на главную страницу

28 Октября 2004 года

Четверг

К Дню армейской авиации
Несущие возмездие

Беседовал Андрей ЛУНЁВ.



Ровно год назад был завершен прием частей армейской авиации в состав Военно-воздушных сил. Обусловлено это было сложившимся на тот момент негативным положением дел в армейской авиации - говорилось даже, что вертолетчики превратились в некую «частную перевозочную лавочку» для некоторых должностных лиц. Толчком к передаче послужила трагическая авиакатастрофа вертолета Ми-26 летом 2002 года в Чечне, и уже с марта следующего года процесс, что называется, пошел. Считалось, что под флагом ВВС армейская авиация будет лучше работать, успешнее решать боевые задачи. Оно и понятно: даже когда она находилась у сухопутчиков, то очень редко выполняла задачи без взаимодействия со штурмовой или фронтовой авиацией. Всегда вместе разрабатывался план действий, и главенствовал при этом представитель Военно-воздушных сил, который указывал и подсказывал, как работать вертолетчикам, чтобы со своей стороны ВВС смогли прочистить коридоры, обеспечить пролеты и т.д. О том, как переподчинение сказалось на качестве выполняемых экипажами задач, о состоянии вертолетного парка и перспективах развития армейской авиации, несколько раз за свою 56-летнюю историю переходившей из ВВС в Сухопутные войска и обратно, «Красной звезде» рассказал начальник отдела боевой подготовки транспортных и специальных вертолетов управления армейской авиации управления начальника авиации ВВС полковник Алексей Ланде.

     - Алексей Анатольевич, в прошлом году основным больным вопросом армейской авиации, по словам главкома ВВС, было состояние авиатехники. Около половины ее тогда считалось неисправной. Основу вертолетного парка составляли морально устаревшие Ми-8 и Ми-24. Современных образцов вертолетов (Ка-50, Ми-26) - около 10 процентов от штатной численности. Изменилась ли эта ситуация сегодня?

     - После переподчинения армейской авиации ВВС исправности авиатехники стало уделяться более пристальное внимание. Однако необходимо учитывать такой фактор, как ее естественное старение. Часть наших Ми-8 и Ми-24 выпуска 1980-х годов подходит к предельным срокам эксплуатации, причем модернизировать их уже нельзя - металл попросту стареет, и ничего с этим не поделаешь. Новые вертолеты закупать сейчас нет возможности, поэтому поддерживаем исправность техники, приобретая запчасти для тех вертолетов, которые имеют достаточный запас ресурса по календарному сроку эксплуатации и наработку в часах. А вообще боевой потенциал частей поддерживаем за счет модернизированных вертолетов, которые по своим характеристикам почти вдвое могут превосходить базовые образцы. К примеру, на вертолетах серии Ми-24М улучшена аэродинамика, уменьшен общий вес машины за счет установки неубирающегося шасси и удаления части крыла. Имеется и современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), с ним вертолет способен решать навигационные задачи с помощью спутниковых и инерционных систем. Но, к сожалению, и у некоторых модернизированных машин существует недостаток - вся начинка-то новая, а вот у так называемого планера через некоторое время наступят предельные сроки эксплуатации.

     - А когда ожидается поступление в войска новой авиатехники и какими темпами проходит модернизация уже имеющейся?

     - Честно скажу, темпы далеки от ударных в силу экономических возможностей нашей страны. Однако в государственной программе перевооружения, которая должна быть реализована до 2016 года, заложено поступление в армейскую авиацию (и это решение Президента России) нового вертолета Ми-28 - он станет нашим основным ударным вертолетом. А около восьмидесяти Ми-8 и Ми-24, у которых еще достаточный запас прочности, планируется приспособить для ночного применения.
     Если раньше боевые и ударные вертолеты были лишь дневного действия (для работы ночью им «подсвечивали» другие вертолеты или специальными снарядами с земли), то сейчас постепенно появляется целая плеяда модернизированных вертолетов, которые благодаря современному оборудованию способны вести ночную разведку с помощью тепловизионных устройств и систем. К сожалению, отечественная промышленность отстает в их производстве от иностранных коллег. Наши вертолеты, работающие сейчас в Чечне, - Ми-8МТКО и Ми-24ПК, имеют в своем арсенале иностранную элементную базу - тепловизоры в основном шведского и французского производства, которые обеспечивают дальность обнаружения цели до восьми километров.
     А российские приборы, взятые в основном с танков, раза в три меньше. Естественно, это не дает желаемого результата, так как у вертушки скорость большая и после обнаружения объекта у летчика остаются считанные секунды для того, чтобы определить, что это противник, прицелиться и применить средства поражения. Получается, что в одном боевом заходе, пускается одна эффективная ракета. Поэтому модернизация отечественных тепловизионных систем тоже будет большим подспорьем для более эффективной работы наших вертолетов. Кстати, сейчас проходит испытания модернизированный Ми-24ПК2. У него уже более совершенная отечественная тепловизионная система и система ночного видения.

     - Какие еще современные системы вооружения устанавливаются на вертолеты?

     - Например, на вертолетах Ка-50 установлен лазерный дальномер-подсветчик. По подсвеченному лазером лучу с удаления нескольких километров ракеты более тяжелого класса - ПТУРы, в которых сохранены точностные характеристики и увеличена мощность боевого заряда для уничтожения пунктов управления противника, идут точно в цель. А весной этого года совместно с Липецким центром боевого применения и переучивания летного состава мы проводили исследования возможности подсвета Ка-50 штурмовикам Су-25 с такими ракетами и бомбардировщикам Су-24. Из трех пусков лишь один был не совсем удачным - ракета приземлилась в нескольких метрах от цели и то лишь из-за неправильно выбранного направления, а два других - прямые попадания.
     Получается очень эффектная связка - не входя в зону поражения ПВО противника, самолет пускает ракету, находясь на большом удалении от цели и вертолета, порядка 15 километров, и уходит, а вертолет, также не досягаемый до врага, доводит ее до цели. Поэтому дальнейшие работы по совершенствованию взаимодействия с фронтовой авиацией будут продолжены и в следующем году, так как это перспективное направление. К примеру, у американцев все управляемые ракеты нового класса идут по управляемому лазерному лучу. Думаю, что в течение трех-четырех лет подобная система наведения ракет на цель будет реализована как на вертолетах Ми-24, так и Ми-8. Просто сама жизнь заставит это сделать.

     - Какие задачи армейская авиация выполняет в Чечне?

     - Армейская авиация в Чечне представлена отдельным вертолетным авиаполком, который входит в состав объединенной группировки авиации ОГВ(с) на Северном Кавказе. Наши экипажи перевозят личный состав и грузы, осуществляют радиотехническую, тепловизорную разведку местности и поисково-спасательные операции, сопровождают колонны и наносят удары по выявленным объектам боевиков. Естественно, периодически происходит замена пилотов из разных объединений ВВС и ПВО. А для того чтобы сберечь ресурс авиатехники, мы ограничили налет летного состава определенным количеством часов, и часть задач по перевозке грузов, которые раньше выполняла авиация, теперь переложены на автомобильный и железнодорожный транспорт - ситуация в республике уже стабилизируется.

     - Востребован ли в Чечне вертолет Ка-50 «Черная акула»?

     - К сожалению, в Чечне Ка-50 применялся лишь однажды, в 2002 году. Этот вертолет и его последователь Ка-52 «Аллигатор» просто незаменимы для работы в горных условиях - в силу конструктивных особенностей винта и летно-технических характеристик. К примеру, они могут зависнуть на высоте четырех тысяч метров и оттуда осуществлять огневое поражение цели - на такое ни один из отечественных вертолетов больше неспособен. Однако все прекрасно понимают, что при нынешней экономической ситуации в государстве развивать два типа вертолета нецелесообразно. Поэтому все усилия сейчас направлены на то, чтобы где-то с 2008 года залетал Ми-28. Но нельзя же забывать и о Ка-50, который стоит у нас на вооружении с 1995 года. Кстати, на прошедших учениях «Рубеж-2004» Ка-50 опять же великолепно показал себя в горных условиях. Считаю, что целесообразно было бы создать подразделение таких машин, которые бы выполняли специальные задачи на Северном Кавказе.

     - До конца этого года планируется уменьшить численность военнослужащих в нашей армии на 100 тыс. человек. Самые масштабные сокращения пройдут в ВВС. Как это затронет армейскую авиацию? Ожидается, что прекратят свое существование несколько вертолетных полков Ми-8МТ и Ми-24.

     - Повального сокращения вертолетных полков армейской авиации не предполагается. Будет оптимизирована штатная численность боевого состава, то есть списана та авиатехника, в которую, исходя из срока ее службы, вкладывать средства уже нецелесообразно. А уже под боевой состав будет подведена штатная численность личного состава. В дальнейшем планируется, чтобы вертолетные полки состояли из двух эскадрилий.

      - Каков налет у летчиков армейской авиации? Есть ли возможность его повышать при существующих лимитах выделения топлива?

     - Возможности, конечно же, нет. Ведь лимиты топлива - самый «больной» вопрос во всех Военно-воздушных силах. Что касается годового налета, то он колеблется от 20-30 часов у молодых летчиков, выпускников авиаинститута, и до 200 часов у пилотов, выполняющих задачи в Северо-Кавказском регионе. Вертолетчики, находящиеся с миротворческой миссией в африканской Сьерра-Леоне, в год летают порядка 250 часов. При наличии топлива, даже при существующем ныне парке авиационной техники, мы бы смогли существенно повысить показатели налета. Сейчас же тех пилотов, которые способны, как говорится, в любых условиях выполнить боевую задачу в полках можно по пальцам пересчитать.

     - Сызранский военно-авиационный институт - единственный в стране, который готовит кадры для армейской авиации. В каком состоянии находится его учебно-материальная база? Планируется ли обеспечить ее современными компьютерами, тренажерами и авиатехникой, позволяющей эффективно проводить летное обучение курсантов?

     - Учебно-материальная база находится, скажем так, в состоянии постоянного совершенствования. Мы мечтаем, чтобы она отвечала всем современным требованиям. В этом году мы сократили один из четырех вертолетных полков - для обучения курсантов достаточно трех. Один полк на Ми-8, второй на Ми-24. А третий полк сейчас переходит на вертолеты Ми-2, от которых мы после развала Союза отказались (вертолетный завод для них остался в Польше). Всего будет две эскадрильи по 12 машин. Первые десять - уже на месте, в Соколе Саратовской области. Остальные прибудут в скором времени, после модернизации на «Роствертоле». На Ми-2 переходим по вполне понятным причинам: у них меньше затраты моторесурса и топлива.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства