на главную страницу

22 Октября 2004 года

«Броня-2004»

Пятница

Когда взлетит «Черный орел»?

Александр СТАРОВОЙТОВ.



В Омске прошла Вторая межрегиональная научно-практическая конференция «Многоцелевые гусеничные и колесные машины: разработка, производство, боевая эффективность, наука и образование» («Броня-2004»). Военные, конструкторы, производственники собрались для обсуждения проблем и перспектив развития российской бронетехники.

     Отечественный танковый парк нуждается в срочной модернизации – такой неутешительный вывод сделан участниками конференции. По данным представителя Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных Сил РФ профессора Владимира Лутовинова, сегодня доля современной бронетехники в Российской армии составляет не более четверти от общего количества, в то время как в армиях ведущих стран НАТО – почти три четверти. Но и те «восьмидесятки» и «девяностые», которые стоят на вооружении наших частей и подразделений, уже отстают от зарубежных аналогов по целому ряду показателей. Отечественные бронебойные снаряды с традиционным стальным сердечником на сегодняшний день слабее американских и немецких – те производятся с вольфрамовым стержнем. Дизельные двигатели наших танков также нуждаются в улучшении. Но самое слабое место российской бронетехники – приборы ночного видения и связь. Главный конструктор Уральского КБТМ Владимир Домнин признается, что даже на новейшие Т-90 при отправке на экспорт приходится устанавливать импортные радиостанции и тепловизионные прицелы. Тревожная тенденция. Ликвидировать наметившееся технологическое отставание – главная задача российских танкостроителей на ближайшие годы.
     Вместе с тем не стоит и преувеличивать «отсталость» отечественных танков. По многим направлениям мы по-прежнему на шаг впереди натовцев. На Т-80У и Т-90С давно и успешно освоено управляемое противотанковое оружие. С расстояния в пять километров операторы-наводчики этих машин «укладывают» ракету в метровую мишень. Высокая эффективность системы была подтверждена и на прошлогодней выставке вооружений и военной техники в Омске. Для экипажей «абрамсов» и «леклерков» управляемое оружие до сих пор остается мечтой. Да и в разработке «активной брони» и других перспективных средств защиты бронетехники российские конструкторы пока впереди.
     Так что главная проблема нашей «оборонки» все-таки не в дефиците мозгов, а, скорее, в неэффективном использовании интеллектуальных и производственных ресурсов.
     В последние годы ситуация, хотя и медленно, но все же меняется в лучшую сторону. Уже известно, что госзаказ на производство танков для российской армии получит нижнетагильский «Уралвагонзавод». Это еще раз подтвердил на конференции «Броня-2004» первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенант Юрий Коваленко.
     Однако уральцы производят только дизельные Т-90. А как же быть с омским «Трансмашем», который специализируется на Т-80 с газотурбинным двигателем? Неперспективное направление? Но «восьмидесятки» не один год в строю и неплохо себя зарекомендовали.
     Возможно, со временем, когда военный бюджет станет «потолще», госзаказ на производство танков получит и «Трансмаш». Тогда «Черный орел» - перспективная разработка омского КБТМ – будет «летать» не только на выставках, но и на армейских танкодромах.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства