на главную страницу

20 Октября 2004 года

Планета людей

Среда

Киотский протокол: «за» и «против»

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



Госдума в пятницу, 22 октября, на очередном пленарном заседании рассмотрит вопрос о ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Об этом сообщил спикер Госдумы Борис Грызлов. Ранее профильные комитеты нижней палаты парламента страны рекомендовали палате ратифицировать Киотский протокол.

     Споры вокруг того, стоит или нет ратифицировать протокол, не стихали долгие годы. Спектр мнений был и остается чрезвычайно широк: от требований об отказе от протокола до призывов немедленно начать свободную торговлю квотами. Стоит напомнить, что Киотский протокол накладывает ограничения на выброс в атмосферу парниковых газов. Так, развитые страны - основные загрязнители окружающей среды - берут на себя обязательство снизить с 2008 по 2012 год выбросы углекислого газа на 8 процентов по сравнению с 1990 годом. У стран - участников протокола есть возможность международного обмена: квоты на выброс парниковых газов в обмен на компенсацию издержек по снижению выбросов. По сути - взаимовыгодная торговля воздухом.
     Впервые договоренность о том, что развитые страны мира должны совместными усилиями поддерживать концентрацию парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне, была достигнута еще в 1992 году, когда была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК).
     Документ тогда подписали более 190 стран. Позже, в 1997 году, был принят так называемый Киотский протокол, согласно которому в 2008 - 2012 годах подписавшие его развитые страны должны снизить объемы выбросов шести основных парниковых газов на 5,2 процента. США пообещали уменьшить объемы выбросов на 7 процентов, Япония и Канада - на 6, страны ЕС - на 8 процентов по сравнению с уровнем 1990 года.
     Также Киотский протокол принято считать первым международным документом, в котором для решения глобальной экологической проблемы используется «рыночный» механизм, который позволяет странам-подписантам «участвовать в прямой коммерческой переуступке своих прав на выбросы парниковых газов для целей выполнения своих обязательств».
     Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, оговорив для себя (вместе с Украиной) довольно хорошие условия: не превышать уровень выбросов парниковых газов, зафиксированный в 1990 году. Киотский протокол ратифицирован 106 странами.
     Считается, что именно от России зависела судьба этого протокола. Он вступает в силу после того, когда будет ратифицирован не менее чем в половине стран, подписавших этот документ, причем эти страны должны быть источником не менее чем 55 процентов объема выбросов промышленных газов в 1990 году.
     Не так давно США, на долю которых приходится более трети выбросов, отказались участвовать в данном соглашении, а другие основные «загрязнители» атмосферы - ЕС (около 26 процентов), Япония, Канада, наоборот, уже его ратифицировали. Россия со своими 17 процентами, таким образом, может обеспечить практически немедленное вступление протокола в силу.
     
































6 октября премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал постановление об одобрении Киотского протокола. Тем самым Кабинет министров поддержал проект федерального закона «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».
     Надо отметить, что до заседания правительства проводился тщательный анализ протокола. В частности, по поручению президента в Академии наук был организован семинар при президенте Российской академии наук, который заседал полтора десятка раз. Было заслушано более 40 докладов квалифицированных, компетентных ученых и специалистов. Очень тщательно изучались все тонкости последствий применения Киотского протокола для климата всего земного шара, и в частности, конечно, для России. По результатам РАН направила заключение на имя Президента России и главы Правительства РФ.
     Интересно, что академики пришли к заключению: Киотский протокол не имеет научного обоснования и не эффективен для достижения своей основной цели - «стабилизировать концентрацию парниковых газов на таком уровне, который не представляет опасности антропогенного воздействия на климатическую систему». Более того, ученые уверены, что при ратификации протокола Россия подвергается серьезным экономическим рискам. Их логика проста: сейчас мы имеем некоторый запас, приблизительно в 20 процентов, до достижения установленной планки по уровню 1990 года, который превышать нельзя. Теоретически Россия на этом может даже немного подзаработать. Но некоторые специалисты считают, что этой планки мы достигнем уже в 2007 - 2011 годах.
     Сторонники ратификации протокола между тем говорят о 40 миллиардах доходов от возможной продажи квот. Но экономический эффект тут не на первом месте. Если Россия откажется от ратифицикации, то именно мы остановим процесс сдерживания выбросов углекислого газа и прочих отходов на всем земном шаре. Так что вопрос приобретает все больший политический вес.
     Именно политическая целесообразность в конечном итоге привела к тому решению, что мы ратифицируем договор и участвуем в его первой фазе, а в дальнейших переговорах, которые начинаются в 2005 году, определяем свое отношение к участию в Киотском протоколе после 2012 года. Другое дело, что уже сейчас требуется проведение огромной работы по сертификации выбросов, созданию определенной инфраструктуры, установлению контроля, проведению мониторинга и так далее. На это тоже нужны деньги. И немалые.
     Но, похоже, что в дискуссии по поводу того, нужен нам или нет Киотский протокол, правы не его сторонники или противники, а те, кто считает, что существенного влияния на улучшение ситуации с выбросами он не окажет. В любом случае получается, что те, кто производит углекислоту в большем количестве, просто компенсируют это деньгами, а собственно выбросов в итоге меньше не станет. К тому же в нем не участвуют США, которые являются самым большим отравителем атмосферы. А рядом с Россией находится Китай, не принявший участие в протоколе, который «дымит» вдвое больше нашего…
     Впрочем, все это уже не так уж важно. Политическое решение, определенное тем, что мы не должны стоять в стороне от проблем борьбы с загрязнением атмосферы, особенно в той ситуации, когда именно от нас зависит судьба Киотского протокола, принято. Теперь дело осталось за малым – свое слово должны сказать российские парламентарии.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства