на главную страницу

22 Октября 2004 года

Офицеры России

Пятница

С полигона - на "Ладе"

Валерий ШТИЦБЕРГ, Аркадий ПИНЧУК.



На полигоне под Лугой, о чем в свое время рассказывала «Красная звезда», прошли Всеармейские соревнования командиров артиллерийских батарей. В них приняли участие победители состязаний в военных округах, видах и родах войск. Первое место на этих соревнованиях завоевал командир гаубичной батареи полка обеспечения учебного процесса Михайловской военной артиллерийской академии старший лейтенант Владимир Таран. Вторым стал капитан Александр Корнилов из Внутренних войск, третьим - командир батареи из Московского военного округа старший лейтенант Сергей Богатинов. Маршал артиллерии Владимир Михалкин после подведения итогов вручил победителю ключи от новенького легкового автомобиля. Все расходы по организации соревнований и приобретению ценных призов взяла на себя, как и в прошлые годы, Ассоциация офицеров запаса Сухопутных войск - Ассоциация социально-экономических программ «Мегапир».
Наши корреспонденты рассказывают о победителе этих по-своему уникальных соревнований.


     Если кто-то думает, что стрелять из пушки проще, чем из винтовки, то глубоко заблуждается. Например, чтобы на состязаниях, о которых идет речь, сделать прицельный выстрел, офицеру предстояло в строго ограниченное время совершить кроссовый бросок на огневую позицию, по установленным нормативам осуществить выверку огневого комплекса, устранить все намеренно произведенные рассогласования прицельных приборов, произвести исходные установки и определить огневую линию. Следом шел отстрел пробных для определения отклонения попаданий (не более пяти снарядов). Тут же вносились поправки на температуру и влажность, силу и направление ветра. Данных этих никто не представляет, командиру их надо добывать самому с помощью специального метеокомплекта. Любая, даже самая незначительная на первый взгляд ошибка может впоследствии обернуться промахом. Скажем, координаты огневой позиции наносятся на карту с чрезвычайной точностью.
     Все эти действия происходят под прессом тикающего хронометра. Секундное промедление - потеря дорогостоящих очков. Каждая неточность в предварительных расчетах - потеря итоговых баллов. Закончив работу на огневой позиции, командир стремительно перемещается на командно-наблюдательный пункт, где в его распоряжение поступает машина командира батареи, начиненная разнообразными приборами и аппаратурой. По установленным нормативам здесь опять производится полный контроль и выверка всей начинки. Работа, требующая и знаний, и навыков, и ловкости рук. И никого не спросишь, ни с кем не посоветуешься - что умеешь, то умеешь. Посредник лишь указывает на карте место командно-наблюдательного пункта командира батареи. По прибытии на этот пункт (под неумолимый бег секундомера) командиру выдают координаты цели. И тут наступает момент истины - подготовка команды на огневую позицию. А это, как говорится, геометрия с тригонометрией, высшая математика с физикой: формулы, углы, поправки на метео...
     - Знаете, как хотелось в спокойной обстановке, ни на что не отвлекаясь, дотошно перепроверить каждую цифирьку, каждое уравнение, каждый результат, - говорит Владимир Таран, - но потерянное время в бою уже ничем не компенсируешь.
     В Коломенском военном артиллерийском институте, где учился Владимир Таран, большинство преподавателей прошли через Афганистан и Чечню. Именно на Северном Кавказе сегодня, как ни печально, накапливается боевой опыт Российской армии. Ломаются привычные стандарты ведения боя. Ведь там нет линии фронта, нет обороны, как и наступления. Армейские подразделения воюют с профессиональными бандами, диверсантами, воюют по не писанным в уставах правилам. Успех могут обеспечить лишь безошибочные и мгновенные действия при одном поражающем выстреле.
     Первый наставник Владимира Тарана полковник Вакальчук, ныне начальник кафедры Михайловской артиллерийской академии, не раз бывал в Чечне. Там сегодня служат многие его воспитанники. Так вот он с первых часов обучения внушает подопечным: «Упредил - значит победил». После первого пристрелочного выстрела - огонь на поражение. И Владимир Таран на этом правиле, как на оселке, выверял каждый свой шаг в постижении артиллерийской науки. И учился с удовольствием. Военным ведь решил стать еще в седьмом классе. Этому выбору во многом способствовал его дядя - полковник запаса Александр Царев, в недалеком прошлом начальник артиллерии одного из объединений Дальневосточного военного округа.
     Одноклассники Тарана подшучивали над товарищем: дескать, не самую модную нынче профессию выбираешь, лучше в бизнес прорываться. А он, один из лучших учеников школы, мечтал об офицерских погонах. И от мечты не отступил. Хотя отлично знал, что жизнь офицерская не сахар, что на командирское довольствие не разгонишься.
     Училище Таран окончил с отличием. Назначение получил в полк обеспечения учебного процесса Михайловской академии. Как артиллерийский офицер, способный не только что-то образцово показать слушателям, но и доходчиво объяснить свои действия, фактически выступить в роли обучающего. Его сразу назначили старшим офицером гаубичной батареи. Командир батареи капитан Александр Анищенко не опекал лейтенанта, но присматривался к подчиненному внимательно. Дал лишь один проникновенный совет: «Относись к орудию, как к близкому тебе живому существу. И помни: гаубица - девушка с характером. Если будет чувствовать любовь и заботу к себе, никогда тебе не изменит».
     Вскоре Владимир Таран принял батарею, в которой все должности командиров взводов оказались вакантными. Сославшись на неустроенность и оскорбительную бедность, молодые офицеры один за другим расстались с военной службой. Присмотревшись к личному составу батареи, Владимир Таран предложил назначить взводными командирами сержантов Лощенова, Ефимова и старшего сержанта Федосова. И не ошибся. Сержанты под его руководством быстро вошли в нужную колею и неплохо уже справляются с офицерскими обязанностями.
     Сегодня батарея старшего лейтенанта Тарана считается лучшей в полку. Закрепленная за подразделением техника всегда в отличном состоянии, всегда безотказна. Когда принималось решение, кого от Михайловской артиллерийской академии направить на Всеармейские соревнования, старшего лейтенанта Тарана назвали сразу. Офицер внушал безоговорочное доверие. Ведь, прежде чем показать умение управлять огнем в боевых условиях, ему и раньше не раз приходилось держать суровые экзамены по физической подготовке, стрельбе из всех видов стрелкового оружия, выполнить комплекс сложных упражнений, управляя тяжелым колесным тягачом, сдавать строгим экзаменаторам зачеты по технической подготовке, тактике, топографии, решать специально подобранные уравнения с помощью карманного калькулятора.
     ...Когда воздух над полигоном вздрогнул от гаубичного выстрела, Таран замер в ожидании разрыва: «Вот сейчас, через мгновение и станет всем ясно, чего ты стоишь, комбат». Ему казалось, что сердце в эти секунды может выпрыгнуть из груди. Наконец столь долгожданный султан огня и дыма взметнулся в небо. В двух метрах от колышка, находящегося почти в десяти километрах от огневой позиции! Выстрел, без преувеличения, снайперский! Будь на полигоне, как на олимпийских трибунах, зрители, каким бы шквалом аплодисментов наградили они молодого командира батареи.
     Даже бывалые артиллеристы, в том числе и маршал артиллерии Владимир Михалкин, были удивлены точностью и мастерством старшего лейтенанта Тарана.
     - Артиллерийских снайперов в нашей армии немало, - сказал маршал, - но чтобы поражать цели со второго выстрела - такие наперечет.
     Необходимо отметить, что соперниками Владимира Тарана были очень умелые и опытные офицеры. Например, капитан Александр Корнилов из Внутренних войск. Он так же, как и Таран, окончил с отличием Коломенский артиллерийский институт, командует передовой батареей, отлично сдал все предварительные зачеты. Борьба между ними шла на равных. Но представитель Михайловской обошел соперника у самого финиша - поразил цель сразу после одного пристрелочного выстрела.
     Внешне Владимир Таран не богатырского сложения. Среднего роста, худощав, подтянут, скромен. Но уже к концу беседы с ним, когда офицер, кроме профессиональных познаний, показал и глубину суждений о времени, в котором мы живем, о значении ратной службы для Отечества, общества, мы исподволь почувствовали, как этот артиллерийский командир возвышается в наших глазах. И не без оснований порадовались, что вопреки всяческим катаклизмам, вопреки безответственной демагогии скороспелых политиков и равнодушных правительственных чиновников, вопреки унижающей бедности армия наша вросла в развалины и, подобно сталинградцам, подобно защитникам блокадного Ленинграда, стоит намертво и, стиснув зубы, держит рубеж. Потому что такие вот офицеры, как Владимир Таран, постоянно задаются вопросом: если не мы, то кто?


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства