезон. Жалкие попытки квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) гарнизона привести в порядок коммунальное хозяйство жилого городка больше походили на судороги смертельно больного человека, чем на работу организации, отвечающей за создание приемлемых социально-бытовых условий для командного состава гарнизона.
     В этом году ситуация рискует быть повторенной вплоть до самого последнего нюанса. Если бы не командир соединения генерал-майор Владимир Меньшиков, лично контролирующий ход подготовки к отопительному сезону, то можно было бы с уверенностью говорить о том, что и этой зимой семьям офицеров и прапорщиков пришлось бы доставать из кладовок электрообогреватели промышленного производства и самодельные «козлы». По всей видимости, генерал Меньшиков - единственный человек из руководящего состава соединения, который действительно обеспокоен складывающейся ситуацией (вероятно, сказывается опыт службы в Сибирском военном округе). Ему лично приходится контролировать работы по утеплению подъездов жилых домов, проверять состояние подвальных и чердачных помещений. В течение сентября – октября он не единожды побывал на всех котельных, имеющихся в гарнизоне, и буквально подталкивал военных коммунальщиков к активным действиям. В этом году, по сравнению с предыдущими, как никогда рано вышел и приказ по соединению о подготовке к отопительному сезону. При подобном подходе к вопросу можно не сомневаться, что отопительный сезон в жилом городке начнется, и начнется вовремя, а вот дальше…
     По большому счету обвинять военнослужащих и служащих КЭЧ Гюмрийского гарнизона в том, что каждый год перед жильцами офицерского городка встает одна и та же проблема – как обогреть свои служебные квартиры, не имеет смысла. Данная проблема – прямое следствие недоработок вышестоящих организаций как окружного, так и министерского уровня, а также несогласованность их действий с коллегами из министерства обороны Армении (о должностных лицах соответствующего ведомства ГРВЗ и говорить не приходится, ведь даже начальник КЭО подполковник Сергей Пискунов так и не смог в течение двух месяцев объяснить толком, в чем причины ежегодного возникновения этой проблемы и какими способами они намерены ее решать).
     Вероятно, не имеет смысла говорить и о том, что служба за пределами своего государства не только почетна, но и трудна. Но складывается впечатление, что ГРВЗ, в том числе и 102-я ВБ, - это что-то вроде аппендицита для СКВО – маленькое и ненужное образование, на которое, «пока не заболит», даже не стоит обращать внимание. Но болит-то уже давно и вот-вот «прорвет»…
     В соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Армении для проживания военнослужащих 102-й ВБ ГРВЗ в пользование соединения был передан жилой фонд 8-го военного городка (22 дома офицерского состава и два общежития). Управление жилым фондом было возложено на коммунально-эксплуатационную часть воинского соединения. Вот именно это весомое слово – «управление» никак не хочет соответствовать своему прямому определению. Ну никак не получается у КЭЧ гарнизона управлять вверенным жилым фондом. В городке 830 квартир. Из них 690 относятся к фонду Минобороны Российской Федерации и 140 – к минобороны Республики Армения. Из 690 квартир, принадлежащих военной базе, в 102 проживают лица, утратившие связь с министерством обороны (военные пенсионеры, вдовы и т.д.), еще в 154 – гражданские лица. Итого на долю соединения остается 427 квартир, а это чуть больше половины. При этом значительная часть российских военнослужащих служебным жильем не обеспечена и проживает в съемных квартирах или в переоборудованных под общежития казармах. Дошло до того, что офицеры уже не пишут рапорта на предоставление им благоустроенного жилья, потому что не верят в то, что подобное счастье им может улыбнуться. На октябрь таких рапортов в жилищной комиссии гарнизона было зарегистрировано всего 25, хотя реально нуждается в улучшении жилищных условий чуть ли не половина офицерского состава соединения.
     Не хватает мест даже в переоборудованных под общежития казармах. Порой можно встретить картину, когда канцелярия становится не только местом для исполнения служебных обязанностей, но и местом непосредственного проживания офицера.
     Сегодня можно с уверенностью говорить, что до тех пор, пока смешанная комиссия, созданная для решения возникающих в ходе исполнения положений российско-армянского договора спорных вопросов, не займется вплотную проблемой жилого офицерского городка военной базы, толку не будет ни в вопросе обеспечения жильем российских военнослужащих, ни в вопросе его обеспечения всеми видами коммунальных услуг, в том числе и отоплением в зимний период.
     Два этих вопроса так тесно взаимосвязаны друг с другом, что по отдельности решить их не представляется возможным. Представьте себе следующую картину. Ежегодно перед поставщиками электроэнергии, природного газа, питьевой воды у жильцов городка возникают огромные задолженности. Основными неплательщиками являются проживающие в городке гражданские лица и военнослужащие министерства обороны Республики Армения. С прошедшего отопительного сезона задолженность за поставки природного газа составляет около 120 млн. драм (около
     6,5 млн. руб.), задолженность за электроэнергию – около 65 млн. драм (около 3,5 млн. руб.), за воду – около 13 млн. драм (около 700 тыс. руб.). Доля задолженности российских военнослужащих из этой огромной суммы составляет всего около
     200 тыс. рублей. Учитывая, что в городке проживают четыре различные категории жильцов – российские военнослужащие, армянские военнослужащие, лица, утратившие связь с министерствами обороны двух государств, и гражданские лица, никто не торопится вкладывать финансовые средства на поддержание жилого фонда городка в надлежащем состоянии. На текущий ремонт домов средства из КЭУ СКВО не поступают вообще. На средства, поступившие по статье «капитальный ремонт», удалось отремонтировать или полностью заменить кровлю всего нескольких домов. Принцип понятен: зачем горбатиться на чужого дядю?! Российские же офицеры, проживающие в городке, по всей видимости, в расчет никем не берутся. Кроме того, капитальное строительство на территории иностранных государств приказом министра обороны запрещено.
     Получается замкнутый круг. До тех пор, пока в городке будут продолжать жить гражданские лица, а также утратившие связь с министерством обороны и не имеющие возможности ввиду отсутствия регулярного заработка и мизерных размеров пенсий (средняя пенсия в Армении около 5 тыс. драм, а это около 10 долл.) регулярно оплачивать жилье и коммунальные услуги, говорить о нормальном теплоснабжении городка не приходится. Выселить же их даже по постановлению суда без предоставления другой жилой площади не представляется возможным, так как Гюмри (бывший Ленинакан) до настоящего времени не оправился от последствий землетрясения 1988 года, и жилья нет физически. Даже при условии, что свою часть задолженности погасят военнослужащие армянской армии, а гражданским лицам, не имеющим возможности оплачивать жилье, пойдет навстречу правительство Армении и погасит долги, и тогда через месяц после начала отопительного сезона придется снова оплачивать и потребленную электроэнергию, и природный газ. А долги снова станут накапливаться...
     Между прочим, «акулам» рыночной экономики, к которым относятся РАО «ЕЭС» и Газпром, чьи дочерние предприятия занимаются поставкой электроэнергии и природного газа в Армению, в том числе и для нужд российской военной базы, глубоко «по барабану», кто им будет платить деньги. Не оплачены поставки – нет ни света, ни отопления!
     Из сложившейся ситуации, по всей видимости, только один реальный выход. На заседании смешанной комиссии по разрешению спорных вопросов и состоящей из представителей правительств России и Армении (как-никак – стратегические партнеры) должно быть принято согласованное и окончательное решение о порядке аренды российской стороной 8-го жилого городка, где было бы расписано все до мельчайших подробностей. В том числе и меры, принимаемые к неплательщикам, порядок отселения из городка гражданских лиц. Кроме того, обеспечение российских военных пенсионеров жилищными сертификатами на право получения квартир на территории России, обеспечение жильем пенсионеров минообороны Армении вне пределов городка. А еще порядок предоставления российским военным пенсионерам, отказавшимся от жилья в России (практически все они – местные жители), жилья в Армении и т.д. Только в случае, когда жилой городок станет действительно военным, когда в нем станут жить только военнослужащие министерств обороны России и Армении, тогда можно будет говорить не только об обеспечении офицеров (как российских, так и армянских) служебным жильем, но и о беспроблемном проведении отопительного сезона даже в самые холодные годы.
     Но, к сожалению, вряд ли военнослужащие 102-й военной базы дождутся этого. История тянется уже около 10 лет. Так что, господа офицеры и их глубокоуважаемые жены, доставайте из заначек обогреватели, и если у вас есть служебная квартира, то считайте, что вам крупно повезло!


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства