на главную страницу

21 Октября 2004 года

Армия и общество

Четверг

Бесланская хроника 58-й...

Николай АСТАШКИН, Владимир ЕВДОМАШКИН,«Красная звезда».



Все дальше от нас по времени трагические события в Беслане. Но острота их восприятия не снижается. Как в печатных, так и в электронных СМИ немало рассказано о действиях спецназовцев Внутренних войск и ФСБ во время штурма здания школы. А вот о боевой работе военнослужащих 58-й общевойсковой армии - от генералов до рядовых - журналисты, увы, скромно умолчали. В распоряжении «Красной звезды» имеются эксклюзивные материалы, показывающие хронологию войсковой операции по освобождению заложников, которые мы впервые публикуем на страницах центральной военной газеты.

     
День первый

     1 сентября в 9 часов 38 минут оперативный дежурный 58-й армии доложил командарму генерал-лейтенанту Виктору Соболеву о захвате вооруженными людьми школы в Беслане. В 9.45 генерал-лейтенант Соболев выехал на место происшествия.
     Из донесения: «В 10.15 я прибыл в РОВД г. Беслана, где от министра внутренних дел РСО-А генерал-лейтенанта К. Дзантиева узнал, что школа № 1 захвачена группой боевиков численностью около 30 человек и что необходимо блокировать квартал, в котором находится школа, совместно с подразделениями Внутренних войск.
     Для выполнения задач по этой информации в 10.17 в Беслан вышли 4 мотострелковые роты и разведрота. Сигнал на их выдвижение был дан в 9.56 по линии начальника ГРОУ - группы оперативного управления (созданные в субъектах Южного федерального округа).
     Внутренних войск к этому времени еще не было.
     В 10.30 мною было принято решение выдвинуть в Беслан дополнительно еще одну мотострелковую роту и разведывательно-десантную роту 19-й мотострелковой дивизии, которые вышли из расположения в 10.55.
     В 11.00 к месту происшествия прибыли 4-я мотострелковая рота и разведрота и приступили к блокированию по рубежу: 4 мср - ул. Ленина; рр - ул. Кооперативная.
     В 11.40 в Беслан прибыла 6-я мотострелковая рота, которая заняла рубеж по ул. Лермонтова, а прибывшие к этому времени подразделения Внутренних войск заняли рубеж по ул. Коминтерна.
     К этому же времени в Беслан прибыла оперативная группа 58-й армии во главе с генерал-майором Б. Хавжоковым.
     К 12.00 блокирование было завершено.
     Командующий 58-й армией генерал-лейтенант В. Соболев».

     В 12.30 командир 49-й отдельной бригады оперативного назначения ВВ доложил генералу Соболеву, что Внутренним войскам приказано создать внутреннее кольцо блокирования, и попросил командарма заменить его подразделения. Через час мотострелки и разведчики, заменив бойцов Внутренних войск, создали рубеж блокирования по улицам: Октябрьская - Маркова - Коминтерна - Лермонтова.
     К 14 часам прибыл армейский узел связи, и во дворе ПТУ № 8, в двухстах метрах от захваченной школы и в трехстах - от здания администрации, в котором разместился оперативный штаб, был развернут пункт управления 58-й армии. Реагируя на любое движение, боевики немедленно открывали огонь из стрелкового оружия и гранатометов. Личный состав армейских подразделений огонь не открывал: бандиты выдвинули ультиматум, что за каждого убитого боевика будут расстреляны 50 заложников, а за каждого раненого - 20.
     Ночью террористы предприняли несколько вылазок - в основном в сторону улицы Коминтерна. На огонь боевиков военнослужащие вели в ответ предупредительную стрельбу вверх.
     
День второй

     Все дороги, ведущие в Северную Осетию, были перекрыты, пропускные пункты на границе с Грузией не работали, утром никого не впускали и никого не выпускали.
     Из донесения: В 15.20 ко мне обратились с просьбой командиры подразделений специального назначения ФСБ РФ о выделении им танков и БТР. В 16.30 на совещании по координации действий руководителю спецоперации была доведена просьба, которую он утвердил.
     Около 17.00 после переговоров Р. Аушева с бандитами были освобождены 27 заложников (12 женщин и 15 детей дошкольного возраста). Всем вышедшим из школы была оказана первая медицинская помощь на полевом медицинском пункте 58-й армии.
     В 17.00 мною была поставлена задача на выдвижение в Беслан танкового взвода танковой роты полка. В распоряжение командиров штурмовых групп спецназа ФСБ РФ было выделено шесть БТР от разведывательно-десантной роты 19-й мотострелковой дивизии и три БРДМ разведроты с экипажами для обеспечения огневого прикрытия.
     Танки прибыли своим ходом из Владикавказа к 18.15.
     К 19.00 бронетехника была выставлена на указанные позиции.
     Командующий 58-й армией генерал-лейтенант В. Соболев».

     Площадь все больше наполнялась людьми. В небольшом городе пострадала почти каждая семья. Люди кричали, плакали, жаловались друг другу или просто от безысходности сидели на выставленных на улицах скамеечках. Состояние людей, у которых в школе остались дети и родственники, с каждым часом становилось все хуже. Плачущий при всех мужчина - для Кавказа это верх неприличия. Но на площади таких много, и ни у кого даже не шевельнется мысль их осудить.
     
День третий

     Силовики все плотнее сжимали кольцо вокруг школы. По периметру города были расставлены подразделения Внутренних войск. К месту теракта прибыли спецподразделения «Альфа», «Вымпел» и «Витязь». Чтобы не допустить подкрепления боевикам и не дать им уйти в случае прорыва, от Минобороны в осаде участвовали мотострелковая, разведывательная и разведывательно-десантная роты. К вечеру второго дня на усиление прибыл и танковый взвод. Армейцы развернули полевой медпункт, в котором 16 медицинских бригад готовы были в любое время оказать помощь раненым. Прибыло также и подразделение РЭБ, специалисты которого начали сканировать все радиочастоты, перехватывать переговоры. В районе специально не отключили мобильную связь, знали, что у некоторых детей остались сотовые телефоны и они с помощью SMS-сообщений переговаривались с родителями. В ночь со 2-го на 3-е, сообщали ребята, боевики водили детей в душ и орали, что уже изнасиловали всех русских и осетинских мамочек.
     Мотострелковая рота, которой командовал капитан Раиль Нуриев, засела в зданиях прямо напротив школы. Это строящийся спортивный центр с неотциклеванными паркетными полами баскетбольной площадки, а также с пустым бассейном. По позициям подразделения рекомендуется передвигаться только бегом, иначе опасно для жизни – работают снайперы, настоящие профессионалы-убийцы. Стреляют расчетливо из затемненной смежной комнаты или из небольшого чердачного окошка. В прямом смысле не дают поднять головы нашим ребятам.
     Снайпер рядовой Александр Десяперек прижался к окну и время от времени поглядывает в сторону школы – изучает повадки противника.
     - Вот там, в четвертом окне слева, - объяснил он, - оборудована огневая позиция, оттуда боевики чаще всего и ведут огонь. Впрочем, зачастую они вообще не прячутся: нам ведь не дана команда стрелять на поражение, так они этим пользуются. Пулеметчик террористов нахально выходит на крышу и с колена начинает палить по всем домам.
     К позиции другого нашего наблюдателя, которая находится в противоположном крыле здания, добираться еще сложнее – тут два хорошо пристрелянных места. Мимо первого нужно бежать, резко оттолкнувшись от пола, и затем встать возле спасительной холодной гранитной стены. Дальше на всех парах проскочить лестничный пролет. Все стены испещрены пулями, стекла окон разбиты, гранатометным выстрелом насквозь пробита стена из красного итальянского кирпича.
     - Здесь не угадаешь, куда становиться: если дальше, то снайпер заденет, ближе - осколками гранаты посечет. Хорошо, что пока все хорошо обходится, - сплюнул офицер.
     Впереди мечется молодой бычок, которого нет никакой возможности отвязать, а боевики время от времени куражатся, стреляя по нему. Тут же, метрах в двухстах от нас, легковые автомобили с убитыми водителями, их также застрелил снайпер, когда они по неосторожности въехали в зону поражения его огнем. В районе бензоколонки залегли разведчики во главе с командиром взвода лейтенантом-двухгодичником, который не захотел называть свою фамилию, так как родители не знают, что он здесь, и если звонят и слышат в телефонной трубке выстрелы, то он объясняет, что «находится на полигоне».
     Предыдущая ночь у разведчиков прошла тяжело – подразделение собиралось в суматохе, и не взяли даже спальных мешков, теперь отдыхать приходится на сырой земле. Чтобы не заболеть, пришлось пить аспирин. Хорошо, местные жители вечером вынесли горячую еду.
     Из донесения:«3 сентября в 8.00 спецподразделения ФСБ и экипажи БТР, выделенные в их распоряжение, убыли на полигон Спутник (г. Владикавказ) для проведения учения и организации взаимодействия в случае штурма.
     В 13.10—13.12 произошел подрыв в спортзале двух взрывных устройств, и со стороны школы стали выбегать заложники, по которым боевики открыли огонь из стрелкового оружия. В ответ внутреннее кольцо блокирования открыло огонь по огневым точкам бандитов.
     Командующий 58-й армией генерал-лейтенант В. Соболев».

     В 13.50 с полигона Спутник прибыли спецподразделения ФСБ, которые практически с марша пошли на штурм школы по трем направлениям.
     
Штурм

     «Штурма не будет, - еще в 11 утра в штабе по оказанию психологической помощи родственникам заложников сообщил президент Северной Осетии Александр Дзасохов. - Большая надежда на то, что террористы устанут и потребуют автобусы, а большая часть заложников будет освобождена. Мы готовы дать им зеленый коридор в любую точку, к любой границе».
     По всей видимости, боевики действительно устали и сломались. Видно, дрогнула чья-то рука от невероятно напряженной обстановки. Когда находишься под постоянным прицелом до поры до времени молчаливых автоматов, когда на тебя со страхом и ненавистью одновременно смотрят несколько сотен ни в чем не повинных детей, когда под окнами ходят убитые горем разъяренные родители, любой сломается. Поэтому, наверное, и прозвучал тот роковой взрыв. К сожалению, руководство операцией не было к этому готово, по-видимому, переоценив потенциал бандитов.
     Поднятый по тревоге спецназ начал действовать по ситуации. Первыми в школу пошли «Витязи». Они довольно быстро заняли спортзал и с боем начали продвигаться по коридору. Через несколько минут в спортзал вошли армейские саперы под командованием начальника инженерных войск 58-й армии полковника Бахтияра Набиева и начальника группы разминирования подполковника Андрея Гаглоева и начали обезвреживать взрывчатку.
     Начиненные сотней металлических шариков самодельные взрывные устройства висели повсюду, крепились они скотчем и на шведской стенке, и в дальнем углу спортзала на большой высоте. Саперы сразу сняли две адские машинки, вынесли их во двор и бросили в ведро с холодной водой. Наибольшую опасность представляло еще одно устройство, закрепленное на веревках на горящем баскетбольном щите. Сапер встал кому-то на плечи и обрезал провода детонатора, но снять бомбу ему не удалось, она уже горела. Всем дали приказ отходить. Спецназовцы и саперы вынесли еще двух раненых, после чего в зале прогремел еще один взрыв.
     Из рапорта командующему 58-й армией:«Докладываю по существу выполненных работ по эвакуации пострадавших при террористическом акте и очистке школы № 1
     г. Беслана от взрывоопасных предметов.
     3 сентября около 13.00 в здании школы прогремело два взрыва с небольшим интервалом, после чего были замечены бегущие в сторону группы разминирования, которую я возглавлял, дети и женщины. В 13.10 принял решение имеющимися силами начать эвакуацию, так как по ним был открыт огонь из здания школы. После эвакуации первой группы, состоящей примерно из 40 человек, принял решение осмотреть близлежащие гаражи, где тоже было найдено до 20 спасшихся из школы людей. К концу эвакуации этой группы со своими людьми оказался возле гаражей в 15 метрах от здания спортзала, впереди нас действовала группа спецназа ВВ «Русь», саперов среди них не было. От старшего группы узнал, что в спортзале много детей и взрослых и эвакуация их невозможна, так как входы заминированы. В 13.35 принял решение провести разминирование силами своей группы и начать эвакуацию. При разминировании взрывных устройств противник открыл по залу, по входу в гимнастический зал огонь из автоматического оружия и гранатометов, кроме того, стрелял снайпер, что затрудняло разминирование и эвакуацию. Несмотря на это, было разминировано еще 3 самодельных взрывных устройства, что позволило проделать проход для эвакуации еще до 100 человек. В 13.55 увидел возгорание северной стороны спортзала, возгорание потолка от попадания гранаты. Позвонил по мобильному телефону командующему о вызове пожарных. В 14.25 ранение получили командир, двое из группы спецназа «Русь» - один в ногу, другой в предплечье. Оказали им первую медицинскую помощь и эвакуировали. Силами группы разминирования, подоспевших местных жителей пытался потушить пожар, но из-за недостаточности сил огонь удалось остановить лишь на короткое время.
     В 15.50, после того как температура в зале не позволила дальше выполнять работы, принял решение вывести группу из боя.
     Начальник инженерной службы 58-й армии полковник Б. Набиев».

     - Это был настоящий ад, - рассказывает начальник группы разминирования подполковник Андрей Гаглоев, - пол был живым, сплошь покрытым телами, дети стонали и кричали от боли, от страха и безысходности. После команды на отход мы стали выносить детей, и все-таки мне кажется, что мы спасли всех, кто был еще жив. Местные вели себя отчаянно: по ним стреляют со всех сторон, а они как будто ничего не замечают, продолжают таскать ведра с водой. Поливают спортзал и выносят раненых. Без них детей погибло бы намного больше.
     Из донесения: «С началом штурма от руководителя операции было получено распоряжение сузить кольцо блокирования и оттеснить от школы подразделения МВД и ополченцев, мешающих штурму. Задача была выполнена, и к 15.00 подразделения 58-й армии, принимающие участие в операции, оказались во внутреннем кольце блокирования вместе с подразделениями ФСБ.
     Непосредственно в штурме школы принимали участие экипажи БТР и личный состав разведывательно-десантной роты 19-й мотострелковой дивизии.
     После эвакуации из спортзала оставшихся в живых заложников началось уничтожение боевиков на втором этаже и в подвальных помещениях школы. Бандиты оказывали ожесточенное сопротивление.
     Для огневого прикрытия действий подразделений специального назначения ФСБ и разведывательно-десантной роты был вызван танк № 325 танкового батальона, который произвел несколько выстрелов по огневым точкам боевиков.
     К 21.00 уничтожение бандгруппы в основном было завершено, начался поиск и уничтожение бандитов в подвальных помещениях школы.
     В это время от руководителя операцией получил задачу блокировать непосредственно здание школы и не допустить туда посторонних лиц.
     В 18.15 доложил по складывающейся обстановке НГШ ВС РФ и получил задачу на блокирование
     г. Беслан. Для ее выполнения была привлечена бронетанковая группа (без двух мотострелковых рот), которая блокировала город с южной и восточной сторон, и шесть рот курсантов училища ВВ МВД, блокировавших город с северной и западной сторон.
     В 00.30 блокирование города было полностью завершено.
     К этому же времени был уничтожен последний боевик в подвальном помещении школы.
     Командующий 58-й армией генерал-лейтенант В. Соболев».
     
Послесловие

     С утра 4 сентября у школы № 1 в Беслане была осуществлена смена всех подразделений 58-й армии подразделениями милиции.
     В 11.15 генерал-лейтенант Соболев доложил начальнику Генерального штаба ВС РФ о сложившейся обстановке и решаемых задачах.
     В 12.14 последовал доклад министру обороны.
     В 18.00 в городе завершились оперативно-розыскные мероприятия подразделениями Внутренних войск и милиции, и к 19.00 блокирование города было снято.
     К 20.00 подразделения 58-й армии, принимавшие участие в операции, возвратились в пункты постоянной дислокации. Так закончилась войсковая операция по освобождению заложников в школе № 1 города Беслана, о которой еще долго будут вспоминать не только в России, но и во всем мире.
     На снимках : командарм СОБОЛЕВ в те тревожные дни ; начальнику инженерной службы досталось больше всех...


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства