на главную страницу

23 Октября 2004 года

Все о льготах и правах

Суббота

Если здоровье зашалило в вагоне

Кто окажет медпомощь при путешествии
по железной дороге?

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Человеку военному частенько приходится бывать в дороге. Командировки, отпускная пора - не для того, чтобы болеть. Наоборот, мы берем чемодан и отправляемся в путь! И тем не менее куда и к кому обращаться, если в пути неожиданно потребовалась медицинская помощь? Это дома нам все более или менее ясно: есть «скорая», «неотложка», гарнизонная поликлиника или медпункт части. А если вас или, не дай Бог, ребенка «прихватило» на вокзале или в поезде? Так что вопросы отнюдь не праздные. Чтобы ответить на них, я и отправился на самый многолюдный петербургский вокзал - Московский.

     Найти медпункт было несложно: и указатели имеются, и табло с красным крестом у входа. Словом, дверью не ошибетесь. Признаюсь, заочное представление о вокзальном медпункте у меня было не ахти какое. Поди, сидит в комнатке пожилая женщина-фельдшер и дает обращающимся горемыкам-пассажирам таблетки «от головы» или «от живота». На худой конец укол сделает бедолаге. Наверное, у большинства из нас сложился примерно такой стереотип.
     Каково же было мое удивление, когда с порога попал не в какое-то всеми забытое помещение, а в настоящую мини-поликлинику: кабинет для приема больных, процедурная, изолятор с отдельным выходом, кабинеты заведующей медпунктом и старшего фельдшера, бытовое помещение, три (!) санузла. Да и оснащение под стать: современная медицинская аппаратура (кардиомонитор, дефибриллятор и др.), каталки, коляски. Одного перевязочного материала на 600 человек - на экстренный случай. На круглосуточном дежурстве целая бригада: врач, два фельдшера и санитарки.
     - Все соответственно объему работы - ежедневный пассажиропоток на Московском вокзале 30 тысяч человек, - рассказывает заведующая медпунктом Валентина Симонова. - Поэтому обращаются к нам довольно часто: ежедневно порядка 60 человек, в том числе военнослужащие и члены их семей. Кстати, все наши врачи владеют как минимум одной смежной специальностью: невролога, хирурга, кардиоревматолога.
     Кто же становится клиентом медпункта? Все те, кому потребовалась первая медицинская помощь при ухудшении самочувствия, приступе хронического заболевания, травме. Известно, что, чем быстрее такая квалифицированная помощь будет оказана, тем скорее человек поправится.
     По словам старшего фельдшера Любови Перевердиевой, настоящей проверкой на «боеготовность» стала в прошлом году работа с пациентами с подозрением на атипичную пневмонию. Так, бригадир поезда Екатеринбург - Санкт-Петербург сообщил, что в одном из вагонов следует домой уволенный в запас военнослужащий с симптомами, похожими на атипичную пневмонию: кашель, высокая температура. Прямо с перрона его увезли в изолятор, а затем в городскую инфекционную больницу № 30, где разместили в специальном изолированном боксе. К счастью, наличие атипичной пневмонии не подтвердилось. Тем не менее у солдата выявили туберкулез, который и дал столь тревожные симптомы.
     Мобильность - характерная черта в деятельности сотрудников медпункта. Ведь не всякий пострадавший самостоятельно может добраться сюда. Обычно звонит дежурный по вокзалу и сообщает, кому и где требуется помощь. Каталки или носилки в руки - и вперед. Иногда сигнал поступает с прибывающего поезда. «На вынос» имеются специальные сумки с полным набором медикаментов, есть современный переносной дефибриллятор.
     Понятно, что не всегда сотрудники медпункта сами в состоянии помочь тяжелому пациенту: инфаркт, нарушения мозгового кровообращения, острые инфекции. Тогда связываются со «Скорой помощью», откуда обычно приезжают специализированные бригады (кардиологическая, реанимационная, психоневрологическая). Есть контакт и с военными госпиталями, дислоцированными в Санкт-Петербургском гарнизоне.
     Бывает, что явно больной человек, получив в медпункте помощь, несмотря на уговоры отложить поездку, все равно отправляется в путь. Тогда приходится связываться с коллегами на конечном пункте, чтобы они встретили такого пассажира, проконтролировали его самочувствие.
     Чем дольше я общался с сотрудниками медпункта, тем больше меня подкупали радушие и благожелательная атмосфера, царящие здесь. Вот, к примеру, заглянула мама с грудным ребенком. Едет в Новороссийск, до поезда еще час, вот и попросилась покормить ребенка. Нет проблем! В медпункте можно не только покормить, но и перепеленать. Да и вообще лишний раз врачу взглянуть на дитя не вредно. Однажды даже роды пришлось принимать в медпункте. Собственно говоря, зайти сюда может не только потенциальный пассажир, но и любой человек - никто не спрашивает наличия билета. Тут можно измерить давление, попросить таблетку, просто проконсультироваться.
     Ну а если плохо стало непосредственно в пути? В вагоне первая инстанция - проводник. Если самочувствие терпимое, то у него есть аптечка с минимальным набором медикаментов, куда входят, в частности, сердечные препараты, лекарства от головной боли, перекись водорода и йод, перевязочные материалы, жгут и даже носилки для транспортировки больного. Все это при необходимости используется бесплатно. Кроме того, в штабном вагоне находятся еще две аптечки (текущая и аварийная под пломбой) и носилки. На специальных занятиях проводников готовят к оказанию пассажирам доврачебной помощи (равно как и студентов, которые заступают на эту вахту в период трудового семестра).
     Если состояние больного тяжелое, то бригадир поезда сообщает об этом в медпункт станции, куда следует пассажир, - там его готовятся встретить. В случае, когда требуется безотлагательная врачебная помощь, предупреждают медиков ближайшего вокзала (кстати, на крупных станциях имеются узловые больницы) - они выходят на перрон и принимают больного. Технология процесса отработана до мелочей.
     Если остановка в пути произошла по причине заболевания, то пассажир может продолжить поездку в срок не позже 10 суток после окончания лечения (нужно будет переоформить билет, предъявив справку с места лечения или больничный).
     Словом, покидал я Московский вокзал в полной уверенности: случись что со здоровьем - в беде меня не оставят. Не надо только стесняться обращаться за помощью к медикам железной дороги - опыт у них огромный, да и оснащение соответствующее. А главное - там работают чуткие, отзывчивые люди. Хотя, конечно, в дороге лучше не хворать.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства