на главную страницу

27 Октября 2004 года

Армия и общество

Среда

Обойтись бы без скандалов

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     Областной думе законодательного собрания Свердловской области в ближайшее время предстоит утвердить проект закона «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области». Представляемый в порядке законодательной инициативы областного правительства проект документа стал логическим продолжением нашумевшего летом текущего года Федерального закона №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…», предусматривающего замену льгот денежными компенсациями.
     По мнению ведущего разработчика областного законопроекта председателя комитета думы законодательного собрания Свердловской области по социальной политике Татьяны Вахрушевой, уже сегодня можно говорить о том, что положительный исход грядущего заключительного решения был предрешен гораздо раньше, чем вышел в свет сигнальный экземпляр облпроекта. Во-первых, потому, что процесс «нарезания» взамен прежних льгот адекватных денежных пособий труженикам тыла, ветеранам труда и лицам, пострадавшим от политических репрессий, поручен именно субъектам РФ. И здесь, как говорится, хочешь не хочешь, а решение выполняй. Во-вторых, с учетом традиционных для любого законодательного материала сопутствующих доработок конечный вариант обсуждаемого регионального документа, скорее всего, будет приемлемым для самих ветеранов. Ведь готовился проект на основании поступавших в комитет многочисленных просьб и пожеланий.
     Правда, стоит отметить, что по сей день большинство попавших «под закон» свердловчан (как правило, горожан - основных «потребителей» выслуженных льгот) с иронией отзываются по поводу фразы министра финансов РФ Алексея Кудрина о совершаемом «революционном шаге». Они по-прежнему задаются вопросом: «А разве может быть еще хуже?» Ведь для многих канет в Лету бесплатный проезд на городском транспорте (кому нужен сорокарублевый проездной на электричку, если по городу приходится передвигаться на метро, трамваях, троллейбусах и автобусах?!). Исчезнет доступное лекарственное обеспечение (при рыночных ценах на предусмотренную пару сотен «соцпакетовских» рублей, по-серьезному можно купить разве что пузырек от нужного лекарства). И т.д., и т.п. по всему скорбному перечню почивших льгот.
     - Поэтому в сложившихся обстоятельствах разработчики регионального документа не могли бездумно перенести в свой проект традиционный набор федеральных рекомендаций, - проливает свет на положение дел Татьяна Вахрушева. – Цена рассматриваемого вопроса – соцобеспечение полумиллиона человек.
     Татьяна Николаевна припомнила идентичную ситуацию, сложившуюся в период разработки областного закона, предусматривавшего дополнительные меры социальной защиты в отношении лиц, получивших ранения, травмы, контузии, но по ряду причин не сумевших оформить персональную инвалидность. Тогда в борьбе за права неполной тысячи человек в чиновничьих кабинетах ломались копья более полугода. Теперь же речь идет о людской массе, равной по численности населению большого города. А это говорит о том, что адаптация общества к вступающему 1 января 2005 года в свои права документу будет куда драматичнее и длительнее.
     Правда, к чести свердловских законотворцев, им удалось сберечь ряд положений из утрачивающего с нового года силу областного закона (от 30 января 1995 года) № 3-ОЗ «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области». В частности, при поддержке правительства Свердловской области в обсуждаемом проекте для всех категорий ветеранов сохранен бесплатный проезд в городском транспорте.
     - Что вы делаете?! – восклицали по этому поводу представители областного Минфина. – Они же (читай - ветераны) пока не просят нас об этом!
     - Когда запросят, будет поздно, - парировал выпады председатель правительства области Алексей Воробьев.
     Так, в оценках и спорах, велись поиски точек соприкосновения по целому ряду процедурных и организационных вопросов. Например, как в перспективе вести разграничение «омонетизированных» лиц и тех, кто предпочел услуги соцпакета? Какой документ положен человеку, если он получает денежную компенсацию? И так далее. Для наглядности была даже смоделирована виртуальная ситуация: два ветерана с одинаковым соцстатусом, но с разными предпочтениями в отношении предоставляемой социальной поддержки, заходят в коммерческий автобус. Перевозку одного из них автопредприятию компенсирует муниципальный бюджет. Второй ветеран обязан расплатиться «живой» монетой. Но кто из них кто? Как воспримут ситуацию общество, сами ветераны? Не обернется ли это дискредитацией идеи монетизации? Не исключено, что за вопросами своеобразным «прицепом» последуют невидимые пока проблемы, проявления недовольства, может, и скандалы.
     И все же плюсом к сбереженному бесплатному проезду инвалидов Отечественной войны и боевых действий дополнительно идет 50-процентная компенсация абонентской платы за телефон. Для женщин – участниц войны, не имеющих инвалидности, сохранены бесплатные путевки (раз в два года) с выездом на санаторно-курортное лечение или соразмерная денежная компенсация, а также полное погашение услуг по установке телефона по месту жительства. «Блокадникам» и труженикам тыла - 50-процентное погашение расходов, связанных с оплатой жилья, коммунальных услуг и топлива, абонентской платы за телефон, радио, пользование коллективной телевизионной антенной, обеспечение санаторно-курортными путевками.
     Общая сумма планируемых расходов из областного бюджета составила 2.325.930 тысяч рублей. В том числе – 1.028.410 тысяч рублей за жилищно-коммунальные услуги, 402.022 тысячи рублей - проезд в городском и пригородном транспорте, 10.250 тысяч рублей - обеспечение лекарствами тружеников тыла, 5.403 тысячи рублей — оплата санаторно-курортных путевок.
     По прогнозу социально-экономических и иных последствий принятие регионального законопроекта обеспечит сохранение ныне имеющихся льгот областным ветеранам труда и труженикам тыла.
     Казалось бы, в проекте предусмотрено многое. Да не все. К примеру, не найдя в обсуждаемом документе ни слова о социальной поддержке ветеранов военной службы, был не на шутку озадачен начальник центра социального обеспечения – помощник военного комиссара Свердловской области полковник Георгий Долошкан. А ведь речь идет о самой распространенной категории среди военных пенсионеров. Только в Свердловской области сегодня проживают свыше 6.000 «запасников»-льготников.
     Можно, конечно, принять на свой счет статью 11 предлагаемого областного проекта, где речь идет о мерах соцподдержки ветеранов труда и «лиц, приравненных к ним». Правда, что это за перечень приравненных лиц, пока неизвестно. Но, если под ним подразумеваются военные пенсионеры, может, было лучше пойти по пути изначальной трактовки статей ФЗ «О ветеранах». Во всяком случае военный комиссар Свердловской области генерал-майор Александр Кудрявцев уже направил разработчикам проекта запрос с просьбой разъяснить: в каких именно строках будущего регионального закона следует искать «право на кусочек счастья» ветеранам военной службы.
     Более того, без внимания сотрудников облвоенкомата не осталась и моральная сторона рассматриваемых в проекте вопросов. Сотрудников среднеуральских органов местного военного управления, стоящих на страже прав военных пенсионеров не радует тот факт, что ветераны военной службы (те, кто имеет за плечами 20-25 и более лет выслуги, как правило, старшие офицеры и участники боевых действий) будут вынуждены ежемесячно проходить унизительную, по большому счету копеечную «монетизационную» процедуру в общей, чего греха таить, зачастую скандальной очереди иных пенсионеров и теперь уже бывших льготников.
     В этой ситуации, по словам полковника Долошкана, при наличии соответствующего решения военные комиссариаты через штатные центры соцобеспечения могли бы взять на себя роль посредников по расчету старших офицеров запаса по уже существующему образцу, например, как это происходит с начислением пособий детям военнослужащих, погибших в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Более того, при подобном раскладе, собирая нужный пакет справок, ветеранам военной службы не пришлось бы бегать по инстанциям, ведь в делопроизводстве ВК существует полная база данных на каждого офицера, находящегося в запасе и отставке.
     И еще. Сегодня, рассуждая о порядке «монетизации» льгот, запасники все чаще задаются одним и тем же вопросом: «В какой связи забота о вчерашних защитниках Отечества перепоручена регионам?» Ведь они – майоры, полковники, генералы - по два-три десятка лет правили службу не в интересах отдельно взятой области, а в интересах всего государства. Так почему последняя забота о «служивых» стала уделом местных чиновников, которые зачастую, зная об армии лишь по рассказам, наделены правом определять степень заслуг целой, этой особой категории соотечественников?
     И правда, почему?


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства