на главную страницу

23 Октября 2004 года

События. Комментарии.

Суббота

России быть морской державой

Соб. инф.



В пятницу, 22 октября, на главную базу в Североморске возвратились тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», а также суда обеспечения флота - спасательное судно «Алтай», танкер «Осипов» и спасательный буксир СБ-406. Боевые корабли Северного флота в течение месяца выполняли задачи дальнего плавания в Северо-Восточной Атлантике. За этот период палубной авиацией кораблей отработаны полеты летными сменами самолетов Су-25УТГ, Су-33 и двумя отрядами вертолетов К-29 и К-27. А экипажи кораблей провели учения по противовоздушной и противолодочной обороне, по обеспечению живучести корабля на ходу, по заправке топливом в море, отработали задачи совместного маневрирования.

     Факт успешного завершения дальнего похода говорит о том, что боеготовность российского ВМФ продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Не случайно в ходе завершившегося в Мурманске выездного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности отмечалось, что без сильного Военно-морского флота вряд ли возможна защита национальных интересов России в Мировом океане.
     Однако анализ современного состояния и перспектив дальнейшего развития ВМФ России, сделанный парламентариями и другими участниками заседания, позволяет сделать вывод, что его современное состояние как вида Вооруженных Сил Российской Федерации вместе с тем требует принятия незамедлительных мер по его совершенствованию. По мнению сенаторов, инертность в военно-морской политике может негативно отразиться на обеспечении национальной безопасности Российской Федерации с морских и океанских направлений, защите ее государственных интересов в прилегающих морях, поддержании международного статуса России как морской державы.
     Участники выездного заседания комитета констатировали: одними из важнейших причин негативных проблем в функционировании и совершенствовании флота являются отсутствие механизма реализации «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и недостаточные объемы финансирования военно-морских сил в рамках Государственной программы вооружения на 2001 – 2010 годы.
     Отмечая, что правовая база деятельности ВМФ не в полной мере отвечает объективным потребностям их функционирования и модернизации, а принятие комплекса нормативных правовых актов в сфере военно-морской деятельности так и не позволило приостановить негативные тенденции, выражающиеся в физическом и моральном устаревании вооружения и техники, сокращении корабельного и судового составов, разрушении системы базирования и береговой инфраструктуры, судостроительных и судоремонтных мощностей, парламентарии заявили о необходимости принятия комплекса мер, направленных на адекватное нормативно-правовое и материальное обеспечение его функционирования и развития.
     Все упирается, конечно же, в деньги. Российский ВМФ требует значительных ассигнований для создания и постановки на вооружение новых современных образцов вооружения и военной техники и поддержания их в боеготовном состоянии. По прозвучавшим на заседании оценкам, на содержание флота до сей поры выделялось не более 14 процентов военного бюджета, что нельзя назвать достаточным.
     Да, в настоящее время в России приняты нормативные правовые акты, планирующие и доктринальные документы по строительству отечественного ВМФ, осуществляется кораблестроительная программа. Так, за последние два года ВМФ были переданы многоцелевая АПЛ «Гепард» (Северный флот), сторожевой корабль «Татарстан» (Каспийская флотилия), несколько малых кораблей и катеров различного назначения. В дополнение к этому завершились ремонт и модернизация на нескольких надводных кораблях и подводных лодках. Кроме того, в разной степени готовности на верфях России находятся несколько кораблей, в том числе и новых типов: головная ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» (г. Северодвинск), головная многоцелевая АПЛ «Северодвинск», первые два корабля типа «Стерегущий» (г. Санкт-Петербург) и т.д. Реализация этого позволит ВМФ РФ в некоторой степени обновить свой корабельный состав, поддерживать и далее на должном уровне боеготовность частей и соединений. Но это в случае, если флотские программы будут нормально финансироваться…
     Немаловажным остается также сохранение в составе флота на максимально возможный срок службы тех кораблей, которые у нас есть. Сегодня налаживается система их ремонта. В перспективе – переход к модернизации кораблей под новые комплексы оружия. При обеспечении кораблей необходимым ремонтом можно сохранить действующую группировку крупных надводных кораблей на период до 2015 – 2020 годов без существенных сокращений.
     Это направление, кстати, считают одним из наиболее перспективных и в Главном штабе ВМФ, и в Минобороны в целом. Как заявил недавно агентству Интерфакс-АВН официальный представитель Управления начальника вооружения (УНВ) ВС РФ Александр Рахманов, основной упор в повышении боеготовности флота будет сделан на модернизацию и практическое перевооружение уже действующих кораблей и подводных лодок. «Сегодня речь идет не о строительстве новых кораблей, а о модернизации и поддержке старых, связанной с продлением их жизни и перевооружением», – сказал он.
     Рахманов подчеркнул: «В Вооруженных Силах фактически создается новое поколение оружия. Сегодня многие наши средства и комплексы, включая торпеды, артиллерийские установки, – лучшие в мире». А в будущем, по его словам, упор будет сделан на средства, которые позволяют придать флоту за меньшие деньги новое качество: это системы разведки, системы управления, навигации, высокоточное оружие. В частности, предполагается проведение модернизации, переоборудования и капитального ремонта всех многоцелевых атомных подводных лодок, находящихся в боевом составе ВМФ. «Проведение этих мероприятий продлит эксплуатацию подлодок до максимального исчерпания ресурса, то есть еще примерно на 10 лет», – подчеркнул он.
     И все же поэтапное строительство головных, а затем серийных кораблей начиная с малых кораблей, будет вестись. Первенцем российского нового надводного кораблестроения является корвет – новый многоцелевой корабль ближней морской зоны, сочетающий в себе качества противолодочных и ракетных кораблей. На следующем этапе для действий в дальней морской зоне планируется строительство нового многоцелевого фрегата, способного решать как противолодочные, так и ударные задачи. Серия этих кораблей пойдет за корветом. Следом за фрегатом планируется развернуть серийное строительство нового многоцелевого эсминца – корабля океанской зоны.
     В ближайших планах – постройка серии вооруженных крылатыми ракетами атомных подводных лодок нового типа – проекта 885 («Северодвинск»). Кроме того, до 2010 года планируется развернуть серийное строительство подводных ракетоносцев проекта 955 («Юрий Долгорукий») с межконтинентальной твердотопливной БРПЛ комплекса «Булава».
     Все это говорит о том, что Россия в силу своего географического положения, совокупности экономических, политических и военных интересов была, есть и навсегда останется великой морской державой.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства